Экспертами Всемирной организации здравоохранения доказано: повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения ускоряет экономическое развитие государства, увеличивает рост валового национального продукта [20].
Но увеличение продолжительности жизни невозможно без создания эффективной системы оказания качественной медицинской помощи.
Все преобразования в стране и в отрасли здравоохранения направлены на повышение качества оказываемой медицинской помощи, сохранение жизни и здоровья каждого гражданина страны [11, 12, 13].
Понятие «качество» сегодня получило конкретное наполнение посредством законодательного закрепления термина «качество и безопасность медицинской деятельности».
Система здравоохранения Российской Федерации реагирует на глобальные вызовы по обеспечению безопасности пациентов.
Совершенствуется ее законодательная база. Так, внесены изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», устанавливающие обязательное применение клинических рекомендаций и наделяющие Минздрав России полномочиями по установлению требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [1].
Теоретические основы качества медицинской помощи в Российской Федерации обоснованы в научных публикациях А.И. Вялкова и В.И. Стародубова [7, 8, 15, 16].
В последние годы активно совершенствуются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, разрабатываются клинические рекомендации, формируется система контроля и надзора на основе риск ориентированного подхода с учетом угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациентов [14].
Основой обеспечения безопасности медицинской деятельности также служат стандартизированные операционные процедуры [4, 5, 6, 24].
В российских медицинских организациях все шире используются доказавшие свою эффективность международные подходы и медицинские стандарты менеджмента качества и безопасности Объединенной международной комиссии (JCI, США), Канадского совета по аккредитации медицинских услуг (CCHSA), Австралийской комиссии по безопасности и качеству в здравоохранении (NSQHS) и др. [26, 27] с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере здравоохранения, что максимально приближает условия отечественной медицины к этим международным документам [2, 3, 10, 17].
Во многих государствах с развитой системой здравоохранения существуют национальные стандарты деятельности медицинских организаций и управления качеством и безопасностью медицинских услуг.
В настоящее время в нашей стране формируется система требований к качеству и безопасности медицинской деятельности медицинских организаций на основе традиций российской медицины и лучших международных практик.
Использование современных практик по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, внедрение эффективных систем управления качеством, формирование зрелой пациентоориентированной корпоративной культуры медицинских организаций направлено на непрерывное совершенствование процессов и достижение целевых показателей национального проекта «Здравоохранение» [19].
Понятие «безопасность медицинской деятельности», тесно связанное сегодня с понятием качества, включает:
- безопасное выполнение любого медицинского вмешательства, в том числе хирургического;
- безопасное оказание экстренной и неотложной помощи, в том числе в условиях приемного отделения стационара;
- безопасное применение медицинских изделий;
- безопасное применение лекарственных препаратов;
- профилактику инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
- защиту информации от несанкционированного доступа;
- создание безопасной среды;
- обеспечение безопасных условий медицинской деятельности, включая правильную идентификацию пациентов;
- преемственность медицинской помощи и передачу клинической ответственности за пациента.
Это означает, что оказание любого вида и объема медицинской помощи должно проводиться в безопасной среде медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы, размера и направления деятельности, с минимальной вероятностью развития существующих рисков. Структура медицинской организации должна предусматривать возможность профилактики рисков и неблагоприятных событий на всех этапах лечения пациента.
Приоритетной задачей здравоохранения в мире является сохранение здоровья граждан для стабильного экономического и социального развития государств. Снижение рисков для жизни и здоровья пациентов при оказании медицинской помощи возможно только при надлежащем обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности. Таким образом, здравоохранение относится к высокорискованным видам деятельности.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации представлен трехуровневой моделью, включающей государственный, ведомственный и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности [18].
Государственный контроль проводится посредством проверочных мероприятий по различным направлениям медицинской деятельности, лицензирования медицинской деятельности, а также контрольных закупок в целях проверки соблюдения порядка и условий предоставления платных медицинских услуг.
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает проверку соблюдения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, безопасных условий труда, требований безопасности и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), а также профессиональных ограничений.
Внутренний контроль имеет наименее сформированную, изученную и описанную систему мер. Порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в настоящий момент находится на этапе разработки методологии на основе требований к его организации и проведению.
В результате внедрения внутреннего контроля качества ожидается:
- упорядочение процедуры обращения и хранения документации;
- улучшение взаимодействия между подразделениями;
- сокращение дублирования лабораторных исследований;
- сокращение предоперационного периода;
- уменьшение размера финансовых санкций от страховых медицинских организаций [21].
Для оценки результатов внутреннего контроля необходима разработка индикаторов и критериев [22].
Индикатор качества и безопасности медицинской помощи - это инструмент для измерения состояния здоровья, практики, организации или возникновения события, который позволяет достоверно и надежно оценить качество ухода и его развитие с течением времени. Индикаторы оценивают структуру, процесс или результат и могут быть собраны из разных источников.
Каждый показатель/индикатор необходимо оценить на соответствие SMART-принципам для подтверждения его объективности и целесообразности включения в перечень. Индикаторы должны быть разработаны для врачей, лабораторной и диагностической службы. В дальнейшем данные индикаторы могут быть увязаны с системой оплаты медицинского персонала [23].
Индикаторы качества:
1 Показатели структуры - отражают уровень качества управления человеческими, материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления процессов лечения.
2 Показатели процесса - отражают качество непосредственно осуществляемой медицинской деятельности.
3 Показатели результата - отражают итоговые достижения (просчёты, риски) с точки зрения эффективности, удовлетворенности пациентов.
Требования, критерии, индикаторы для оценки должны быть формализованы во внутренних документах медицинской организации. Как было отмечено выше, индикаторы оценки - это количественные и качественные характеристики, по наличию или отсутствию которых в медицинской организации можно сделать вывод о качестве и безопасности медицинской деятельности.
Оценить индикатор можно по четырем источникам информации: документации; информации, полученной от пациентов; информации, полученной от персонала; а также непосредственно наблюдая за процессами.
Стандартизация оценки качества и безопасности медицинской деятельности в системе внутреннего контроля позволит обеспечить единообразие подходов в различных условиях ее применения.
Таким образом, организационные особенности и инструментарий внедрения и мониторинга системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности включает перечень требований, критериев, индикаторов, обязательных для использования в МО в соответствии с профилем учреждения.
Постоянный мониторинг результатов контроля качества медицинской помощи позволяет оценить правильность и оперативность принятых управленческих решений, направленных на совершенствование организации оказания медицинской помощи [25].
В качестве корректирующих мероприятий по итогам проводимого внутреннего контроля используются: разборы случаев неудовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи совместно с персоналом; повышение информированности пациентов и их родственников о работе учреждения и условиях оказания медицинских услуг в отделениях; совершенствование электронных ресурсов (запись на прием к специалистам консультативной поликлиники через сеть Интернет) [24].
В случае несоответствия фактических и плановых результатов устанавливаются причины (а также возможности по улучшению процесса), по каждой из них составляется план мероприятий (корректирующих или предупреждающих). Результативность подвергается анализу со стороны высшего руководства [24].
Внутренний контроль является обязательным для всех организаций и служб здравоохранения. Внутренний контроль определяется как обязательство по внедрению систематического управления для удовлетворения всех юридических требований, применимых к услуге.
Внутренний контроль заключается в планировании, организации, внедрении, проверке и улучшении услуг для обеспечения постоянного соответствия требованиям.
Основными направлениями, требующими особого внимания при реализации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, являются:
1. Идентификация личности пациентов.
2. Лекарственная безопасность. Фармаконадзор.
3. Безопасность среды в МО.
Организация ухода за пациентами, профилактика пролежней и падений.
4. Организация неотложной и экстренной помощи. Организация приемного отделения.
5. Хирургическая безопасность. Профилактика рисков, связанных с оперативными вмешательствами.
6. Преемственность медицинской помощи. Передача клинической ответственности за пациента. Организация перевода пациентов в рамках одной МО и трансфер в другую МО.
Создание унифицированной для всех медицинских организаций страны системы внутреннего контроля качества, гармонизированной с международными подходами, - ключевой аспект реализации национального проекта «Здравоохранение». Применение стандартизированной системы внутреннего контроля в медицинских организациях снимет многие противоречия, возникающие при проверках контрольно-надзорных органов и будет способствовать реализации риск-ориентированного подхода при контрольно-надзорных мероприятиях в Российской Федерации.
Анализ изученных материалов подтверждает необходимость формирования единых методологических и организационных принципов внутреннего контроля в системе здравоохранения Российской Федерации.
Список используемых источников
1. Александрова, О.Ю. Основные положения нового законодательства, регламентирующего контроль качества и безопасности медицинской деятельности при оказании медицинской помощи лицам с инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих / О.Ю. Александрова, Е.А. Боговская. // Общественное здоровье и здравоохранение XXI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров: Сб. тезисов конф., посвящ. 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва, 3-4 октября 2012 г.). - Москва, 2012. - С. 65 -67.
2. Ахмерова, С.Г. Обеспечение контроля качества медицинской помощи в рамках реализации международных и национальных стандартов / С.Г. Ахмерова, Ф.Б. Шамигулов, С.Ф. Шамигулова [и др.] // Общественное здоровье и здравоохранение XXI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров: Сб. тезисов конф., посвящ. 90-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва, 3 - 4 октября 2012 г.). - Москва, 2012. - С. 85 -86.
3. Баринов, Е.Х. Качество оказания медицинской помощи и предмет судебно-медицинской экспертизы / Е.Х. Баринов, П.О. Ромодановский // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2012. - № 4. - С. 78 - 84.
4. Методика оценки и состояние личного потенциала беременных женщин как потребительского ресурса качества перинатальных услуг / Т.П. Васильева, [и др.] // Социальные аспекты здоровья населения. - 2012. - № 3. – URL: http://vestnik.mednet.ru (дата обращения 26.10.2023)
5. Власов, В.В. Обязаны ли ЛПУ применять только лекарства из перечня ЖНВЛП? / В.В. Власов, Л.Е. Зиганшина // Здравоохранение. - 2012. - № 2. - С. 68 -79.
6. Воробьева, В.Н. Укрепление профилактических мер и улучшение качества медицинской помощи детям / В.Н. Воробьева // Медсестра. - 2012. - № 6. - С. 5-6. – URL: https://panor.ru (дата обращения 12.11.2023).
7. Вялков, А.И. Проектирование Системы менеджмента качества научной медицинской деятельности: единая технология улучшения процессов / А.И. Вялков, Е.А. Глухова // Здравоохранение РФ. - 2012. - № 3. - С. 3-6.
8. Вялков, А.И. Управление качеством медицинской помощи и клинико-экономический анализ в ЛПУ / А.И. Вялков, П.А. Воробьев // Экономист лечебного учреждения. - 2012. - № 9.- С. 3-20. – URL: https://panor.ru (дата обращения 28.10.2023).
9. Гуслякова, Р.П. Возможности использования принципов менеджмента качества и стандартных операционных процедур в многопрофильном стационаре / Р.П. Гуслякова, Р.Х. Ягудин, Л.И. Рыбкин // Практическая медицина. - 2017. - № 8 (109). - С. 59-61.
10. Дагбаева, С.Д.-Н. Медицинский подход в исследованиях проблем качества жизни населения / Дагбаева С.Д.-Н. // Актуальные проблемы социальной медицины и психологии: Мат. Междунар. научно-практ. конф. (г. Махачкала, 19 февраля 2011 г.). - Махачкала, 2011. - С. 22 -26.
11. Жарова М.Н. Жизнь человека - основополагающая моральная ценность медицинской деятельности / М.Н. Жарова // ГлавВрач. - 2012. - №1. - С. 39 -41.
12. Козырев, В.М. Социально-экономические и групповые аспекты дифференциации качества жизни на основе доходов населения России / В.М. Козырев // Экономист лечебного учреждения. - 2012. - № 3. – URL: https://panor.ru (дата обращения 28.10.2023)
13. Лучкевич, В.С. Качество жизни как критерий эффективности реализации лечебно-оздоровительных программ / В.С. Лучкевич // Роль здравоохранения в охране общественного здоровья: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 11-12 апреля 2012г.). - Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. Вып. 3. - Москва, 2012. - С. 85 -88.
14. Методические подходы к формированию риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения / И.В. 364 Иванов, Д.Т. Шарикадзе, Е.А. Берсенева, Ю.В. Мирошникова // Вестник Росздравнадзора. - 2017. - № 1. - С. 34 -36.
15. Современные подходы к управлению качеством медицинской помощи на различных иерархических уровнях / Под общей ред. академика РАМНО.П. Щепина. - М., 2012. - 162 с.
16. Стародубов, В.И. Методологические технологии и руководств о по управлению качеством медицинской помощи / В.И. Стародубов, Г.И. Галанова. - Москва: ИД «Менеджер здравоохранения», 2012. - 208 с.
17. Хафизов, М.Г. Современные подходы к формированию системы менеджмента качества и стандартизации процессного подхода в управлении медицинскими организациями / М.Г. Хафизов // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 4 (123). - С. 112 -117.
18. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ [принят Государственной думой 1 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года]. - URL: https://clck.ru/VuDPD/ (дата обращения: 03.11.2023)
19. Мурашко, М.А. Безопасность пациента: мировые тенденции и отечественный опыт / М.А. Мурашко, И.В. Иванов, А.И. Панин // Управление качеством в здравоохранении. - 2018. - № 2. - С. 35 -41.
20. Инвестиции в здравоохранение: ключ к успешному экономическому развитию Восточной Европы и Центральной Азии / М. Сурке, М. Макки, Л. Рокко. - ВОЗ, 2008. - 249 с. - URL: https://clck.ru/36SDTm (дата обращения: 03.11.2023).
21. Лудупова, Е.Ю. Внутренний аудит как один из инструментов управления медицинской организацией / Е.Ю. Лудупова, М.А. Денисова // Вестник Росздравнадзора. - 2014. - № 6. - С. 9-11.
22. Линденбратен, А.Л. Улучшение качества оказания экстренной стационарной помощи в условиях ЦРБ на основе внедрения новых организационных технологий / А.Л. Линденбратен, В.И. Филиппова, С.М. Голобурдин // Общественное здоровье и здравоохранение XXI века: проблемы, пути решения, подготовка кадров: сборник тезисов конференции, посвященной 90 летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва, 3-4 октября 2012 г.). - Москва, 2012. - С. 250252.
23. Сон, И.М. Индикаторы оценки качества во фтизиатрии / И.М. Сон, О.Б. Нечаева, А.В. Гажева // Заместитель главного врача. - 2014. - № 12. - С. 32-39.
24. Артамонова, Г.В. Опыт использования современных принципов управления в повышении качества оказания высокотехнологичной медицинской помощи / Г.В. Артамонова, Я.В. Данильченко, Т.С. Костомарова [и др.] // Заместитель главного врача. - 2015. - № 1. - С. 36 -47.
25. Гуров, А.Н. Организация системы мониторинга для оценки качества и эффективности работы здравоохранения в процессе модернизации (на примере Московской области) / А.Н. Гуров, С.Е. Круглов, Е.Ю. Огнева // ГлавВрач. - 2012. - № 3. - С. 40 -45. - URL: https://panor.ru (дата обращения 03.11.2023).
26. Менеджмент качества / Стандарты СМК - 2007-2023. - URL: https://www.kpms.ru/Standart/JCI_Standard.htm (дата обращения 12.11.2023).
27. Иванова, А. И. Международные стандарты в медицине / А.И. Иванова // Образовательный портал «Справочник». - 23.11.2020. - URLhttps://clck.ru/36Yov8 (дата обращения: 12.11.2023).
6