Введение
В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка, что отражается на его поведении и учебе.
Актуальность данной темы связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Одной из основных трудностей в данном вопросе является сложность выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на формирование личности и психики ребенка. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми, невнимание к их интересам, не только наносит непоправимый вред их здоровью, но имеет также тяжелые социальные последствия. Предотвращение такого развития событий возможно при раннем выявлении случаев насилия и принятии мер по реабилитации ребенка и, если это возможно, семьи. Что же такое «жестокое обращение»?
Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, приемными родителями).
Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое насилие(эмоциональное) – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в его адрес в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• «трудный» ребенок – это тот, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.
Основной целью работы педагога-психолога является психологическое сопровождение личности и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Одна из задач – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу. Работа проводится по основным направлениям: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая, консультативная, профилактическая.
Работа педагога-психолога начинается с организационного этапа:
анализ состояния в школе;
сбор информации о семьях;
сбор информации об учащихся.
Второй этап – диагностический, направлен на выявление детей «группы риска» и изучение их личностных особенностей, изучение отношений между такими детьми и их родителями, на выявление жестокого обращения с детьми. Для этого целесообразно использовать следующие методики:
«Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) - она удобна в обработке, охватывает сразу несколько факторов, как личностного характера, так и социального;
метод наблюдения;
методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) – позволит изучить отношения родителей (особенно матери) к разным сторонам семейной жизни;
шкала общения ребенка с родителями (А.И. Баркан) – по этой шкале приблизительно можно понять состояние ребенка на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребенка с родителем;
анкетирование «Выявление жестокого обращения с детьми».
Результаты обследований используются при построении дальнейшей работы.
Третий этап – деятельный:
проводится индивидуальная коррекция личности «трудного» ребенка;
индивидуальные консультации родителей, учителей;
детско-родительские занятия с элементами тренинга, которые помогают родителям осмыслить свои взаимоотношения с детьми, у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей;
родительские собрания: «Мир – без жестокости к детям» - создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми, «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» - дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их;
групповые консультации педагогов: «Ваши действия при подозрении на жестокое обращение с детьми», «Консультации с целью расширить знания о проблеме жестокого обращения с
детьми»;
классные часы: «Скажи, нет, жестокому обращению с детьми» - ознакомление с проблемой жестокого обращения с детьми и поиск путей её решения, «Построим мост друг к другу» - создать условия для формирования уважительных отношений между мальчиками и девочками, «Безопасность в моем мире» - создать условия для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию;
психологические тематические памятки: «Чем заменить наказание?», «Если ребенок заявляет вам о насилии», «Если вы не хотите стать жертвой насилия», «Прежде, чем применить физическое наказание ребенку, остановитесь!»
Заключительный этап – результативность: проблема решена или не решена.
Одним из приоритетных направлений работы школы является профилактика жестокого обращения с детьми и поэтому в школе разработан алгоритм действий специалистов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с детьми.
Алгоритм действий педагога-психолога по раннему выявлению и профилактике жестокого обращения с детьми:
1) Педагог должен обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении с ним:
не ухоженность, неопрятность
апатичность или агрессивность ребенка
изменчивое поведение (спокойствие - возбуждение)
отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки
повторяющиеся жалобы на недомогание (головная боль…)
чувство страха по отношению к родителям
повышенная агрессивность в играх по отношению к другим детям
острые эмоциональные реакции при получении замечаний
ребенок боится после школы идти домой
2) При подозрении на жестокое обращение с ребенком педагог должен предпринять следующие меры:
завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением
в случае получения основания полагать, что с ребенком жестко обращаются, необходимо вместе с социальным педагогом, классным руководителем осуществить выход в семью ребенка.
3) При выявлении случая жестокого обращения с ребенком, необходимо:
немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком
руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем в письменном виде) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
4) В целях защиты прав и интересов ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:
совместно с заинтересованными службами (классный руководитель, социальный педагог, органы опеки) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, включая работу с его семьей
организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации
направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка.
5) Если Вы первый человек, кому ребенок рассказал о насилии, ваши действия:
сохраняйте спокойствие
скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о насилии
внимательно выслушайте его рассказ
скажите ребенку, что произошедшее насилие – это не его вина
заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность.
Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье, осуществляется в ходе проведения цикла занятий, на которых используются следующие методы и техники:
создание ситуаций успеха;
беседы;
психогимнастические игры.
игры и упражнения на развитие и профилактику нарушений эмоционально – личностной сферы (агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.);
задания на развитие коммуникативной сферы;
рисование;
подвижные, развивающие игры;
чтение психологических сказок, стихов;
песочная терапия;
релаксация;
Следует подчеркнуть, что для эффективной работы по профилактике, выявлению и сопровождению случаев насилия в семье педагогам-психологам необходимо владеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
знание прав ребенка;
уважение ребенка как личности;
понимание социально-психологических особенностей детского возраста;
понимание и учет различий в жизненной позиции взрослого и ребенка;
умение внимательно слушать, а не учить других;
умение говорить с детьми как с равными;
способность ограничивать власть, превосходство взрослых в детско-родительских взаимоотношениях и в своей работе с детьми.
Заключение
В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Вывод:
Таким образом, для того, чтобы дети, а в будущем взрослые, были психологически здоровы, необходима организация профилактики жестокого обращения с детьми и подростками в школе, в семье. Это поможет сохранить здоровье и благополучие будущего поколения, и, выросшее в атмосфере доброты и взаимопонимания, оно сможет строить взаимоотношения с друзьями, уже в своей семье, с собственными детьми, в будущем конструктивно опираясь только на положительный опыт поколений. Только воспитание в среде, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, заставляет его расти таким, каким нравится окружающим.
Список используемой литературы:
1. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2021. – 270 с.
2. Голубь М.С. Технологии профилактики насилия и жестокого обращения с детьми: Учебное пособие / М.С. Голубь. – Краснодар: Министерство образования и науки РФ, Кубанский государственный университет, 2018. – 100 с.
3. Защита детей от жестокого обращения: Рабочая книга / Под. ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2020. – 254 с.
4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое рук. / [И.А. Баева и др.]; под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2019. – 287 с.
5. Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита (Проблемы детства: наука и практика) / Под. ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал. – М.: Издательство Дом, 2022. – 38 с.