Управление персоналом в организации в своей структуре имеет инструменты по адаптации сотрудников. Стоит отметить, что на практике ее значение недооценивается.
Именно поэтому адаптация в организации зачастую существует в разрозненной форме, что не способствует ее эффективности. Безусловно, необходимо применение комплексного подхода, чтобы адаптировать коллектив к деятельности [3].
1. Понятие адаптации, особенности адаптации
Интеграция в работу организации – важный этап для каждого сотрудника, принятого на какую-либо должность. Ему нужно работать в определенных условиях, которые предлагает система. Теория управления считает, что под адаптацией нужно понимать знакомство сотрудника с рабочим местом, действия, способные облегчить его интеграцию в работу коллектива. На этом этапе он узнает о том, как будет проходить его трудовая деятельность, в каком социальном, корпоративном окружении он будет выполнять свои обязанности [5].
Адаптация бывает первичная и вторичная. Все зависит от того, есть ли у сотрудника профессиональный опыт, стаж. В рамках вторичной адаптации человек меняет место работы, но приходит с уже сложившимся опытом, компетенциями. Безусловно, классификационные признаки могут разниться. Также выделяют профессиональную, служебно-деловую и социально-психологическую адаптации [5].
Адаптация может связываться с активностью и пассивностью, которые становятся моделью поведения сотрудника и новой организации. Если работник привносит какие-то инновации, влияет на окружение, предпринимаемую деятельность, то считается активно адаптируемым. При пассивном восприятии своего места на работе сотрудник принимает все правила без обсуждения.
При прогрессивной трудовой адаптации повышается работоспособность, сам процесс вхождения в коллектив проходит проще, естественнее, быстрее. При регрессивной адаптации работник может утратить мотивацию. При этом он может оставаться в учреждении, не уходить по собственному желанию [4].
2. Виды адаптации медицинского персонала
Медицинский персонал адаптируется с учетом специфики сферы деятельности. Нужно учесть определенные аспекты данного процесса [2].
Профессиональная адаптация заключается в том, что сотрудник получает дополнительные компетенции, как профессиональные, так и личностные. Неправильным считается подход, при котором топ-менеджер считает сотрудника со значительным стажем работы, подготовленным к труду в организации. Однако опытные сотрудники также нуждаются в том, чтобы их ввели в курс дела, объяснили специфику деятельности в конкретном учреждении. В этом случае не возникнет недопонимания между руководством и подчиненными, полномочия и зона ответственности будут уточнены.
Психофизиологическая адаптация заключается в приспособлении к физическим и психическим нагрузкам, рутинным операциям в работе, санитарно-гигиеническим нормам в условиях производства. Имеет значение распорядок рабочего дня, комфортность условий. Чем крупнее организация, тем важнее провести полноценную адаптацию, ведь на таком производстве высок риск травматизма. В любом случае, рабочий ритм и нагрузки требуют освоения, привыкания.
Социально-психологическая адаптация предполагает, что работники включаются в сложившийся коллектив, где есть свои ценностные установки, традиции, особенности. Человеку с независимым характером труднее интегрироваться в коллектив, принять без рассуждения все правила. Как известно, в любой организации есть формальные и неформальные группы, лидеры. Новый сотрудник входит в одну из них, знакомится с работой подразделения, понимает иерархичность системы, своего места в компании. Новый сотрудник может не обладать организационным поведением, если в первый раз устраивается на работу. Такие сотрудники могут испытывать проблемы в межличностных отношениях.
3. Описание современных методов адаптации
Отечественная адаптационная практика в коллективе зачастую состоит из непроизводственных методов. Речь идет о наставничестве, неформальном сопровождении. Сотрудники участвуют в тренингах, инструктажах. Зарубежные адаптационные технологии также постепенно входят в практику.
С помощью метода Buddying формируется команда, которую сплачивают корпоративные ценности. Она существует в парадигме взаимовыручки, коллегиальности. В рамках метода Job Shadowing новички присутствуют при работе опытного сотрудника, перенимая опыт наблюдением. Инструменты Secondment являются своеобразным повышением квалификации. Сотрудник переводится на время в филиал организации, чтобы получить нужный новый опыт, компетенции.
При дистанционном обучении материал изучается сотрудниками самостоятельно. Применяются цифровые технологии, как для учебы, так и контроля за усвоением материала.
Вся перечисленная методология может быть эффективна, если на практике сотрудники будут адаптироваться, исходя из наличия профессионального опыта, отрасли, потенциала учреждения. Влияние оказывает не только внутренняя среда предприятия, но и внешняя. Например, нормативно-правовая система, регулирующая данную сферу [1].
4. Пути оптимизации системы адаптации
В здравоохранении практикуется адаптация, процессы которой зачастую нуждаются в оптимизации, пересмотре, коррекции. В рамках программы человек осваивает организационную культуру учреждения, его традиции, нормы. Требуется не только создать условия для производительности труда нового сотрудника, но и комфортные рабочие условия, чтобы удержать его на новом рабочем месте.
Согласно программе, сотрудник узнает, как устроена организация, какие процессы в ней осуществляются, в чем сущность иерархии, особенности условий труда. В рамках программы проводят собеседование, принимают человека на работу, оформляют соответствующие документы, организуется представление, знакомство, введение в состав коллектива, актуализации профессиональных знаний и навыков, налаживается обратная связь. Поэтапность, последовательность при реализации программы дает возможность:
- заниматься оптимизацией процесса адаптации новых сотрудников в медицинских учреждениях (на этом этапе человек получает информацию о работе организации, своих функциях в ней, соответственно, неопределенность, тревожность снижается, работник понимает, что от него требуется. Удовлетворенность выполняемыми обязанностями возрастает, человек принимает корпоративные ценности, выстраивает диалог с коллективом. После того, как испытательный срок завершен, с помощью элементов обратной связи можно удостовериться в успешно проведенной адаптации);
- заниматься оптимизацией деятельности руководства в учреждениях медицинского профиля (появляются инструменты, чтобы оценить профессиональные компетенции, потенциал работника, который некоторое время потрудился в учреждении). На этом этапе можно выявить проблемы в управлении развитием персонала. Кадровая политика в результате уточняется, совершенствуется, дополняется новыми методами взаимодействия и обратной связи между руководителями, коллективом, в том числе, новыми работниками).
Подытоживая, следует сказать, что процесс адаптации медицинского персонала является сложной процедурой, результатом которой должна стать приспособленность нового работника к требованиям и нормам системы, ее культуре. При адаптации персонала идут следующие процессы: работник знакомится с учреждением, принимает его правила и установки, утвержденные в рамках корпоративной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кайдалова, Е.А. Современные методы адаптации персонала / Е.А. Кайдалова, В.В Лизовская // E-Scio. - 2023. - №4(79). – URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/sovremennye-metody-adaptatsii-personala-1 (дата обращения: 05.11.2023).
2. Кулдыркаева, И.Н. Внедрение программы адаптации для новых сотрудников учреждения здравоохранения / И.Н. Кулдыркаева, Л.И. Спирина // Вестник науки. - 2019. - №6(15). – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vnedrenie-programmy-adaptatsii-dlya-novyh-sotrudnikov-uchrezhdeniya-zdravoohraneniya (дата обращения: 05.11.2023).
3. Латыпова, Д.Р. Адаптация персонала / Латыпова Д.Р. // Экономика и социум. - 2021. - №1-2(80). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-personala-2 (дата обращения: 05.11.2023).
4. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Р.К. Мертон // пер. с англ. Е.Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З.В. Коганова. - М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 873 с.
5. Слепцова, Е.В. Современные взгляды на адаптацию работника: сущность, виды, функции и факторы адаптации / Е.В. Слепцова, Д. Сапрунова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2020. - №8(1) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-adaptatsiyu-rabotnika-suschnost-vidy-funktsii-i-faktory-adaptatsii (дата обращения: 05.11.2023).