Работа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Работа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми

Григорьева А.А. 1
1Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка, что отражается на его поведении и учебе.

Актуальность данной темы связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Одной из основных трудностей в данном вопросе является сложность выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на формирование личности и психики ребенка. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

 

Основная часть

Жестокое обращение с детьми, невнимание к их интересам, не только наносит непоправимый вред их здоровью, но имеет также тяжелые социальные последствия. Предотвращение такого развития событий возможно при раннем выявлении случаев насилия и принятии мер по реабилитации ребенка и, если это возможно, семьи. Что же такое «жестокое обращение»?

Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, приемными родителями).

Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое насилие(эмоциональное)  – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

• неполные и многодетные семьисемьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

• нежеланный ребенок;

• умственные или физические недостатки ребенка;

• «трудный» ребенок – это тот, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. 

Основной целью работы педагога-психолога является психологическое сопровождение личности и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Одна из задач – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу. Работа проводится по основным направлениям: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая, консультативная, профилактическая.

Работа педагога-психолога начинается с организационного этапа:

  • анализ состояния в школе;

  • сбор информации о семьях;

  • сбор информации об учащихся.

Второй этапдиагностический, направлен на выявление детей «группы риска» и изучение их личностных особенностей, изучение отношений между такими детьми и их родителями, на выявление жестокого обращения с детьми. Для этого целесообразно использовать следующие методики:

  • «Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) - она удобна в обработке, охватывает сразу несколько факторов, как личностного характера, так и социального;

  • метод наблюдения;

  • методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) – позволит изучить отношения родителей (особенно матери) к разным сторонам семейной жизни;

  • шкала общения ребенка с родителями (А.И. Баркан) – по этой шкале приблизительно можно понять состояние ребенка на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребенка с родителем;

  • анкетирование «Выявление жестокого обращения с детьми».

Результаты обследований используются при построении дальнейшей работы.

Третий этап деятельный:

  • проводится индивидуальная коррекция личности «трудного» ребенка;

  • индивидуальные консультации родителей, учителей;

  • детско-родительские занятия с элементами тренинга, которые помогают родителям осмыслить свои взаимоотношения с детьми, у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей;

  • родительские собрания: «Мир – без жестокости к детям» - создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми, «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» - дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по-новому на использование наказаний, переосмыслить их;

  • групповые консультации педагогов: «Ваши действия при подозрении на жестокое обращение с детьми», «Консультации с целью расширить знания о проблеме жестокого обращения с

детьми»;

  • классные часы: «Скажи, нет, жестокому обращению с детьми» - ознакомление с проблемой жестокого обращения с детьми и поиск путей её решения, «Построим мост друг к другу» - создать условия для формирования уважительных отношений между мальчиками и девочками, «Безопасность в моем мире» - создать условия для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию;

  • психологические тематические памятки: «Чем заменить наказание?», «Если ребенок заявляет вам о насилии», «Если вы не хотите стать жертвой насилия», «Прежде, чем применить физическое наказание ребенку, остановитесь!»

Заключительный этапрезультативность: проблема решена или не решена.

Одним из приоритетных направлений работы школы является профилактика жестокого обращения с детьми и поэтому в школе разработан алгоритм действий специалистов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с детьми.

Алгоритм действий педагога-психолога по раннему выявлению и профилактике жестокого обращения с детьми:

1) Педагог должен обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении с ним:

  • не ухоженность, неопрятность

  • апатичность или агрессивность ребенка

  • изменчивое поведение (спокойствие - возбуждение)

  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки

  • повторяющиеся жалобы на недомогание (головная боль…)

  • чувство страха по отношению к родителям

  • повышенная агрессивность в играх по отношению к другим детям

  • острые эмоциональные реакции при получении замечаний

  • ребенок боится после школы идти домой

2) При подозрении на жестокое обращение с ребенком педагог должен предпринять следующие меры:

  • завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением

  • в случае получения основания полагать, что с ребенком жестко обращаются, необходимо вместе с социальным педагогом, классным руководителем осуществить выход в семью ребенка.

3) При выявлении случая жестокого обращения с ребенком, необходимо:

  • немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком

  • руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем в письменном виде) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

4) В целях защиты прав и интересов ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

  • совместно с заинтересованными службами (классный руководитель, социальный педагог, органы опеки) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, включая работу с его семьей

  • организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации

  • направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка.

5) Если Вы первый человек, кому ребенок рассказал о насилии, ваши действия:

  • сохраняйте спокойствие

  • скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о насилии

  • внимательно выслушайте его рассказ

  • скажите ребенку, что произошедшее насилие – это не его вина

  • заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность.

Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье, осуществляется в ходе проведения цикла занятий, на которых используются следующие методы и техники:

  • создание ситуаций успеха;

  • беседы;

  • психогимнастические игры.

  • игры и упражнения на развитие и профилактику нарушений эмоционально – личностной сферы (агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.);

  • задания на развитие коммуникативной сферы;

  • рисование;

  • подвижные, развивающие игры;

  • чтение психологических сказок, стихов;

  • песочная терапия;

  • релаксация;

Следует подчеркнуть, что для эффективной работы по профилактике, выявлению и сопровождению случаев насилия в семье педагогам-психологам необходимо владеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • знание прав ребенка;

  • уважение ребенка как личности;

  • понимание социально-психологических особенностей детского возраста;

  • понимание и учет различий в жизненной позиции взрослого и ребенка;

  • умение внимательно слушать, а не учить других;

  • умение говорить с детьми как с равными;

  • способность ограничивать власть, превосходство взрослых в детско-родительских взаимоотношениях и в своей работе с детьми.

Заключение

В заключение работы можно сказать, что  жестокое обращение с детьми и  пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.  

Вывод:

Таким образом, для того, чтобы дети, а в будущем взрослые, были психологически здоровы, необходима организация профилактики жестокого обращения с детьми и подростками в школе, в семье. Это поможет сохранить здоровье и благополучие будущего поколения, и, выросшее в атмосфере доброты и взаимопонимания, оно сможет строить взаимоотношения с друзьями, уже в своей семье, с собственными детьми, в будущем конструктивно опираясь только на положительный опыт поколений. Только воспитание в среде, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, заставляет его расти таким, каким нравится окружающим.

Список используемой литературы:

1. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2021. – 270 с.

2. Голубь М.С. Технологии профилактики насилия и жестокого обращения с детьми: Учебное пособие / М.С. Голубь. – Краснодар: Министерство образования и науки РФ, Кубанский государственный университет, 2018. – 100 с.

3. Защита детей от жестокого обращения: Рабочая книга / Под. ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2020. – 254 с.

4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое рук. / [И.А. Баева и др.]; под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2019. – 287 с.

5. Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита (Проблемы детства: наука и практика) / Под. ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал. – М.: Издательство Дом, 2022. – 38 с.

Просмотров работы: 342