КАРТА РИСКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ РИСКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

КАРТА РИСКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ РИСКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Карта рисков – инструмент, который позволяет классифицировать риски по степени критичности для бизнеса. В статье рассматриваются назначение и структура карты рисков, их различные вариации, составление, а также каким образом они могут помочь компаниям выявить те или иные риски, определить дальнейшие меры по их предотвращению.

Карта рисков - графическое и текстовое описание ограниченного числа рисков организации, расположенных в прямоугольной таблице, по одной «оси» которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения. Назначение карты рисков состоит в идентификации, анализе и управлении рисками, связанными с определенным проектом, организацией или событием. Карта рисков помогает идентифицировать потенциальные угрозы и возможности, а также определить стратегии и меры по управлению рисками [5].

Структура карты рисков может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, однако обычно она включает следующие элементы:

1. Заголовок: указывает на тему или проект, к которому относится карта рисков.

2. Цель: четко определяет, какие цели должны быть достигнуты в рамках карты рисков.

3. Контекст: описывает окружающую среду и факторы, которые могут повлиять на риски.

4. Риск-список: перечисляет потенциальные угрозы и возможности, которые могут возникнуть в результате выполнения проекта или организационной деятельности.

5. Вероятность: определяет вероятность возникновения каждого риска.

6. Влияние: оценивает, насколько каждый риск может повлиять на цели проекта или организации.

7. Сроки: указывает на сроки, в течение которых может произойти каждый риск.

8. Цветовая маркировка: используется для отображения степени важности или приоритетности каждого риска.

9. Оценка риска: определяет количество и общую оценку рисков в зависимости от вероятности и влияния.

10. Меры по управлению рисками: указывает конкретные шаги и стратегии, которые будут предприняты для управления или снижения каждого риска.

11. Ответственные: задает ответственных лиц, которые будут отвечать за реализацию мер по управлению рисками.

12. Мониторинг и контроль: описывает, как будут отслеживаться и контролироваться риски, а также частоту обновления карты рисков [1].

Важно отметить, что структура карты рисков может быть адаптирована для конкретных потребностей организации или проекта и может включать дополнительные элементы по мере необходимости.

Существует несколько видов карт рисков, которые могут быть использованы для анализа и управления рисками и первый тип карты рисков это – матрица рисков. Она представляет собой таблицу, где по горизонтальной и вертикальной оси отображаются уровни вероятности и влияния риска соответственно. Каждый риск из списка оценивается по этим двум параметрам и помещается в соответствующую ячейку матрицы. Это помогает определить приоритеты и фокусироваться на наиболее значимых рисках.

Далее следует диаграмма Парето. Это гистограмма, которая позволяет идентифицировать самые значимые риски по их частоте или влиянию. Она представляет риски в порядке убывания значимости и позволяет сосредоточить внимание на основных причинах рисков.

Фишбон: также известный как диаграмма Исикавы. Она представляет собой графическое изображение основных причин рисков. Главная линия фишбона представляет собой риск, а "рыбьи кости" – различные факторы и категории, которые могут быть связаны с риском. Это помогает идентифицировать и понять корни рисков [2].

Дерево решений - графическое представление последовательности решений и их возможных результатов. Оно позволяет идентифицировать потенциальные риски и оценить их вероятность на различных уровнях принятия решений.

Инцидентные матрицы - специальные таблицы, которые используются для учета и анализа прошлых рисков и инцидентов. Они позволяют обнаружить повторение определенных рисков и принять меры по их предотвращению в будущем [4].

Важно выбрать подходящий тип карты рисков, в зависимости от целей и потребностей организации или проекта. Также можно комбинировать несколько видов карт рисков для более полного и всестороннего анализа и управления рисками.

Рассмотрим структуру карты рисков в компании «РЖД» в качестве примера.

1. Заголовок: Карта рисков проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры "РЖД".

2. Цель: определить потенциальные риски, связанные с проектом модернизации и разработать меры по их управлению.

3. Контекст: описывает текущее состояние железнодорожной инфраструктуры, рыночные и экономические факторы, политические условия и другие факторы, влияющие на проект.

4. Риск-список:

- Задержки в получении разрешений и лицензий: Средняя вероятность, высокое влияние

- Недостаток необходимых финансовых ресурсов: Средняя вероятность, высокое влияние

- Технические сбои и неполадки во время модернизации: Высокая вероятность, высокое влияние

- Протесты и общественное недовольство: Низкая вероятность, среднее влияние

- Ущерб окружающей среде: Средняя вероятность, среднее влияние

5. Вероятность: оценивает вероятность возникновения риска на шкале от низкой до высокой.

6. Влияние: оценивает влияние риска на проект на шкале от низкого до высокого.

7. Сроки: указывает на ожидаемые сроки возникновения каждого риска или период, в течение которого риск может быть актуален.

8. Цветовая маркировка: используется для обозначения степени важности или приоритетности каждого риска.

9. Оценка риска: определяет общую оценку рисков на основе вероятности и влияния.

10. Меры по управлению рисками: указывает конкретные стратегии и действия, которые будут предприняты для управления и снижения каждого риска, например, разработка плана контроля качества, повышение финансовых ресурсов, предотвращение технических сбоев через регулярное обслуживание и т.д.

11. Ответственные: задает ответственных лиц из различных отделов компании, которые будут отвечать за реализацию мер по управлению рисками.

12. Мониторинг и контроль: описывает, как будет осуществляться отслеживание рисков и их контроль, а также частоту обновления карты рисков [3].

Это лишь общая структура и пример карты рисков для компании «РЖД». В реальной практике карты рисков могут быть более подробными, представлять собой графическое представление и включать дополнительную информацию в зависимости от конкретных потребностей и особенностей проекта.

Таким образом, карта рисков является отличным инструментом определения и ранжирования рисков по степени их влияния, значимости в проектах и компаниях в целом. Она используется для отслеживания и контроля рисков на протяжении всего проекта или организационной деятельности, а также позволяет регулярно обновлять и оценивать риски, принимать соответствующие меры в случае изменения условий или появления новых рисков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Карта рисков: зачем нужна и как составить [Электронный ресурс].-URL:https://www.fd.ru/articles/157298-zachem-nujna-karta-riskov-kompanii-i-kak-ee-sostavit (дата обращения: 05.11.2023)

2. Беланова Н.Н., Вильгута О.Ф., Бабенчук К.А. Картографирование как инструмент ранжирования рисковых событий в целях разработки эффективной системы управления рисками. -Самара, 2022 – 13 с.

3. Карта рисков ОАО «РЖД» [Электронный ресурс].-URL: https://ar2020.rzd.ru/ru/corporate-governance/risk-management/risk-map (дата обращения: 05.11.2023)

4. Карта рисков [Электронный ресурс].-URL:https://upravlenie-riskami.ru/karta-riskov/ (дата обращения: 05.11.2023)

5. Карта рисков [Электронный ресурс].-URL:https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/karta_riskov/ (дата обращения: 05.11.2023)

Просмотров работы: 3337