Современные тенденции создают новые правила и возможности в медицинских сообществах. Появление разнообразных технологий предъявляет совершенно новые требования к медицинским сестрам, и они должны обладать соответствующими навыками и компетенциями, чтобы быть готовыми к стремительному развитию мира. Поэтому, в контексте повышенной цифровизации здравоохранения, умение грамотно и эффективно вести профессиональное общение становится ключевым звеном для повышения качества медицинской помощи.
Перспективные методы развития профессионального общения основаны на компетентностном подходе [4]. Именно компетентность, как интегральное качество личности, характеризует «умение актуализировать полученные знания и умения, готовность к деятельности, способность к принятию решения и достижению значимого результата применительно к конкретной ситуации» [3].
Для лучшего понимания приведем определения ключевых понятий.
Коммуникация – это целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что доступно или предпочтительно [7].
Коммуникация нужна для точной и понятной передачи информации с коллегами. Поэтому она должна быть выстроена наиболее эффективным образом. Профессиональная коммуникация в сестринском коллективе направлена на организацию совместной деятельности и выполнение профессиональных, служебных, деловых задач, доверительное межличностное общение способствует удовлетворению потребности в признании и принятии, релаксации и сохранении душевного равновесия и эмоциональной поддержки между медицинской сестрой и коллегами [6].
Управление коммуникациями – совокупность непрерывных целенаправленных управленческих воздействий на внутренние и внешние процессы информационного обмена и неинформационного взаимодействия, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей и реализацию долгосрочных интересов развития предприятия [5].
Управление коммуникациями включает в себя разработку и внедрение правил общения, последующее обучение персонала коммуникативным навыкам и оценку эффективности применяемых коммуникационных методик.
Технологии значительно изменили весь процесс коммуникации: видеоконференции, онлайн чаты, электронные системы здравоохранения. Следует отметить, что механизм расширения полномочий и их изменения не увязываются с основными группами компетенций: твердыми (hard-skils), мягкими (soft-skils) и цифровыми (digital-skils) [1]. Увеличение спектра компетенций происходит вместе с развитием доказательной сестринской базы, цифровизацией здравоохранения, появлением сестринских исследований.
Под коммуникативной компетенцией понимают готовность ставить и достигать цели общения, а именно: получать необходимую информацию, уметь аргументировано доказывать свою точку зрения в дискуссии, способности выступать публично, управлять вниманием своих слушателей, сохраняя коммуникативное равновесие и уважительное отношение к ценностям других людей [2].
Смена способов общения и переход в электронный вид требует адаптации медицинских сестер. Важно не забывать и о безопасности данных при современном общении. Наличие множества записывающих электронных устройств, электронных табличных данных ставят под угрозу данные как сотрудников, так и пациентов. Таким образом, нужно быть осторожнее в передаче информации, особенно персональных данных.
Руководителям необходимо организовывать обучение медицинского персонала навыкам и стратегиям общения. Возможно проведение тренингов и занятий для повышения понимания медицинскими сестрами своей роли в общении. Необходимо внедрить правила и стандарты общения в сестринские коллективы, которые помогут избежать ошибок, снизят время на обработку информации. Отсюда возникает последовательность и согласованность в процессе общения.
Исследование коммуникативного поведения И.М. Спивака выявило у медицинских сестер пробелы в умениях, а именно:
• вести переписку,
• общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь,
• подготовить презентацию,
• продвигать себя и свои идеи,
• преодолевать «внутренние барьеры» [4].
Среди внутренних барьеров были выделены – нежелание медицинского персонала менять привычный уклад, отсутствие развитой IT-сферы, недостаток персонала и финансовых возможностей для внедрения новых технологий и удобств. Порой нет заинтересованности у руководителей. Поэтому нужно сначала мотивировать руководителей и уже потом акцентировать внимание на пробелы медицинского персонала. Необходимо разрабатывать каждой медицинской организации свою траекторию движения и обучения эффективному общению, строить четкую, бесперебойную работу. Данные о недостатках выстроенной коммуникации можно узнать благодаря обратной связи от взаимодействующих в процессе общения сторон.
Выводы:
Современные технологии – перспектива для развития будущего медицины. Медицинским сестрам важно обладать соответствующими навыками и компетенциями общения. Увеличение спектра компетенций происходит вместе с развитием доказательной сестринской базы, цифровизацией здравоохранения, появлением сестринских исследований.
Профессиональная коммуникация медицинских сестер позволяет организовать рабочую среду для выполнения служебных задач.
Управление коммуникациями включает в себя комплексный подход, начиная с разработки, внедрения правил общения и последующее обучение персонала коммуникативным навыкам до оценки и совершенствования применяемых коммуникативных методик.
Внедрение обучения коммуникационным навыкам приводит к сплоченной профессиональной работе. Разработка стандартизированных правил и рекомендаций позволит точнее доносить информацию и поможет медицинским сестрам лучше выполнять свою работу, а руководителям контролировать ее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ведомости: [сайт]. – 2023. – URL: https://www.vedo-mosti.ru/opinion/articles/ 2017/08/03/727760-ne-uchat-v-universitetah (дата обращения: 29.10.2023).
Кудинова, Г.Ф. Современная профессиональная коммуникация / Г.Ф. Кудинова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2022. – С. 243–246. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennaya-professionalnayakommunikatsiya/ viewer (датаобращения: 29.10.2023).
Основы психологодидактической компетентности преподавателя медицинского вуза : учебное пособие / О.Е. Баксанский [и др.]. – 2014. – 240 с.
Спивак, И.М. Коммуникативная компетентность медицинских сестер как составляющая траектории профессионального развития / И.М. Спивак, И.Н. Высоцкая // Методология и технология непрерывного профессионального образования. – 2021. – №2 (6). – С. 40–50. – URL: https://mtcpe. rsmu.press/files/issues/mtcpe.rsmu.press/2021/2/2021-21076ru.pdf? lang=ru (дата обращения 29.10.2023).
Суровцева, Е.С. Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями / Е.С. Суровцева // Вестник Тамбовского университета. – 2021. – №2. – С. 125-128 – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/aktualnye-problemy-upravleniyaorganizatsion nymi-kommunikatsiyami-1 (дата обращения: 29.10.2023).
Таджихоева, Ш.А. К вопросу важности межличностного общения в медицинской практике / Ш. А. Таджихоева, Д. Р. Аманов // Novainfo. — 2017. — № 63. — С. 431–435. – URL: https://novainfo.ru/article/12204 (дата обращения: 13.11.2023).
Wikipedia: the free encyclopedia: [сайт]. – 2023. – URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.a875af0d-653fb258-1423d5ca-74722d776562 /https/en.wikipedia.org/wiki/Outline_of_communication (датаобращения: 29.10.2023).