МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РФ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность субъектов малого предпринимательства в рыночной экономике всегда положительно влияла на развитие рынка и усиливало его состояние.

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из главных задач экономики государства. Несмотря на активную позицию государственных структур по реализации существующих мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, остается нерешенным ряд проблем, негативно влияющих на готовность молодёжи создавать самостоятельный бизнес.

Невзирая на негативные последствия глобального экономического кризиса, мы отмечаем растущую потребность общества в воспитании и формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного бизнеса должно способствовать успешному переходу страны на инновационный путь развития. Сегодня актуальной задачей стало построение инновационной экономики, которую невозможно представить без молодых, предприимчивых, креативных предпринимателей. Новое поколение бизнесменов должно стать ведущим элементом современной экономической стратегии. Однако на сегодняшний день еще не сформирована единая комплексная система, позволяющая обучать российских предпринимателей нового времени. Несмотря на активную позицию государственных структур по реализации существующих мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, остается нерешенным ряд специфических проблем, негативно влияющих на готовность молодёжи создавать самостоятельный бизнес.

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям)". [1, стр. 123].

Оно играет немаловажную роль в развитии экономики России, является одним из ключевых компонентов развития хозяйственной системы государства. Малый бизнес выступает мощным инструментом организации и развития предпринимательской деятельности, он имеет ряд преимуществ перед крупным бизнесом. Из числа основных проблем, осложняющих деятельность предприятий малого бизнеса можно отметить нередкое изменение законодательства, высокую стоимость кредитов, рост инфляции, острую конкуренцию на рынке, а также в целом неблагоприятную экономическую обстановку в стране. Среди серьезных угроз в адрес малого бизнеса можно отметить снижение покупательской способности населения. С целью обеспечения стабильного финансового роста предприятий малого бизнеса требуется срочное решение указанных проблем, а это является прерогативой российских властей, которые и обязаны сформировать благоприятные условия для данных субъектов бизнеса. [2, стр. 215-216].

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству. [4, ст.4].

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, предпринимательство можно разделить на виды[5]:

1. Производственное предпринимательство - считается одним из основных видов предпринимательства. Предпринимательство называется производственным, если предприниматель сам, используя орудия и предметы труда в качестве факторов, производит продукцию, товары, услуги, для последующей продажи потребителям.

В Российской Федерации производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, поскольку структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Между тем, именно производственное предпринимательство, в конечном счете, сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену.

К производственному предпринимательству относятся инновационная и научно-техническая деятельность, непосредственное производство товаров и услуг, использование их в дальнейшем производстве. Каждый предприниматель, готовый заняться производственной деятельностью, сначала должен определить, что конкретно он будет производить. Затем предприниматель ведет маркетинговую деятельность, занимается исследованием рынка и потребительского спроса. Если заключить контракт с потенциальным закупщиком, то это позволит свести к минимуму предпринимательский риск, но этот идеальный вариант практически не всегда возможен. [13, стр. 44].

2. Коммерческое предпринимательство - суть его содержания заключается в товарно-денежных отношениях, торгово-обменных операциях. Основной составляющей коммерческого предпринимательства являются операции и сделки по купле-продаже, иными словами, по перепродаже товаров и услуг. Коммерческое предпринимательство является мобильным, быстро адаптируется к потребностям рынка, поскольку оно напрямую связано с конкретными потребителями. [14].

Коммерческое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска. Для его развития необходимы устойчивый спрос на продаваемые товары и низкая закупочная цена.

По своим масштабам предпринимательство можно подразделить на такие виды:

• индивидуальное: любая работа одного человека и его семьи (продавец газет, владелец небольшого магазина, аптеки, кинотеатра и т. п.);

• коллективноеделом занята какая-то группа людей.

По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

• некоммерческое – не связанное с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность, проводимая, скажем, культурно-просветительскими организациями);

• коммерческое – занятие, приносящее доход. Сюда входит доходная деятельность: в непроизводственной сфере (профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.); в торговле (на рынке, в магазине и т. п.); в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора); на производстве (на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, строительстве и др.). Именно такая коммерческая деятельность и является бизнесом.[3].

3. Торгово-посредническим - это предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товары, а выступает посредником, связующим звеном в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.

4. Финансовое предпринимательство - третий вид предпринимательства. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и другое), валютные ценности и национальные деньги. Основной сферой деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Операции коммерческих банков делятся на три сферы:

1) пассивные (привлечение средств);

2) активные (размещение средств);

3) комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

В России особенностью деятельности коммерческих банков является привлечение средств предприятий на значительные сроки; однако кредиты и займы выдаются на относительно короткие сроки. Банки подвержены рискам коммерческого характера не меньше предпринимателей, так как у них существуют свои долги и обязательства, которые необходимо выполнять в определенные сроки.

5. Консультативное предпринимательство (консалтинг) - предпринимательская деятельность, суть которой заключается в консультировании производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм.

Важнейшими особенностями малого предпринимательства являются наличие его функций. Функции малого предпринимательство:

1. Общеэкономическая функция - предпринимательства в развитой рыночной экономике имеет решающее значение. Это функционирование объективно определяется той ролью, которую играют индивидуальные предприниматели и предпринимательские организации как субъекты рынка. Сущность общеэкономической функции предпринимательства проявляется через расходование различных ресурсов на производство товаров и услуг и доведение их до потребителей (конкретных людей, домохозяйств, других предпринимателей, государства и т.д.). Более того, предприниматели действуют под влиянием всей системы экономических законов (спрос-предложение, конкуренция, цена и себестоимость и т.д.), что является объективной основой для проявления общеэкономической функции. В развитых экономических странах в силу выполнения своей общеэкономической функции предпринимательство является одним из определяющих условий экономического роста, роста ВВП и увеличение национального дохода и т. д.

2. Инновационная функция также называются творческой функцией - это вторая функция предпринимательства, она связана не только с использованием предпринимателями новых идей, но и с разработкой новых средств и факторов производства для достижения своих целей. Творческая функция предпринимательства тесно связана со всеми остальными функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательства и условиями принятия управленческих решений. [20, стр. 56].

3. Ресурсная функция - одна из важнейших функций предпринимательства. Её суть заключается в том, что, как правило, предпринимательство предполагает высокоэффективное использование всех доступных ресурсов. При этом учитываются как воспроизводимые, так и невоспроизводимые ресурсы, различные материальные и нематериальные условия и факторы производства. Предприниматель может добиться успехов только тогда, когда найдёт наиболее эффективные научно-технические и организационные идеи и нововведения в своей сфере деятельности, сможет использовать высококвалифицированную рабочую силу и эффективно использовать материальные ресурсы. Поскольку в стремлении макзимизировать прибыль предприниматели часто нерационально подходят к потреблению ресурсов, государство приобретает важную роль в регулировании ресурсной функции предпринимательства. История развития предпринимательства ясно показывает, что предприниматели очень рационально относятся к своим собственным или платным ресурсам и совершенно безжалостно - к общественным ресурсам.

4. Социальные функция - её суть проявляется в том, что любой дееспособный индивидуум может проявить свои таланты и способности, создав собственный эффективно функционирующий бизнес. Эта функция наиболее ярко проявляется в процессах формирования новой категории людей - предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать и развивать собственное дело, преодолевая сопротивление окружающей среды. С другой стороны, в то же время увеличивается число работников, которые экономически и социально зависят от того, насколько успешной является деятельность предпринимательских организаций.

5. Организационные функция - проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных управленческих решений, касающихся организации собственного бизнеса, его модернизации и диверсификации, объединения и разделения предприятий, участия в крупных предпринимательских проектах и т.д. Организационная функция особенно проявляется в развитии малого и среднего бизнеса, в развитии новых форм предпринимательства (сетевые организации, интернет-организации, «народные» предприятия и т.д.). [6, стр. 22].

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем больше будет приток прибыли и, следовательно, больше средств поступит в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает увеличение количества рабочих мест, снижение безработицы и повышение социального статуса работников. [8, стр. 42].

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно характерны для цивилизованного предпринимательства, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. [19, стр. 17].

Малый бизнес в настоящее время требует перехода в качественно новое состояние и поиска новых точек роста, что обусловлено стремительным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения и государственным курсом на построение цифровой экономики.

Существующие в настоящее время предпосылки оказывают положительное влияние на малый бизнес в основных производственных сферах, это касается в первую очередь предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.

Для крупных предприятий малый бизнес может служить связующим звеном, а для населения - функцией расширения ассортимента товаров, услуг и работ. Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для этого сектора направлениями: производство потребительских товаров широкого спроса, услуги, торговля, общественное питание, пищевая промышленность.

Проблемы малого предпринимательства в России:

  • Наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;

  • Трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;

  • Слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;

  • Низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации среди малых предприятий (создание стандартных предприятий, производящих стандартные продукты и услуги);

  • Отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в образовательных учреждениях, в частности, в определенных областях менеджмента, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.

  • Как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.

  • Государственная политика поддержки малого бизнеса и стимулирования его развития способствует решению этих проблем. Государственная политика поддержки малого бизнеса включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, в качестве отдельного направления выделена внешнеэкономическая деятельность. [12]

Для малого бизнеса в России целесообразно выделить две тенденции: улучшения деятельности, что характерно для периода до 2012 года, и ухудшения, что характерно для периода с 2013 года и до настоящего времени.

Анализ данных за 2016 год в сравнении с аналогичными периодами 2012–13 годов в целом по Российской Федерации позволил выявить увеличение ключевых характеристик развития малого предпринимательства, таких как численность малых и средних предприятий, среднесписочная численность занятых на предприятиях, оборот предприятий и объем инвестиций в основной капитал:

─ во-первых, на начало 2016 года общее число малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2013 года почти на 5%, а среднесписочная численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 0,2%, удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 15%. Оборот малого бизнеса возрос на 6,5%, общее увеличение инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил более 15%;

─ во-вторых, по итогам деятельности малых предприятий за 2016 год в региональном разрезе можно сделать вывод о положительной динамике развития. Практически в 70 регионах увеличилась численность субъектов малого и среднего бизнеса в расчете на 100 тыс. жителей, а увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено почти в 50 регионах, объемов оборота малого и среднего предпринимательства - почти в 60 регионах и инвестиций в основной капитал на малого и среднего предпринимательства – в 56 регионах. [9, стр. 32].

Проблемам развития малого бизнеса в период с 2013 года уже уделено достаточно много внимания в различных исследованиях. Так, достаточно подробный анализ тенденций развития малого предпринимательства в России проведен в работе Феофиловой Т.Ю. и Литвиненко А.Н. В данном исследовании указано, что по состоянию на начало 2016 года в Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн малых предприятий, что почти на 9% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Общая численность малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилась на более чем на 110 ед.

В тоже время для малого предпринимательства в России характерно кризисное состояние, которое может привести к банкротству наиболее слабых субъектов хозяйствования, однако следует отметить наличие постоянной их ротации. Статистические данные последних лет демонстрируют снижение интереса к бизнесу у населения. [11, стр. 7].

Это свидетельствует о снижении устойчивости малого бизнеса к воздействиям внешней среды и усилению кризисности в его развитии.

С 2013 г. и по сегодняшний день прослеживается отрицательная тенденция, выраженная в том, что в большинстве федеральных округов, как и в целом по стране, количество ликвидированных малых предприятий превысило число вновь зарегистрированных. Наибольший отрицательный прирост к уровню 2016 г. был в ЦФО - 8,2%. [18, стр. 34].

Более того, после двукратного повышения величины страховых взносов во внебюджетные фонды в России фиксируется беспрецедентное по масштабам сокращение численности самозанятого населения - только по официальным данным Федеральной Налоговой Службы (ФНС) и только за период с января по июль текущего года с налогового учёта в России снялись свыше 625,7 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Сокращение среднесписочной численности обусловлено уменьшением оборота субъектов малого предпринимательства. При этом сокращение издержек на оплату труда, не улучшило финансовые показатели малых предприятий. [7, стр. 366].

Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов российской федерации (тыс. руб):

На 2015г объем субсидий составил 18528287. Данные приведены на 01.01.2016.

На 2016г объем субсидий составил 11124625. Данные приведены на 01.01.2017.

Информация предоставлена Министерством экономического развития Российской Федерации. Значения показателей сформированы Минэкономразвития России на основе отчетов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178.

Деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых министерством экономического развития российской федерации:

Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, единиц 2015г. – 31472, 2016г. – 29960.

Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб. 2015г. – 14841113, 2016г. – 18822975.

Количество действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, единиц 2015г. – 12591, 2016г. – 11871.

Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб. 2015г. – 94664264, 2016г. – 133288765.

Информация предоставлена Министерством экономического развития Российской Федерации. Значения показателей сформированы Минэкономразвития России на основе отчетов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178.

Деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых министерством экономического развития российской федерации:

Количество бизнес-инкубаторов, единиц 2015г. – 141, 2016г. – 145.

Общая площадь бизнес-инкубаторов, м2 2015г - 303983,1; 2016г. -431279,7.

Количество субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, единиц 2015г. – 2299, 2016г. – 2179.

Общее количество работников субъектов малого предпринимательства – резидентов бизнесинкубатора, человек 2015г. – 9619, 2016г. – 10234.

Информация предоставлена Министерством экономического развития Российской Федерации. Значения показателей сформированы Минэкономразвития России на основе отчетов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, получивших грантовую поддержку:

Крестьянские (фермерские) хозяйства, развивающие семейные животноводческие фермы, получившие грантовую поддержку в рамках реализации мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, единиц 2015г. – 953, 2016г. – 870.

Хозяйства начинающих фермеров, получившие грантовую поддержку в рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров, единиц 2015г. – 3508, 2016г. – 3665.

Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. [10, стр. 71].

В данной работе было охарактеризовано малое предпринимательство, выделены основные функции, понятия и виды. А также обозначены основные и более острые его проблемы, и пути решения.

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

В процессе своей деятельности молодые предприниматели сталкиваются с рядом проблем: отсутствие кредитных ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), отсутствие консультативных центров, высокие налоги, незащищенность прав собственности.

Правительство поддерживает малые предприятия по четырем направлениям. Во-первых, создана региональная сеть бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей. Во-вторых, обеспеченна потребность малых бизнесменов в кредитах. В-третьих, помощь с субсидиями предприятиям, которые выпускают товары на экспорт. В-четвертых, создание специализированных фондов по кредитованию инновационных научных проектов.

В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, совместно искать и проводить в жизнь назревшие решения. Но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.

Так же поддержку малому предпринимательству оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды. В западных странах к ним относят также технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические и учебные центры.

В ходе работы был проведен комплексный анализ полученных результатов и выявлены на этой основе сильные и слабые стороны, позитивные и негативные тенденции в экономической деятельности организации. Позитивные тенденции: Повышение финансовой устойчивости, оптимальные условия и организация труда, расширение бизнеса, обеспечивающееся за счет притока новых сотрудников, повышение интенсивности труда, увеличение объема продаж.

Негативной тенденцией является увеличение коэффициента увольнения, текучести и замещения, что говорит о возможных неудовлетворительных условиях труда, отсутствием системы стимулирования, или низкую заинтересованность руководства предприятия в формировании стабильной и постоянной структуры персонала. Для улучшения данных показателей, возможно, улучшив эффективность кадрового потенциала, преобразовав и пересмотрев систему управления персоналом.

Была достигнута цель исследования и задачи - изучение малого предпринимательства как субъекта рыночной экономики, рассмотрена сущность и его роль в экономике, изучены функции и виды, исследованы тенденции, и выявлены проблемы, а также пути решения малого предпринимательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (дата обращения: 17.11.2021)

    2. Балдина, Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2018. Т. 26. № 4. [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26643676 (дата обращения 10.11.2021)

    3. Борисов Е. Ф. Основы экономики//ISBN: 978-5-358-04797-6. – 2017. (дата обращения: 10.12.2021)

    4. Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности/Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сборник научных трудов. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019. -78 с. С. 52 -61. (дата обращения: 05.11.2021)

    5. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие/В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 – 89с. (дата обращения: 10.12.2021)

    6. Грачёва, К.М., Петер, Е.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации / Научный альманах. 2018. № 7-1 (21). [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26629995 (дата обращения 11.11.2021)

    7. Д. В. Петров, Т. Е. Хорольская Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития // ЕГИ. 2020. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 10.11.2021).

    8. Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225. (дата обращения: 10.12.2021)

    9. Дикунов, С.А. Роль развития малого предпринимательства в регионе / Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 3-8. (дата обращения: 01.11.2021)

    10. Кевеш, А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. 2018: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2018. (дата обращения: 10.11.2021)

    11. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / Лапуста М.Г. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 384 с. (дата обращения: 19.11.2021)

    12. Нестеров А.К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Энциклопедия Нестеровых - URL: https://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html - (дата обращения: 11.11.2021)

    13. Предпринимательская деятельность : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 455 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14369-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 123 — URL: https://urait.ru/bcode/471865/p.123 (дата обращения: 10.11.2021).

    14. Соколинская Ю. М., Колесниченко Е. А., Чекудаев К. В. Тенденции развития малого предпринимательства // Вестник ВГУИТ. 2020. №1 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-2 (дата обращения: 11.12.2021).

    15. Тригуб Е.Ю. Актуальные проблемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России // МНИЖ. 2017. №12-3 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-kreditovaniya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii (дата обращения: 13.11.2021).

    16. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» / Шабанов [и др.] – 2013-2021 – [ссылка на электронный ресурс] https://kubsu.ru/sites/default/files/users/24519/portfolio/1k_bi_212_shabanov_r.i.pdf(дата обращения: 15.11.2021).

    17. Экономика организации (предприятия) : пособие для студентов специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» / Л. П. Васюченок, Е. И. Бахматова. – Минск: БНТУ, 2018. – 91 с. ISBN 978-985-550-916-6(дата обращения: 29.10.2021)

    18. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. А. Федосеева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 3 Мб; 170 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/fedoseeva-economika-organizacii.pdf. (дата обращения: 10.11.2021)

    19. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с. ISBN 978-5-8295-0563-9 (дата обращения: 20.10.2021)

    20. Экономика организации: учебник для СПО / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова; под ред. Е. Н. Клочковой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 447 с. — Серия: Профессиональное образование (дата обращения: 21.10.2021)

Просмотров работы: 619