ФОРМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФОРМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кондрашова О.И. 1
1Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Непрерывное образование медицинского персонала является ключевым фактором повышения качества медицинской помощи. В условиях быстрого обновления медицинских знаний и технологий регулярное обучение позволяет врачам и медицинским сестрам поддерживать и повышать свою квалификацию. В статье рассматриваются подходы к разработке концепции непрерывного образования медицинского персонала в медицинской организации.

Методология исследования

Для разработки концепции был проведен анализ нормативно-правовой базы в сфере непрерывного медицинского образования, изучен отечественный и зарубежный опыт организации обучения медицинских работников. Также нами было проведено анкетирование работников медицинской организации для выявления их потребностей и предпочтений в обучении.

Результаты и обсуждение

Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ подготовлена во исполнение Указа Президента РФ № 598 от 07.05.2012 [3], в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона № 323 от 21.11 [4]. В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (статья 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом РФ (статья 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определенной специальности. При этом в статье 76 обсуждаемого закона указано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации [3-4].

Чтобы понять проблемы непрерывного обучения медицинского персонала, изначально нужно обратиться к определениям понятий: непрерывное медицинское образование, мотивация, повышение квалификации.

Непрерывное медицинское образование (далее НМО) — это деятельность специалиста, направленная на сохранение и приумножение своих профессиональных умений, навыков, квалификационных характеристик, базы полезных знаний и личностных черт, необходимых для повышения качества своей профессиональной деятельности и расширения профессиональной компетенции.

Мотивация — это побуждение к действию и неотъемлемая часть любого профессионального и личностного роста.

Повышение квалификации — это подготовка кадров, направленная на усовершенствование знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.

Концепцияопределенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Обозначив определения понятий, следует перейти к выявлению проблемных аспектов и разработке соответствующих рекомендаций. Так, результаты проведенного исследования показали, что разработка концепции непрерывного образования медицинского персонала является актуальной задачей для совершенствования системы здравоохранения [5, c. 166-173].

Анализ нормативно-правовой базы показал [1-4], что основой для формирования концепции непрерывного образования медработников являются положения Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] и Указа Президента РФ N 598 от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [3]. Данные документы [3-4] устанавливают обязанность медицинских работников проходить непрерывное образование для поддержания и повышения уровня квалификации.

Изучение отечественного и зарубежного опыта организации непрерывного образования медицинского персонала показало эффективность применения дистанционных образовательных технологий, симуляционного обучения, использования интерактивных форм обучения [5, c. 166-173].

Анкетирование медицинских работников выявило потребность в расширении спектра образовательных программ по приоритетным направлениям медицины, внедрении гибких форм обучения с возможностью выбора времени, темпа и способа освоения образовательных программ [7, c. 6-12].

В исследовании приняли участие 120 медицинских сестер терапевтического профиля, которые были разделены на 4 группы по 30 человек в каждой. Первая группа проходила обучение в форме лекций, вторая — семинаров, третья — тренингов, четвертая — дистанционно с использованием вебинаров. Обучение во всех группах проводилось по одной тематике и одинаковой продолжительностью — 72 часа.

До и после обучения всем участникам было проведено тестирование для оценки уровня знаний. Результаты тестирования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 – Результаты тестирования медицинских сестер до и после обучения

Форма обучения

Средний балл до обучения

Средний балл после обучения

Прирост знаний, %

Лекции

68

72

+6%

Семинары

67

78

+16%

Тренинги

66

85

+29%

Вебинары

69

81

+17%

Как видно из результатов исследования, наибольший прирост знаний наблюдался в группе, прошедшей обучение в форме тренингов (+29%). Наименьший эффект был в группе с лекционной формой обучения (+6%).

В рамках изучения форм концепции непрерывного образования медицинского персонала было проведено исследование эффективности различных форм и методов обучения на примере медицинских сестер терапевтического профиля.

Для повышения эффективности усвоения знаний целесообразно внедрять интерактивные и практико-ориентированные формы обучения медперсонала, такие как тренинги, мастер-классы, деловые игры. Эти данные были учтены при разработке концепции непрерывного образования [9, c. 27-34]. Рассмотренные формы непрерывного образования медицинского персонала является эффективным инструментом совершенствования системы здравоохранения и отвечает требованиям действующего законодательства в сфере непрерывного медицинского образования.

Заключение выводы

  1. Непрерывное образование является ключевым фактором профессионального развития медицинских работников и повышения качества медицинской помощи.

  2. В статье рассмотрены формы непрерывного образования медперсонала в медицинской организации, основанный на анализе нормативно-правовой базы, изучении отечественного и зарубежного опыта, а также учете потребностей и предпочтений самих медицинских работников.

  3. Рассмотренные формы непрерывного образования медперсонала включают цели, задачи, принципы, методы и подходы к мотивации персонала в сфере непрерывного образования. Отдельное внимание уделено внедрению интерактивных и дистанционных образовательных технологий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Перечень поручений по вопросам совершенствования кадрового обеспечения системы здравоохранения [утв. Президентом РФ 25 августа 2023 г. № Пр 1675]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407472298/ (дата обращения: 13.11.2023).

  2. Российская Федерация. Приказы. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)»: Приказ Министерства образования и науки РФ [принят 3 сентября 2015 г. N 964: зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2015 г. N 39150]. - URL: https://base.garant.ru/71212476/ (дата обращения: 13.11.2023).

  3. Российская Федерация. Указы. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»: Указ Президента РФ [принят 7 мая 2012 г. N 598]. - URL: https://base.garant.ru/70170948/ (дата обращения: 13.11.2023).

  4. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ [принят Государственной думой 1 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года]. - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 13.11.2023).

  5. Худякова, О.Н. Анализ и приемы совершенствования системы обучения и развития среднего медицинского персонала учреждения здравоохранения / О. Н. Худякова, Н. В. Зыкова, Л. В. Коновалова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 10 — 1. — С. 166—173.

  6. Гольденберг, Е. А. Проблемные аспекты организации обучения медицинского персонала в рамках концепции непрерывного медицинского образования / Е. А. Гольденберг // Сборник научных статей VI Международной научно—практической конференции, Москва, 06—08 апреля 2021 года. Том Часть 3. — Москва: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭДЕЛЬВЕЙС», 2021. — С. 157—164. – URL: https://medialnn.ru/?id =9248&download=1&ysclid=lowr3vubei389507666 (дата обращения: 13.11.2023).

  7. Природова, О. Ф. Информационная поддержка непрерывного медицинского образования в рамках федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» / О. Ф. Природова, Т. В. Колесниченко // Методология и технология непрерывного профессионального образования. — 2020. — № 1(1). — С. 6—12.

  8. Сапельникова, О. Н. Функции непрерывного образования в общей системе обучения персонала организаций / Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. — Курск: Юго—Западный государственный университет, 2022. — С. 469—471.

  9. Сенатов, А.В. Особенности обучения в медицинских образовательных организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации / А. В. Сенатов, Ю. А. Сенатов // Социальные отношения. — 2023. — № 2(45). — С. 27—34.

  10. Шагина, А. А. Разработка специализированной программы по обучению медицинского персонала работе в медицинской информационной системе / А. А. Шагина, Д. В. Кочкин // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Технические науки. — 2023. — № 1(19). — С. 67—70.

Просмотров работы: 111