Дистанционное мошенничество и пути его решения - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Дистанционное мошенничество и пути его решения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда мы говорим о мошенничествах, как и о других видах хищения не редко в статьях или в других научных работах говорится о том, что на современном этапе развития общества данные преступления прогрессируют из-за ухудшения экономики в стране. По моему мнению, не только ухудшение экономики влияет на развитие ИТТ-мошенничества, но и попытка получения гражданами «легких», быстрых денег, которые в результате получают мошенники, как бы иронично это не звучало.

В настоящее время мошенничество в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (далее по тексту ИТТ) прогрессирует не только сети «Интернет», а также при помощи средств мобильной связи. Мошенники используют различные «роли», используемые при разговоре с гражданами, для введения граждан в заблуждение, используют различные «уловки» при разговоре и обманным путем завладевают денежными средствами граждан. Данная тема достаточно актуальна, так как по настоящее время данный вид мошенничества прогрессирует на территории Российской Федерации и причиняет вред не только людям, но и всему обществу и государству.

Говоря, о том, что сегодня не только в СМИ говорят гражданам о мошенниках и дистанционных мошенничествах, данная информация доводится до граждан и в общественных местах, например, в автобусах, так и сотрудниками органов внутренних дел. Ни редко общаясь с жертвами мошенников слышим, что они попали под гипноз, они не руководили своими действиями, они действовали по «указке» лиц, с которыми они общались по телефону. После чего, они продавали квартиры, оформляли на себя кредиты, отдавали последние денежные средства, которые имели. Одним из примеров данного вида мошенничества служит случай В Москве, где пенсионерке, позвонило с неизвестно номера лицо, которое представилось сотрудником полиции и сообщило ей о том, что со счета её троюродной сестры пытались похитить денежные средства, после чего переключил пенсионерку на сотрудника банка, который убил её перевести все денежные средства на «сберегательный» счет, после чего пенсионерка перевела мошенникам собственные сбережения и средства сестры, а также деньги от продажи квартиры на общую сумму более 12 млн рублей.

В моей практике присутствуют несколько распространенных схем мошенничеств, которые в настоящее время для многих знакомы:

  1. Представляются сотрудника правоохранительных органов, говорят о том, что неустановленное лицо с доверенностью от имени К., которому звонят, пыталось оформить кредит и что заведено уголовное дело, где гражданин К. является потерпевшим. После чего сообщают, что для того, чтобы уберечь счет гражданина К., его сейчас переключат на сотрудника Банка, который всё объяснит. Также, часто, через мессенджер «Whats App» отсылают фотографии удостоверения, для подтверждения, что звонившее лицо, является сотрудником правоохранительных органов, а также постановление о возбуждение уголовного дела. После чего, звонят с другого неизвестного номера и представляются сотрудником банка, где рассказывают, что, для того, чтобы уберечь денежные средства, гражданину К., требуется перевести денежные средства на лицевой счет, который ему открыли сотрудники Банка. Данный счет либо диктуют, либо направлять в мессенджер «Whats App», после чего, гражданин К., перечисляет на данный счет денежные средства.

  2. В мессенджере «Телеграмм» или в мессенджере «Whats App» пишут в чат гражданина К. с неизвестного номера с пометкой о заработке. В основном, суть заработка заключается в том, что гражданину К., требуется для начала проходить по ссылкам, которые ему отсылает неизвестное лицо, и ставить «лайки» на оперённые товары или услуги (сайты маркета, отелей и т.п.). При этом, гражданину предлагают услуги менеджера, специалиста или куратора, который ему будет помогать в данном вопросе. После некоторого времени, предлагаю фиктивную покупку одного из вида товаров или услуг, при этом помогают создать личный кабинет на определенном сайте, на которое в последствии перечисляются денежные средства, при этом поясняя, что при покупке товаров или услуг, денежные средства гражданина К., будут автоматически перечисляться в его личный кабинет с процентами за покупку, и таким образом гражданин зарабатывает денежные средства, при этом вводя гражданина в заблуждении, говоря о том, что денежные средства, которые находятся в его личном кабинете, он может перечислить себе на банковскую карту в любое время. Ко всему прочему, данные покупки включаются в перечень заданий, то есть, в задании перечислено определенное количество покупок, стоимость которых при каждом пункте повышаются и доходят огромных сумм. Когда гражданин К., понимает, что у него больше нет денежных средств, он пишет, как правило куратору о том, что он хочет перевести на свою банковскую карту денежные средства, куратор отвечает, что данные денежные средства он сможет перевести, когда гражданин пройдет все здания.

  3. Гражданин К., увидел в сети «Интернет» рекламу о том, что брокерская фирма работает с частными физическими лицами по торговле нефтью, зашел на сайт и оставил свои данные, а именно: ФИО, номер телефона и адрес электронной почты. В течении дня, или на следующий день, звонят с неизвестного номера на мобильный телефон или в мессенджере «Whats App» гражданина К., с предложением открыть брокерский счет, на что гражданин К. соглашается, и ему сообщают, что сейчас его переключат на специалиста, который всё объяснит. После чего перезванивают, или переключают на другого неизвестного человека – «специалиста», который объясняет суть работы и если гражданин К. соглашается, то ему объясняют, что на его имя открыт брокерский счет, на который требуется «положить» определенное количество денежных средств, а также объясняют, что чем больше гражданин К. будет переводить денежных средств на свой брокерский счет, тем шансы, что криптовалюта или биткоин будут подниматься в стоимости, либо приобретение активов, акций, например на нефть, которые в последствии можно продать за большие денежные средства. Таким образом, гражданин К. на протяжении некоторого времени, на «свой» брокерский счет переводит денежные средства и на странице видит, что данные денежные средства, которые он перевел, отображаются в личном кабинете в валюте доллара. Когда гражданин К., видит, что на «его» брокерском счете достаточное количество денежных средств, он говорит своему куратору о том, что хочет перевести данные денежные средства себе на банковскую карту, на что куратор отвечает, что для перевода требуется оплата в 15% (может быть другие проценты) от тех денежных средств, которые на данный момент находятся на счету, для перевода доллара в рубли.

Говоря о данных схемах мошенников можно увидеть, что не упоминается развязка ситуаций, в которые попадают граждане, а развязка заключается в том, что граждане понимают, что их обманули и пытаются добиться у неизвестных им людям возврата своих денежных средств, чего не происходит и они подаю заявления о мошеннических действиях в отношении них. Помимо прочего, граждане, введенные в заблуждение, перечисляю на лицевые счета мошенников не только денежные средства, имеющихся у них в наличии, но и оформляют онлайн-кредиты на огромные суммы.

Также стоит понимать, что субъект ИТТ-мошенничества отличается от других субъектов данного вида преступления тем, что данный субъект преступления, физическое лицо из числа владеющих информационными и компьютерными технологиями на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что это лицо, имеющее высшее образование в сфере IT-технологий или имеющее экономическое образование, работавшие или работающие в компаниях сотовой связи, банковской сфере. Можно предположить, что это также и те люди, работавшие в Call-центрах. Также субъектом преступления может является лицо, имеющее высшее образование в сфере психологии, социологии, менеджмента, в области продаж. Как правило, мошенники находят общей язык с жертвами, они имеют складную, грамотную, спокойную, ровную речь. Именно благодаря таким навыкам речи, мошенники входят в доверие граждан и мошенническим путем или обманов, завладевают денежными средствами граждан.

Несмотря на то, что имеется понимание о том, как совершаются ИТТ-мошенничества, определить местонахождение данных лиц, местонахождение поддельных сайтов или зеркальных, от существующих сайтов, принадлежность абонентских номеров и местонахождение денежных средств жертв данного типа преступления, на сегодняшний момент представляется трудным.

По моему мнению, следует рассмотреть следующие способы и методы противодействия и предупреждения преступлений в сфере мошенничества

К методам предупреждения преступлений в сфере дистанционного мошенничества относятся:

  1. Внедрение в мобильные телефоны специальной программы, которая предупреждает о том, что звонят мошенники и автоматически отключать данные входящие звонки;

  2. Внедрение в сим-карты операторов сотовой связи специальной функции, которая также будет предупреждать о том, что звонят мошенники;

  3. Отменить онлайн-кредиты на большие суммы, предоставив минимальную денежную сумму, не более 20 000 рублей;

  4. Брошюры об ИТТ-мошенничествах раздавать гражданам во всех магазинах, супермаркетах и иных торговых точках;

  5. Чаще в СМИ, по телевиденью, радио, в общественных местах предупреждать людей о дистанционных мошенничествах

  6. Максимально блокировать сайты с рекламой, где присутствует информация о заработке на биткоинах, криптовалютах, акциях и иных активах.

К способам противодействия преступлений ИТТ-мошенничеств, относятся:

  1. Не отвечать на телефонные звонки с неизвестных номеров как на телефоне, так и в различных мессенджерах, таких как, «Телеграмм», «Whats App» и другие;

  2. Не открывать сайты с рекламами о легком заработке денежных средств путем акций, криптовалют, бикоинов и иного, что входит в понятие блок-чейн технологий и не заполнять анкеты о своих личных данных, если данные сайты найдены в интернете на неизвестном сайте;

  3. В случае первых двух пунктах добавлять данные неизвестные номера в черный список, для дальнейшего предотвращения быть обманутыми мошенниками;

  4. Также не отвечать на сообщение в мессенджерах о легком заработке денежных средств от неизвестных лиц;

  5. При ответе на звонок, если мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов или сотрудниками банка, отключить звонок и позвонить в тот орган или банк, о котором говорили мошенники и убедится, работает ли такой сотрудник в данной структуре.

Таким образом, дистанционное мошенничество прогрессирует на современном этапе развития общества и в данной статье хотелось показать, что гражданам требуется внимательнее относится к своему имуществу, быть бдительны при ответе на неизвестные номера, проверять информацию, о которой сообщают мошенники, не общаться с неизвестными лицами в мессенджерах, не заходить на неизвестные сайты.

Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс – [Электронный ресурс] – www.consultant.ru

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // СПС Консультант Плюс – [Электронный ресурс] – www.consultant.ru

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 15.12.2022) "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" // СПС Консультант Плюс – [Электронный ресурс] – www.consultant.ru

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 15.12.2022) "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" // СПС Консультант Плюс – [Электронный ресурс] – www.consultant.ru

  5. Диваева И.Р. Дистанционное мошенничество: вопросы профилактики // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С.185-187.

Просмотров работы: 271