Особенности формирования бюджета хозяйствующих субъектов - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Особенности формирования бюджета хозяйствующих субъектов

Никогосян В.А. 1
1Ивановский филал РЭУ им.Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования заключается в том, что работа любого предприятия в нынешних условиях рыночной экономики делается невыполняемой без применения современных методов и приёмов управления финансами. Одним из ключевых способов, который дает возможность увеличить результативность экономического управления в организации, считается составление экономическое плана.

Целью исследования является исследование процесса бюджетирования на предприятии, а также, проведение комплексного анализа показателей экономической деятельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить процесс бюджетирования;

  2. рассмотреть понятие, назначение бюджетирования;

  3. изучить методы составления и виды бюджета;

  4. раскрыть методику проведения бюджетирования;

  5. провести анализ показателей экономической деятельности организации.

Объектом исследования является применение бюджетного планирования.

Предметом исследования выступают системы бюджетирования предприятия.

Методы, использованные в данном исследовании – анализ, сравнение, изучение и описание бюджетирования.

Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий.

Основная цель построения любой системы бюджетирования на предприятии–это решение задач планирования его финансов по различным центрам финансовой ответственности. Эти задачи реализуются посредством построения системы бюджетов на предприятии:

  • бюджета доходов и расходов;

  • бюджета движения денежных средств;

  • бюджета дебиторской и кредиторской задолженностей и пр.

Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контроля за их реальным осуществлением.

Исполнение бюджета – это управление предприятием в течение всего бюджетного периода с целью достижения финансовых и производственных результатов в соответствии с параметрами утвержденного бюджета. В своей ежедневной работе менеджеры руководствуются плановыми показателями. Финансовая служба контролирует исполнение бюджета с помощью различных инструментов.

Сложившиеся в России рыночные отношения, существенно усилили нестабильность и неопределенность состояния внешней среды, что в большой степени влияет на успешное функционирование организаций. Поэтому возникает объективная необходимость поиска и применения на практике нетрадиционных, но научно обоснованных инновационных подходов к управлению, позволяющих предприятиям достигать максимальной эффективности своей деятельности в новых условиях. Среди множества подходов к решению этой проблемы особое место в настоящее время занимает бюджетирование, поскольку оно считается одним из главных элементов рыночной экономики, существенно влияющим на ускорение социального и экономического развития организаций. [1, c. 4]

Многие руководители уже осознали ценность данного инструмента для эффективного управления предприятием. Однако, не многие могут построить систему бюджетирования таким образом, чтобы она давала реальные результаты. Достижение цели бюджетирования становится возможным, если новое явление в отечественной экономике будет максимально теоретически исследовано, а также, не только соответствовать зарубежному опыту, но, и адаптировано к специфике сложившихся рыночных отношений в России.

На практике бюджетирование часто рассматривается как важнейшая функция планирования, либо путается с хозрасчётом, а не представляется как эффективный метод хозяйствования в рыночных условиях, предполагающий выполнение нескольких функций управления, в котором функция планирования является одним из его важнейших элементов.

Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом).[2, с.25]

В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

  • планирования и принятия управленческих решений в компании;

  • оценки всех аспектов финансовой состоятельности компаниии ее бизнесов;

  • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

При этом, в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий (рис. 1.1)[2,с.31]

 

Контрольные

или целевые

показатели

Цели и стратегии бизнеса

Системы

бюджетиро-

вания

Виды

и форматы

бюджетов

Рис. 1.1. Принципиальная блок-схема бюджетирования

Конкретно назначение бюджетирования проявляется в системе показателей, которые устанавливаются руководителем предприятия или компании в качестве целевых или контрольных. По этой причине системы бюджетирования даже в одинаковых на вид компаниях будут различными. Различия в целях и стратегиях (способах их достижения)проявляются в разных финансовых показателях (см. рис. 1.1), выбираемых в качестве целевых (контрольных).

Назначение бюджетов и финансовых планов

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования — важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, а лучше, денежное выражение. [2,с.32]

Само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, и понимать, какие ресурсы, и в каком объеме для этого понадобятся. Бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.

Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию. Показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде. [2,c.33]

К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование и проведение оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем. Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Конечно, утверждённые формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия или компании, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно будет базироваться на этих данных.

Важно понять, что отражение всех перипетий движения денежных средств предприятия собственно и является одной из главных задач при разработке эффективной системы бюджетирования и финансового планирования. Для того чтобы принимать решения и делать это осознанно и своевременно, нужна система координат, нужен прогноз, по которому можно оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и выработать систему мер для их исправления. Без такой системы координату руководителя предприятия или компании не будет даже возможности оценить, куда двигается компания.

Система бюджетов позволяет заблаговременно оценить последствия текущего положения дел на предприятии и реализуемой стратегии для его финансового «самочувствия» (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа).[2, с.34]

Основные способы составления бюджетов

При автоматизации бюджетирования и казначейства применяются три ключевых способа составления бюджетов. Их можно использовать на стадиях планирования, дальнейшего согласования и окончательного утверждения. Эти методы называют: «снизу вверх», «сверху вниз» и итеративный метод. [11]

При применении метода «снизу-вверх» бюджет формируют на основе планов бизнес-деятельности всех подразделений организации и проектов, передаваемых руководству с целью установления их агрегированных результатов для всего предприятия. [5]

При способе «сверху вниз» бюджет составляют на базе целевых показателей, определяемых руководителями фирмы. Формирование целевых показателей происходит с учетом экономических прогнозов и общей стратегии развития. [11]

При итеративном методе в процедуру бюджетирования входит несколько этапов. Данные вначале поступают от высшего менеджмента к нижестоящему руководству, а впоследствии обобщаются по управленческой иерархической структуре снизу-вверх. Иногда это происходит по несколько раз в зависимости от положения в компании.

Во время планирования руководители должны обладать отфильтрованными обобщёнными данными от подразделений. Это необходимо, чтобы принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения. Носителями информации являются нижестоящие сотрудники. Они получают ее в результате действия бюджетного процесса, построенного по методу «снизу-вверх». Однако и они сами во многих случаях способны грамотно планировать работу, если имеют доступ к данным, предоставленным руководством. Ведь оно лучше осведомлено об общем положении дел в компании и имеет самое полное представление о долгосрочных целях.

В данном аспекте становится особенно полезным бюджетирование по способу «сверху вниз». Но на практике обычно задействуется смешанный(итеративный) вариант формирования бюджета. Он содержит в себе особенности обоих способов, из которых один преобладает. [5]

Особенности формирования бюджетов

При бюджете, сформированном способом «снизу-вверх», предусматривается получение и фильтрация бюджетных данных от менеджеров нижнего уровня к руководителям организации. Сотрудники, которые отвечают за исполнение показателей бюджета, составляют его для тех сфер деятельности, за которые они отвечают. Это дает возможность руководству, принимающему участие в формировании собственного бюджета, использовать весь имеющийся опыт, а также знание преимуществ и проблем своего подразделения. [11]

В то же время при использовании этого метода много усилий и времени тратится на согласование бюджета каждой из структурных единиц. Зачастую предоставленные снизу данные существенно меняются руководством вовремя утверждения бюджета, если решение не обосновано. При недостатке аргументации оно способно вызвать сопротивление со стороны персонала. Это может привести к снижению доверия и внимания в процессе составления бюджетов у рядовых сотрудников, выражаемом в кое-как представляемых данных или преднамеренном завышении показателей в начальных версиях бюджета.

Формируемый по способу «сверху вниз» бюджет требует от топ-менеджеров предприятия точного понимания его главных особенностей, а также способностей формирования реалистичных прогнозов на отчетные периоды. Это поможет согласовать бюджеты подразделений и задать контрольные показатели по расходам, продажам и другим статьям для оценки результативности работы центров финансовой ответственности. [5]

Виды бюджетов

Долгосрочные и краткосрочные бюджеты

Долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным – на период не более 1 года. Зачастую долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и "прокатывается" вперед еще на один период. [18]

Постатейные бюджеты

Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью.

Бюджеты с временным периодом

Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов. К недостаткам такого метода относится неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность. [18]

Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем

Бюджет с нулевым уровнем – это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который, при очередном бюджетировании, лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

Операционный бюджет

Операционный (текущий) бюджет представляет собой совокупность бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции предприятия. В структуре общего бюджета предприятия операционный бюджет является доминирующим. В ходе его составления формируются бюджеты различных расходов: на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.д.

Бюджет продаж

Объединяет информацию об объёмах реализации продукции, ценах, и соответственно, о выручке от реализации. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объёма продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении ёмкости рынка сбыта, определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Сложность окончательного расчета бюджета продаж связана с тем, что объём реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами рыночной конъюнктуры. К таким факторам относят:

  • деятельность конкурентов;

  • общее положение на национальном и мировом рынках;

  • политика ценообразования в сфере деятельности и на конкретном предприятии;

  • сезонные колебания спроса;

  • эффективность рекламной политики;

  • качество продукции и т.д.

Расчёт объёма реализации продукции на предприятиях осуществляется на основе статистических методов, а также на основе экспертных оценок.

Бюджет продаж обычно строится дифференцированно и содержит информацию о прогнозируемых объемах продаж по каждому продукту, а также ожидаемую цену единицы каждого продукта. Для предприятия, занимающегося, например, тремя различными направлениями, – это расчет объема продаж по каждому направлению. [12, c.81]

Производственный бюджет, или бюджет производства

Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов.

Бюджет прямых затрат

Данные об объемах производства, содержащиеся в бюджете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Если продукт является «скоропортящимся» товаром, его производство и предоставление должны быть хорошо спланированы. В противном случае каждый невостребованный продукт принесет потери фирме в размере совокупной стоимости элементов.

Бюджет накладных расходов

Представляет собой совокупность всех общих расходов за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда относятся амортизационные отчисления, арендные платежи, налог на имущество и т.д.[12,c.42]

Бюджет текущих затрат

Данный бюджет отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Он включает в себя остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.

В содержательную часть бюджета текущих затрат включены затраты понесенные в процессе реализации продукции и организации бизнеса.

Бюджет кадровых затрат предприятия

При составлении этого вида бюджета определяют требуемое количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства продукции по объему представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников. [18]

Бюджетный контроль – это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов. [4, c.46]

Методы контроля над исполнением бюджета должны осуществляться на самом низком уровне управления, где формируются доходы и производятся расходы. Методы контроля также должны быть легко применимыми и доступными в любое время, а также регулярно применяться. Под регулярностью подразумевается строгое соблюдение установленных организацией сроков подготовки и представления заинтересованным сторонам управленческих отчетов.

Основной целью бюджетного контроля фирмы является предоставление реалистичной картины ее финансового положения.

Для этого используются следующие методы:

Горизонтальный (с течением времени) - сравнение отчетных показателей с одними и теми же параметрами базовых периодов, т.е. сравнение отчетных показателей по принципу "план-факт" и изучение причин их резкого изменения, а также анализ изменения одних отчетных показателей по сравнению с колебаниями других. Она может применяться как к отдельным бюджетам (операционным и/или функциональным), так и к компании в целом; [4, c.48]

Вертикальный (структурный) - используется для определения удельного веса отдельных статей отчетности в итоговом общем показателе и последующего сравнения полученного результата с данными базового периода;

Сравнительный (пространственный) - проводится на основе показателей аналогичных компаний (конкурентов, а также только компаний, имеющих схожие бизнес схемы);

Факториал - исследование влияния отдельных факторов на показатель результатов;

Метод финансовых коэффициентов - расчет соотношений показателей отчетности, определение их взаимосвязи и правильная интерпретация периодов.

Этапы исполнения бюджета

Контроль над исполнением бюджета состоит из трех этапов:

  1. Предварительный контроль - подразумевает предотвращение возможных бюджетных нарушений.

  2. Постоянный контроль - это не более чем регулярный обзор функционирования центров ответственности с целью выявления отклонений текущих показателей эффективности от заложенных в бюджет.

  3. Окончательный контроль - это анализ выполнения планов на конец отчетного периода, оценка финансово-хозяйственной деятельности по центрам ответственности.[19]

Последние два вида контроля выполняются с помощью подготовленных инструкций. Процедуру последних двух этапов можно разделить на подгруппы: Сбор информации по выполнению плана и отчетности, затем выявление и анализ причин отклонений, затем принятие решений по корректировке деятельности структурных подразделений предприятия или предприятия в целом.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности предприятия, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами;

  • бюджетирование позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия или компании;

  • бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг;

  • бюджетирование способствует укреплению финансовой дисциплины на предприятии и прежде всего повышению ответственности руководителей различных уровней управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями;

  • бюджетирование помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.

Бюджетирование предполагает разработку планов-бюджетов, позволяющих спрогнозировать показатели деятельности предприятия как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. При этом необходима постоянная увязка как текущих краткосрочных, так и долгосрочных бюджетов.

Бюджетирование имеет свои отраслевые особенности. Одновременно, оно зависит от множества факторов, присущих конкретной организации. Поэтому предприятию необходимо зачастую не просто выбрать одну из существующих моделей бюджетирования, но еще и приспособить ее к специфике своей организации. Система бюджетирования может быть рациональна и эффективна только в том случае, если разрабатывается целая совокупность бюджетов, дополняющих друг друга. Только так возможно планирование общей ситуации на предприятии в бюджетном периоде.

Список использованных источников

  1. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации: Закон РСФСР от 10.10.1991 г. № 1734-1. URL: http://www.consultant.ru

  2. Богатырев В. Д.Экономические методы бюджетирования: учеб. пособие /В.Д. Богатырев, О.В. Есипова. – Самара: Изд-во СГАУ, 2015 – 88 с.

  3. Измоденов, А. К.И 37 Бюджетный контроль [Текст] : учебник. – 2-е изд., пераб. и доп. / А. К. Измоденов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2014. – 282 с.

  4. Бюджетирование: учебное пособие/ Под общ. ред. В. А. Кожина.Н.Новгород: ННГАСУ, 2016.- 245 с.- (Высшее образование).

  5. Бюджетирование: учебное пособие/ Под общ. ред. В. А. Кожина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. - 245 с.- (Высшее образование).

  6. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с. ISBN 978-5-8295-0563-9

  7. Федосеева В. А.Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]:учеб. пособие / В. А. Федосеева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. –Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 3 Мб; 170с.

  8. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. Е. Хруцкий, В. В. Гамаюнов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 457 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).

  9. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика : учебник для вузов / В. Е. Хруцкий, Р. В. Хруцкий. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 572 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12821-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448354 (дата обращения: 28.10.2021).

  10. Научный журнал Хромова И.Н., Савочкина Е. МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №2-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-instrumentariy-protsessa-byudzhetirovaniya (дата обращения: 28.10.2021).

  11. Статья Автор Анна ЕвковаПреподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе. Контроль исполнения бюджета - концепции, методы контроля и этапы. (https://www.evkova.org/kontrol-ispolneniyabyudzhetakontseptsii-metodyi-kontrolya-i)

  12. Справочник для экономистов (http://www.catback.ru/articles/practice/cost/1212221826.htm)

  13. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии Опубликовано в журнале номер: Финансовый менеджмент №3 / 2003https://www.klerk.ru/boss/articles/17763/

  14. Экономический справочник (https://spravochnick.ru/ekonomika/pravitelstvo_i_hozyaystvo/kontrol_ispolneniya_byudzheta/) https://www.finprosoft.ru/o-kompanii/metodologiya/osnovnye-sposoby-sostavleniya-byudzhetov/(Статья ИтанСистемы бюджетирования и управленческого учёта на 1С: Предприятия)

  15. https://blog.iteam.ru/metody-sostavleniya-byudzhetov/ (Методы составления бюджетов, Консалтинговая компания iTeam 04.10.2016 в рубрике Управление финансамиАвтор: Г.Земитан)

  16. https://finacademy.net/materials/article/metody-byudzhetirovaniya (Статья «Методы бюджетирования: эволюция в управлении финансами» Екатерина Нестеренко)

  17. https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/byudzhetirovaniye-na-predpriyatii/ (Статья: Организация бюджетирования на предприятии)

Просмотров работы: 17