Финансовое обеспечение бюджетных учреждений культуры является необходимым средством для их развития и поддержки, оно предназначено для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием учреждения в целях реализации задач, поставленных учредителем при его создании. Поэтому от величины средств, направляемых из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их применения зависит выполнение социальных задач, стоящих перед государством и обществом.
Учреждения культуры – это неотъемлемая часть нашего общества, которая играет важную роль в сохранении и продвижении культурного наследия, традиций и искусства.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений культуры представляет собой процесс гарантирования необходимых средств для осуществления культурных мероприятий и выполнения задач, поставленных перед данной организацией.
Учреждения культуры – российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры [4, с. 3].
На рисунке 1 представлены типы учреждений культуры.
Типы учреждений культуры
Казенные
Бюджетные
Автономные
Рисунок 1 – Типы учреждений культуры
Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [7, с. 235].
Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) [3, с. 4].
Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы [2, с. 2].
Формы собственности учреждения культуры
На рисунке 2 отражены формы собственности учреждений культуры.
Частные
Муниципальные
Государственные
Рисунок 2 – Формы собственности учреждений культуры
Государственными являются бюджетные учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.
Муниципальными называются те бюджетные учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [7, с. 240].
В таблице 1 представлены основные отличия бюджетного, автономного, казенного учреждения.
Таблица 1 – Основные отличия бюджетного, автономного, казенного учреждения культуры
Отличие |
Бюджетное |
Автономное |
Казенное |
Финансовое обеспечение |
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. |
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иные не запрещенные федеральными законами источников. |
Средства соответствующего бюджета, на основании бюджетной сметы. |
Финансовый документ для организации деятельности |
ПФХД |
ПФХД |
Бюджетная смета |
Распоряжение |
Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника. |
Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных |
|
Сфера |
Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и иных сферах. |
Достижение целей |
|
Ответственность |
Отвечает |
Отвечает имуществом |
Отвечает |
Финансовая деятельность бюджетных учреждений основывается на общепринятых принципах:
- плановости. В осуществлении финансовой деятельности государства вся финансовая деятельность базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в нормативно-правовых актах. В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, обязан самостоятельно устанавливать порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- гласности. Способом реализации данного принципа служит норма, закрепленная в пункте 3.3. статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ, устанавливающая обязанность государственных и муниципальных учреждений по обеспечению открытости и доступности своих документов на официальном сайте в сети Интернет, в том числе в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Для этого существует официальный сайт для размещения о государственных (муниципальных) учреждениях – bus.gov.ru При помощи портала можно найти информацию о плановых и фактических показателях деятельности учреждения, а именно информацию о государственном (муниципальном) задании и его исполнении, плане финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, о результатах деятельности и об использовании имущества, контрольных мероприятиях и их результатах. Исключением из принципа гласности является информация, подпадающая под действие законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
- прозрачности. Данный принцип подразумевает стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и планового периода;
- финансовой самостоятельности. Данный принцип означает, что в ходе финансово-правового регулирования учреждения наделяются правами и обязанностями, для самостоятельного осуществления финансовой деятельности;
- социальной направленности. Принцип вытекает из Конституции Российской Федерации, характеризующая Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека;
- результативности финансовой деятельности. Под этим принципом следует понимать нацеленность бюджетных учреждений на достижение параметров (объема и качества услуги), установленных в государственном (муниципальном) задании;
- зависимости объема предоставляемого финансового обеспечения из соответствующего бюджета от параметров государственного (муниципального) задания. Учредитель и бюджетное учреждение формируют государственное (муниципальное) задание с учетом потребности в предоставлении публичных услуг и заложенных соответствующих бюджетных ассигнований;
- подведомственности. Данный принцип заключается в том, что бюджетные учреждения вправе получать средства из соответствующего бюджета в тех или иных формах от главного распорядителя денежных средств, в ведении которого они находятся.
Бюджетное финансирование – предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения [6, с. 302].
Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:
- целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
- финансирования по мере выполнения работ, услуг;
- безвозвратности;
- соблюдения финансовой дисциплины.
Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Главным распорядителем средств из бюджета являются [2, с. 7]:
- орган государственной власти Российской Федерации;
- орган местного самоуправления;
- бюджетное учреждение, которое имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.
Значительную долю финансовых ресурсов бюджетных учреждений культуры составляют целевые средства — финансовые ресурсы, предоставленные получателю, для достижения конкретной цели и выполнения определенных задач.
Целевое финансирование, в деятельности бюджетных учреждений культуры, может быть получено в виде:
–получения средств субсидий на выполнение государственного задания;
– получения субсидий на иные цели;
– получения субсидий на капитальные вложения;
–получения грантов, взносов и пожертвований безвозвратного характера.
Бюджетное учреждение культуры вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительными документами и обеспечивающим дополнительные источники финансирования его деятельности. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение культуры получает и использует полученное бюджетное финансирование на основе утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности. Он обеспечивает строго целевое использование выделенных средств и эффективное бюджетное планирование.
План финансово-хозяйственной деятельности (далее ПФХД) составляется на периоды, которые утверждены законом (решением) о бюджете:
- на финансовый год — на один год;
- финансовый год и плановый период — на очередной год и плановый период.
План ФХД бюджетного учреждения культуры включает следующие разделы:
- Раздел 1. Доходы учреждения;
- Раздел 2. Расходы учреждения;
- Раздел 3. Источники финансирования дефицита средств учреждения;
- Раздел 4. Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет.
Предусмотренные в плане финансово-хозяйственной деятельности средства считаются предельными и расходование финансов свыше указанных сумм на цели, непредусмотренные планом, запрещено.
Важным аспектом при финансовом обеспечении бюджетных учреждений культуры является эффективное использование полученных средств. Руководство учреждения должно иметь четкое видение целей и задач, которые нужно реализовать. Планирование бюджета должно быть прозрачным и детализированным.
Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурных ценностей и благ. У любой бюджетной организации сферы культуры существует три возможных метода бюджетного финансирования [6, с 254]:
- бюджеты текущего содержания – непосредственное выделение средств на текущее содержание бюджетных организаций из бюджетов различного уровня (сметно-нормативный порядок финансирования);
- целевые программы – это комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных заданий и мероприятий, направленных на решение определенной социально значимой проблемы. Характерными особенностями программы являются: реальная достижимость к определенному сроку, возможность контроля за ходом ее осуществления;
- финансовые, налоговые льготы – один из способов косвенного финансирования, когда бюджетной организации сокращают ряд эксплуатационных расходов, уменьшают ставки налогов, либо вообще освобождают от их уплаты.
Основным документом бюджетного учреждения культуры является муниципальное задание.
Деятельность бюджетных учреждений осуществляется на основе государственного или муниципального задания, которое определяет основные направления работы конкретного учреждения в конкретной сфере деятельности. При этом главной целью составления государственного или муниципального задания является необходимость увязать в сфере оказания государственных и муниципальных услуг бюджетные затраты (на финансирование, субсидирование бюджетных учреждений) и результат от оказания этих услуг.
Государственное (муниципальное) задание используется c целью планирования расходов бюджетов при составлении проектов бюджетов, направленных на финансирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений и некоммерческих организаций в процессе оказания ими государственных (муниципальных) услуг.
Государственное (муниципальное) задание устанавливает требования к объему, составу, содержанию, качеству, условиям, порядку результатам оказания услуг. Этот документ, с одной стороны, является инструментом планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта государственного (регионального, муниципального) бюджета, с другой, является ориентиром для поставщика государственной (муниципальной) услуги. В содержание государственного (муниципального) задания включены те виды работ и услуг, которые бюджетное учреждение выполняет и оказывает частично или полностью за счет бюджетных источников финансирования (субсидий) в рамках своей деятельности, определенной уставом.
На основе муниципального задания учредитель определяет объем бюджетных средств для финансового обеспечения муниципального учреждения в виде субсидий.
В бюджетном законодательстве определено, что такое субсидии на финансирование государственного муниципального задания — это один из источников финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений [2, с 3].
Муниципальное задание формируется на срок:
- от 1 года, при условии, что бюджет формируется на очередной финансовый год;
- от 3 лет при условии, если бюджет утвержден на очередной финансовый год и плановый период, с возможностью уточнения при составлении проекта бюджета.
Муниципальное задание содержит:
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемой муниципальной услуги (выполняемой работы);
- порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении муниципального задания.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
- порядок оказания муниципальных услуг;
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами либо порядок их установления в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание муниципальных услуг на платной основе.
Основой для формирования задания являются:
- правовая база, которая регулирует процесс предоставления и оказания муниципальных услуг (работ);
- реестр муниципальных услуг (работ);
- результаты оценки потребности в муниципальных услугах, результаты оценки стоимости муниципальных услуг;
- стандарты качества услуг;
- финансовые отчеты о деятельности учреждения, о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, статистическая отчетность.
Муниципальное задание формируется в процессе формирования районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств районного бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Процесс подготовки государственного (муниципального) задания предусматривает три этапа:
- разработка задания для учреждения;
- утверждение задания учредителем;
- доведение заданий до подведомственных учреждений.
Исчисление объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания осуществляется на основании:
- нормативных затрат на оказание муниципальных услуг;
- нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества;
- затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается указанное имущество.
Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания (R) с использованием нормативных затрат рассчитывается по формуле:
, (1)
где - нормативные затраты на оказание i-й муниципальной услуги, включенной в ведомственный перечень;
- объем i-й муниципальной услуги, установленной муниципальным заданием;
- нормативные затраты на выполнение w-й работы, включенной в ведомственный перечень;
- размер платы (тариф, цена) за оказание i-й муниципальной услуги (работы) в соответствии с установленный муниципальным заданием;
- затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается имущество учреждения;
- затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания муниципальных услуг (выполнения работ) (далее - не используемое для выполнения муниципального задания имущество).
Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в муниципальном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат.
Базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги состоит из:
- Базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги. Он включает в себя:
- затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда);
- затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания муниципальной услуги (в том числе затраты на арендные платежи);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги.
- Базового норматива затрат на содержание имущества и общехозяйственные нужды, связанных с оказанием муниципальной услуги. Он содержит:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);
- затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартом услуги;
- затраты на прочие общехозяйственные нужды, связанные с оказанием муниципальной услуги.
Корректирующие коэффициенты и базовый норматив определяются учредителем с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Значение базового норматива затрат на оказание муниципальных услуг и работ утверждается учредителем по согласованию с управлением финансов администрации городского округа.
При утверждении значения базового норматива затрат указывается информация о натуральных нормах, необходимых для его определения, включающая наименование натуральной нормы, ее значение и источник указанного значения. Корректирующие коэффициенты, применяемые при расчете нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, состоят из территориального корректирующего коэффициента и отраслевого корректирующего коэффициента либо из нескольких отраслевых корректирующих коэффициентов. Значение территориального корректирующего коэффициента утверждается главным распорядителем средств бюджета, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений муниципального образования с учетом территориальных особенностей и состава имущественного комплекса, необходимого для выполнения муниципального задания.
Муниципальные учреждения осуществляют возврат субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания, в объеме, который соответствует показателям муниципального задания, которые не были достигнуты, на основании отчетов об исполнении муниципальных заданий за год.
Бюджетные учреждения культуры представляют соответственно органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей, главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся учреждения, отчет о выполнении муниципального задания в соответствии с требованиями, установленными в муниципальном задании [5, с 6].
Помимо субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели. Примером таких субсидий являются гранты, выделяемые из бюджета в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетной организацией, приобретение оборудования.
Кроме того, бюджетное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных и иных предусмотренных его уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц (в т. ч. иностранных) только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и по цене, определенной учредителем. Виды дополнительных платных услуг также формируются на законодательном уровне или учредителем. Таким образом, приносящая доход деятельность бюджетного учреждения:
- может осуществляться сверх установленного государственного (муниципального) задания;
- относится к видам деятельности, предусмотренным учредительными документами учреждения (уставом, положением). Цена на платные услуги должна устанавливаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, направляется на цели деятельности учреждения.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
3. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об автономных учреждениях"
4. Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15.04.1998 N 64-ФЗ (последняя редакция)
5. Постановление от 21.12.2015 г. № 2606 г. Иваново «Об утверждении порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Иванова и финансового обеспечения выполнения муниципального задания».
6. Ю. И. Бахтурина, И. С. Бехтерева, А. Н. Бобрышев, Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: учебник / под ред. Д. А. Ендовицкого. — М.: КноРус, 2022. — 803 с.
7. Качкова, О. Е., Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебник / О. Е. Качкова, Т. И. Кришталева, М. Ф. Овсийчук. — М.: КноРус, 2022. — 376 с.