Рентабельность организации представляет собой процентную меру доходности. Она является универсальным показателем эффективности работы организации и отражает соотношение полученной прибыли к затраченным ресурсам. Увеличение рентабельности свидетельствует о прибыльности предприятия и успешном развитии, в то время как ее снижение сигнализирует о неудовлетворительной ситуации и требует немедленных корректирующих мер. Однако при анализе рентабельности следует учитывать влияние различных факторов. В общем виде рентабельность исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах [6, с. 129].
Ее можно рассчитать, как отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
P = (П / Сп) * 100% (1)
где:
П - прибыль
Сп – полная себестоимость.
Также различают общую и расчетную рентабельность. Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств [9, с. 1].
Значение рентабельности:
для эффективности использования материальных ресурсов;
для оценки принятия решений в области инвестирования, планирования, координирования, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результат;
для оценки конкурентоспособности фирм;
для эффективности управления предприятием.
В некоторых случаях показатели рентабельности должны иметь большое значение. Коэффициент рассчитывают, когда нужно:
определить допустимую цену для сравнения с конкурентами и привлечения клиентов;
проанализировать ключевые управленческие и организационные моменты;
обосновать крупные инвестиции для понимания прогнозируемой отдачи от проекта;
подготовить к продаже компанию для определения реальной стоимости бизнеса;
спрогнозировать возможную сумму выручки в следующем промежутке времени.
В экономике существуют абсолютные показатели (выручка, чистая прибыль и т.д.) и относительные показатели, которые вычисляются сравнением абсолютных. Доходы, расходы и финансовые результаты являются базовыми (исходными) показателями для исчисления обобщающих, качественных показателей, таких, как доходность и расходность активов [4, с. 185].
Рентабельность является относительным показателем, который ссылается на сравнение различных абсолютных показателей компании с чистой прибылью в процентном соотношении. Суть рентабельности в том, чтобы определить, какая часть от абсолютных показателей составляет чистая прибыль, что в свою очередь отражает его окупаемость. Коэффициенты рентабельности имеют важное значение при разработке стратегий инвестиций, персонала и маркетинга компании.
Для анализа эффективности деятельности предприятия используется система показателей рентабельности. Их можно разделить на следующие группы:
1) показатели доходности продукции — они рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию:
рентабельность продаж;
рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат);
2) показатели доходности имущества и его частей:
рентабельность всего капитала (активов);
рентабельность основных средств и прочих вне оборотных активов;
3)показатели доходности используемого капитала — рассчитываются на базе инвестированного капитала:
рентабельность собственного капитала;
рентабельность перманентного капитала [2, с. 29].
Каждого из них можно рассчитать, используя свой собственный метод расчета. Например, рентабельность активов определяется путем деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов. Чистая прибыль и стоимость активов — два фактора, влияющие на результат. Если эти показатели почему-то неудовлетворительны или кажется, что такой подход слишком тривиален, то нужно искать готовые факторные модели или даже создавать свои.
Рентабельность капитала (активов) исчисляется отношением прибыли к стоимости инвестированного капитала (активов) или его отдельных составляющих [1, с. 120]:
РА = ЧП / ((Ана начало периода + Ана конец периода) / 2), (3)
где ЧП — чистая прибыль; А — активы.
Показатель рентабельности активов часто используют для сравнения нескольких предприятий при выборе объекта для инвестиций, так как он характеризует эффективность деятельности всего предприятия.
Показатель рентабельности продаж оценивает эффективную операционную деятельность предприятия, то есть определяет долю прибыли в каждом рубле дохода от основной деятельности.
Показатель рентабельности собственного капитала показывает эффективность использования собственных источников финансирования предприятия. То есть, он показывает прибыль, которую получают собственники компании.
Рентабельность собственного капитала рассчитывают отношением чистой прибыли за период к среднему уровню собственного капитала.
РСК = ЧП / ((СКна начало периода + СКна конец периода) / 2), (5)
где РСК — рентабельность собственного капитала;
ЧП — чистая прибыль;
СК — собственный капитал.
Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Этот показатель еще можно назвать рентабельностью основной деятельности: он показывает, какую прибыль от продаж приходится на один рубль затрат. Уровень рентабельности некоторых видов продукции зависит от динамики средних отпускных цен и себестоимости единицы продукции [3, с. 8].
Рентабельность перманентного капитала (инвестиций) Rк – это отношение прибыли до налогообложения (Пб) к средней величине собственного капитала (Кс) и долгосрочных обязательств: кредитов, займов и прочих обязательств (Кд). Показывает размер прибыли, приходящийся на каждый рубль капитала, вложенного на длительный срок [7, с. 175]:
Rк = Пб / (Кс + Кд) (7)
Рентабельность производственных фондов R показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Она определяется как процентное отношение прибыли до налогообложения (Пб) к сумме основных производственных (ОФ) и оборотных производственных (ОС) фондов, рассчитывается [7, с. 177]:
Rпф = Пб / (ОФ + ОС) (8)
Рентабельность основных средств - показывает сколько рублей прибыли (П) получает организация с 1 рубля стоимости основных средств и рассчитывается:
Рф = П / Ф*100%, (9)
где Ф – среднеголовая стоимость основных средств.
Самыми актуальными и распространенными в аналитической работе в современное время являются показатели рентабельности продаж и рентабельности активов (вложенного капитала). Для предприятия важно выявить и количественно оценить влияние на формирование показателя рентабельности различных факторов. Для этого строят модели взаимосвязи показателей рентабельности с другими показателями деятельности предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий [5, с. 34].
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. Также они способны более эффективнее отобразить конечные результаты хозяйствования, чем прибыль, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами [6, с. 129].
Рентабельность является результатом производственного процесса и находится под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности использования оборотных средств, снижением затрат и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия можно рассматривать как функцию следующих факторов: структуры и производительности основных фондов, производственных фондов, оборачиваемости нормированных оборотных средств, рентабельности реализованной продукции [10, с. 305-306].
Существуют две основные методики анализа общей рентабельности:
1) по факторам эффективности;
2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
Конечным финансовым результатом производственно-финансовой деятельности предприятия может быть, как балансовая (общая) прибыль, так и убыток (такое предприятие перейдет в категорию убыточных). Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, и внереализационных прибылей, и убытков. Следовательно, в круг задач анализа рентабельности входит: 1) оценка динамики показателя рентабельности с начала года; 2) определение степени выполнения плана; 3) выявление и оценка факторов, влияющих на эти показатели, и их отклонения от плана; 4) выявление и изучение причин потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; 5) поиск резервов возможного увеличения прибыли или дохода предприятия [10, с. 306].
Например, целями анализа показателя рентабельности продаж являются: а) можно определить, насколько эффективно распределяются активы. На основе анализа рентабельности продаж делают вывод, какие каналы нуждаются оптимизации, на каких участках необходимо сократить затраты, где следует приложить усилия для стимулирования продаж; б) по уровню рентабельности продаж можно судить, какую прибыль приносит отдельная единица продукции. Анализ рентабельности продаж позволяет оценить каждый продукт в ассортименте по уровню прибыльности, направить усилия на производство перспективных товаров и избавиться от невыгодных; в) анализ рентабельности продаж предприятия помогает понять, в каком именно направлении развиваются рыночные отношения, что представляет собой структура продаж; г) анализ рентабельности продаж и производства может стать основной причиной изменения ценовой политики компании. Но в данном вопросе следует проявить осторожность, потому что стоимость продукции может оказать влияние на объемы сбыта. Поэтому потребуется знание об эластичности рыночного спроса.
Рентабельность – показывает нам, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее работа предприятия. Поэтому организации нужно находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.
Поиск путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы являются менее важными чем внутренние. К ним относят: изменение спроса, конкуренция, санкции, расположение фирмы, политический курс в стране и т. д. Внутренние факторы — это особенности компании и текущее процессы, происходящие в ней. Такие как: условия труда, квалификация персонала, объём производимой продукции, качество товаров и услуг, коммуникация с партнёрами и клиентами и т.д. Ошибки и неисправности во внутренней организации предприятия могут стать серьезной причиной низкой рентабельности даже при благоприятных внешних условиях.
Также важным фактором повышения рентабельности в современных условиях есть работа по ресурсосбережению. Она ведет к снижению затрат и себестоимости, и в следствии к росту прибыли.
Наличие у предприятия долгов и задолженностей является не менее важным фактором для повышения рентабельности. Иногда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.
Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение новых технологий, инноваций, с помощью которых можно
производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить новшества и т.д.
Помимо всего вышеперечисленного росту рентабельности предприятия также способствует:
расширение объёмы рекламы, ради информирования потребителя, проведение разных конкурсов и акций;
сотрудничество с новыми поставщиками на более удобных условиях с целью выгоды, то есть закупки более дешевого сырья и материалов;
снижение материалоемкости продукции, применение новых технологий, эффективность использования оборудования;
снижение цен, разработки системы скидок;
увеличение объёма реализации продукции и улучшение ее качества;
уменьшение массы издержек;
расширение объёмов производительности, за счет нового заемного средства и т.д.
Однако это далеко не все факторы влияющие на рост рентабельности. Они включают в себя более 33 факторов, от которых зависит долгосрочная рентабельность. Но прежде, чем изменять какой-то фактор необходимо определить, с какой целью это будет сделано. Выделяют 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:
1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
2) освоение нового рынка;
3) внедрение новых методов продаж, освоение новых источников поставки товаров;
4) организационно-управленческие новшества [8, с. 37].
Список используемых источников
Белый Е.М., Алексеев Ю.С. Зимина Л.Ю., Байгулова А.А. Экономика предприятия: производственные ресурсы и эффективность их использования [Электронный ресурс]: учебное пособие – Россия Режим доступа: https://www.ulsu.ru/media/documents/uch-posobie-economika-organizacii.pdf.
В.Р. Банк, СВ. Банк, А.В. Тараскина Фиансовый анализ [Электронный ресурс]:учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект - 344 с Режим доступа: https://www.biznesbooks.com/components/com_jshopping/files/demo_products/v-r-bank-s-v-bank-a-v-taraskina-finansovyj-analiz.pdf.
Д. А. Лапченко Е. И. Тымуль Анализ производственной хозяйственной деятельности: финансовый анализ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие Минск БНТУ 2018 «Экономика и организация производства» Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/47681/Analiz_proizvodstvenno-hozyajstvennoj_deyatelnosti.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. [Электронный ресурс]: - Москва: Проспект - 360 с — Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/gilyarovskaya-lt-ekonomicheskiy-analiz_50e5f5fd663.html.
Тимофеева Кристина Андреевна, Павлова Юлия Александровна Пути повышения рентабельности // АНИ: экономика и управление [Электронный ресурс]: 2017. №4 (9). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-rentabelnosti.
Томский Государственный Университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) м. а. Афонасова ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ [Электронный ресурс]: учебное пособие 2017 Томск «Эль Контент» Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/4743/download.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) [Электронный ресурс]: учебное пособие Рекомендовано методическим советом Уральского федерального университета для студентов вуза, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 – Экономика, 38.05.01 – Экономическая безопасность 2-е издание, переработанное и дополненное Екатеринбург Издательство УМЦ УПИ 2018 Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/64561/1/978-5-8295-0563-9_2018.pdf.
Чараева М. В. Основные направления повышения рентабельности промышленных предприятий в России // [Электронный ресурс]: Вестник ПГУ. Серия: Экономика №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-povysheniya-rentabelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy-v-rossii.
Шипилова Э. В. Показатели рентабельности предприятия // Новый университет. Серия «Экономика и право» [Электронный ресурс]: 2018. №6 (16). 2017 — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-rentabelnosti-predpriyatiya.
Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П.Грузинов, В.А. Кузьменко. [Электронный ресурс]: 10 - е изд., стер. — М.: КНОРУС — 416 с. — (Среднее профессиональное образование). Режим доступа: http://www.ivurcol.net/el_resurs/strah/34.pdf.