Особенности учета продаж и работы на маркетплейсах в современных рыночных условиях - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Особенности учета продаж и работы на маркетплейсах в современных рыночных условиях

Михайлова М.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире развитие технологий шагнуло за последние годы далеко вперед, при этом оказывая содействие на нашу повседневную жизнь, и открывая новые пути ведения бизнеса.

Маркетплейсы являются одним из ярких примеров, который является феноменом мира электронной торговли. С каждым годом они набирают все большую популярность как у продавцов, так и у непосредственных покупателей.

Маркетплейс – электронная торговая площадка, на которой бизнесмены могут выставлять для продажи свою продукцию и товары. Это всем известные Aliexpress, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и подобные им сервисы. С точки зрения покупателя, маркетплейс выглядит как большая витрина со множеством товаров от разных продавцов и производителей. Маркетплейс чаще всего самостоятельно организует весь процесс от заказа и приёма денег до доставки покупателю. При этом продавец, который работает через маркетплейс, может вообще не иметь своего сайта и склада.

Преимущества торговли на маркетплейсах:

- Маркетплейс обеспечивает постоянный поток покупателей, притом за рамками города, региона и даже России. Это позволяет расширить географию продаж и найти новых клиентов. При отправке товаров за рубеж маркетплейс сам решает вопросы валютного контроля.

- Электронная площадка готова взять на себя многие организационные вопросы, вплоть до полного фулфилмента, но набор предлагаемых услуг отличается на разных маркетплейсах и влияет на доходность торговли. Продавцу не надо беспокоиться о рекламе, упаковке, оформлении продажи и возврата, выдаче чеков. Нужно только корректно рассчитать цены и скидки на товары, чтобы быть в плюсе.

- В личном кабинете продавца на площадке есть все документы по продажам, которые нужны для учета, а еще — аналитика по продажам, которая помогает выявлять продаваемые группы и закрывать неприбыльные направления.

- Личный кабинет на маркетплейсе можно интегрировать со своим складом и бухгалтерией, настроить автоматический обмен данными, чтобы везде корректно отображались остатки товаров, а в учет принимались сведения о доходах и расходах.

Сложности торговли на маркетплейсах:

- На площадках высокая конкуренция, при этом продавцу сложно выделиться чем-то, кроме цены. Для покупателя одинаковые товары от разных продавцов ничем не отличаются.

- Комиссии за услуги площадки довольно высокие, а расходы на транспортировку товаров, упаковку или оформление карточек тоже влияют на прибыль. Часто продавцы отдают маркетплейсу до 50-70% от чека.

- Некоторые маркетплейсы выдвигают требования по формированию цены или скидки, штрафуют продавцов за отказ участвовать в акциях и снижать стоимость товаров.

- Продавцы работают с маркетплейсом по оферте, которая может часто меняться — так площадки гибко реагируют на изменения рынка.[2, с.28]

Из всех налоговых режимов, которые применяет розница, для работы с маркетплейсами подходят ОСНО, УСН и налог на профессиональный доход (НПД) или «самозанятых». Торговля через маркетплейсы доступна для самозанятых, которые продают изделия собственного производства и не зарабатывают больше 2,4 млн. руб. в год.

Применять патент при онлайн-торговле запрещено (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Если предприниматель работает на патенте и хочет сотрудничать с электронными площадками, ему придется совмещать ПСН с упрощенкой: тогда деятельность от торговли нужно проводить через УСН отдельно от «патентной» деятельности.

Особенности учета продаж через маркетплейс у организации на упрощенке заключаются в том, что считать налог требуется кассовым методом, то есть по факту поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.[1, с.93]

Таким образом, датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом является дата поступления денежных средств на расчетный счет продавца.

Есть и противоположная позиция ФНС, которая говорит, что датой получения дохода принципала является дата поступления денежных средств агенту. Однако сложившаяся судебная практика опровергает такой подход.[3, с.55]

Доходом является полная сумма, полученная агентом от покупателя. Эту сумму принципал может узнать из отчета агента.

Предприятия на упрощенной системе налогообложения уплачивают 6% от налоговой базы «Доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы, применяющие налоговую ставку 15% «Доходы, уменьшенные на величину расходов» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.

Никаких особенностей в налоговом учете торговли через маркетплейс нет. Например, если компании применит общую систему налогообложения (ОСНО), важно вовремя получать отчеты агентов, чтобы своевременно отражать выручку в целях исчисления налога. Самая распространенная и удобная периодичность — один раз в месяц по его итогам. Дата дохода для целей налога на прибыль и дата начисления НДС — это дата реализации товара покупателю, отраженная в отчете агента. Если покупатель перечислил аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.

При торговле продавец должен передавать товар покупателю только с чеком – бумажным или электронным. Но если товар продается через посредника, то чеки выдает именно он. Так что если компания или ИП торгует только через маркетплейсы, кассу можно не приобретать вовсе: все чеки выдаст площадка.[5, с.146]

Маркетплейсы формируют отчетные документы по продажам и отправляют их в личный кабинет продавца – как правило, в начале месяца за отчетный месяц. На многих площадках сопроводительные документы – например, накладные на передачу товара или транспортные накладные можно сформировать прямо в личном кабинете. Передача юридически значимых документов происходит у некоторых площадок через операторов электронного документооборота, у других – через собственный портал.

Список документов, которые понадобятся продавцу при торговле на маркетплейсах:

- отчет комиссионера о реализации – здесь прописаны суммы и даты продаж;

- УПД или накладная и счет-фактура с размером комиссии – поскольку маркетплейсы работают на ОСНО, они выделяют НДС в сумме комиссии, и продавцы, которые тоже применяют основную систему, могут принять этот НДС к вычету;

- акт выполненных работ – в этом документе прописаны все услуги маркетплейса и их стоимость: доставка, хранение, упаковка и пр.;

- транспортная накладная – ее формирует продавец при отправке товара;

- УПД или накладная и счета-фактура – здесь отражается передача товаров на склад маркетплейса;

- акт приемки – здесь закрепляется передача товаров, перечисленных в УПД или накладной.

Кроме этих документов маркетплейсы могут передавать и другие, которые бывают нужны для аналитики или при нестыковках в учете продавца и площадки: расшифровку отчета комиссионера о реализации, акт сверки расчетов между продавцом и агентом, акт о расхождениях.

Если компания аккуратно ведет учет при работе с маркетплейсами, то в нем отражаются все операции по продажам, оплате услуг площадок и по вознаграждению агенту. Из учета все эти сведения попадают в декларации и отчеты, предусмотренные применяемой системой налогообложения. Сдавать дополнительную отчетность при торговле на маркетплейсах не нужно.[1, 139]

Учет товаров при торговле на маркетплейсах имеет особенности. Во-первых, каждый товар в обязательном порядке должен сопровождаться красивой картинкой и толковым описанием. То есть одного артикула и наименования мало.

Для начала учет товара для маркетплейса удобно вести в личном кабинете торговой площадки. Любой маркетплейс предоставляет доступ к личному кабинету на своем ресурсе. Каждый из них содержит свои плюсы и минусы, удобства и недостатки. Поставщик самостоятельно загружает данные о товаре в виде описаний и фото.

При большой номенклатуре товаров складской учет для маркетплейсов удобнее сделать интегрированным: совместить личный кабинет и программу, в которой ведется бухгалтерский учет торговли на маркетплейсе или складской учет.[3, с.271]

Сведения о продажах на маркетплейсе и вознаграждениях комиссионера можно вносить в учетный софт вручную. Но гораздо легче и удобнее работать в программах, которые умеют принимать отчет комиссионера, учитывать сведения из него и других документов с маркетплейса, подбирать нужные проводки.

Контур.Бухгалтерия принимает отчет о продажах, корректно оформляет в учете продажи, вознаграждение и затраты на услуги площадок, работает с НДС. Веб-сервис подходит предпринимателям на УСН и УСН+патент, компаниям на УСН и ОСНО.

Сведения о продажах на маркетплейсе и вознаграждениях комиссионера ведется с использованием специальной программы «СКБ Контур».

Таким образом можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что маркетплейсы стремительно ворвались в мировое поле лишь 10-15 лет назад, но уже смогли завоевать значительную долю рынка. Причин этому можно выделить две – уникальная распределительная система продаж и следование тренду цифровизации экономики.

Список использованных источников

1.«Маркетплейсы: как научиться продавать. Wildberries, Ozon и другие», Мультановская Д. В. – 2022. 240.

2. «Продажи на маркетплейсах и как это работает», Илья Островский – 2023. 120с.

3. «Ваш интернет магазин от А до Я», Тимофей Шиколенков – 2018. 368с.

4. «Миллиард на маркетплейсах», Виталий Теин – 2021. 167с.

5. «Воронка продаж в интернете. Инструменты автоматизации продаж и повышение чека в бизнесе», Мария Солодар – 2021. 240с.

Просмотров работы: 7