ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема ранней профориентации обучающихся является актуальной, требующей разрешения. Социально-экономические преобразования современного российского общества, вызванные интеграцией в мировое сообщество и формированием новых рыночных отношений, определили появление новых профессий, изменение условий профессиональной деятельности, повышение требований к подготовке конкурентоспособных мобильных кадров. Сложившаяся ситуация выявила необходимость создания системы ранней профориентации обучающихся, ориентированной на проектирование образовательного пути с учётом индивидуальных предпочтений обучающихся и требований рынка труда.

Значимость профориентации определяется целым рядом нормативно-правовых актов. Так, например, Конвенция о правах ребенка в статье 28 утверждает о необходимости обеспечивать доступность информации в области образования и профессиональной подготовки для всех детей (Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г.). Конституция РФ гарантирует право гражданина на свободный труд и свободный выбор рода деятельности и профессии. (Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет одной из целей образования профессиональное развитие человека, а в сфере дополнительного образования – профессиональное совершенствование личности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп.)).

Важными нормативными ориентирами в реализации профориентации обучающихся в системе дополнительного образования являются федеральные проекты. Проект «Билет в будущее», который реализуется с 2018 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (Национальный проект «Образование»), ставит задачи создания условий для раннего и успешного самоопределения, знакомства обучающихся со всем спектром востребованных профессий. Стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов» предоставляет школьникам возможности социальных и профессиональных проб в разных отраслях экономики в ходе подготовки и реализации важных для своего региона социально-экономических проектов. В Федеральном Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Основных направлениях развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ» также подчеркивается значимость процесса профориентации школьников.

В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» говорится, что «профориентация – это обобщенное понятие компонента общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда». Согласно данному документу профессиональная ориентация в РФ осуществляется в следующих целях: обеспечение социальных гарантий в сфере выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его физиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозирование профессиональной успешности в деятельности; содействие непрерывному росту профессионализма личности как условие ее удовлетворенности трудом, реализации индивидуального потенциала и др.

Одним из актуальных документов, определяющих государственную образовательную политику в области профориентации является - Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум (далее - профминимум). В 2023 - 2024 учебном году профминимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (поручение Президента Российской Федерации от 20 декабря 2020 г. N Пр-2182) в соответствии с квотами по количеству участников проекта «Билет в будущее» в субъектах Российской Федерации в 2023 году (следует отметить, что центр дополнительного образования - «Кванториум работает по программе «Успех каждого ребенка»).

Таким образом, в нормативно-правовых документах РФ выделены принципы государственной политики в области профориентации: сочетание государственных интересов с правами личности в ее социально-профессиональном становлении; приоритет профессиональных интересов граждан с учетом их индивидуальных особенностей; равенство, доступность и добровольность в получении профориентационных услуг; обеспечение правовой и социальной защищенности граждан и др. Анализ нормативных документов показал, что в области профориентации политика государства в настоящее время направлена на повышение эффективности использования потенциала общества; создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для свободного социально-профессионального самоопределения человека; развитие профориентационных услуг для населения, в том числе в рамках дополнительного образования.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»).

В раках нашего исследования мы решили обратиться к проблеме ранней профориентации подрастающего поколения в дополнительном образовании. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между: потребностью современного общества в самоопределившейся личности и отсутствием системности в ранней профориентации обучающихся на этапе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей; имеющимся потенциалом предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей и неполным его использованием в ранней профориентации обучающихся.

Выявленные противоречия определили цель нашего исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании содержания, форм, методов, средств ранней профориентации в учреждении дополнительного образования детей (на примере детского технопарка «Кванториум»).

Детские технопарки «Кванториум», которые сейчас создаются по всей России, это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Цель детских технопарков «Кванториум» - это воспитание нового мышления будущих «решателей» проблем в самом широком смысле. Мышления - системного, креативного и продуктового, ориентированного на вызовы 21 века и необходимого при переходе к Индустрии 4.0.
Направления, по которым занимаются в «Кванториуме» дети, называются квантумами. В каждом центре творчества свой набор квантумов, каждый из которых соответствует ключевому направлению инновационного развития Российской Федерации. В региональном центре «Кванториум» (г. Магниогорск) всего 4 квантума: VR/AR-квантум, Промробоквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, и Хайтек. Обучающиеся с помощью наставников разрабатывают реальные проекты на высокотехнологичном и современном оборудовании, учатся работать в команде и применять полученные знания на практике. Навыки всех четырех направлений могут интегрироваться в любую существующую и будущую инженерную специальность и открывают дорогу к профессиям будущего.

В нашем исследовании мы исходим из гипотезы что, ранняя профориентация обучающихся в учреждениях дополнительного образования будет осуществляться эффективно, если будет реализована модель, включающая в себя: организованное образовательное пространство, включающее профессионально-ориентационные ресурсы; комплексное сопровождение ранней профориентации (аналитико-диагностическое, просветительское, консультативное, организационное); разработанный инструментарий по поддержке результатов профессиональной ориентации обучающегося, позволяющий отслеживать его личностные достижения (конкурсы, олимпиады, портфолио).

Таком образом, нами определена актуальность заявленной проблемы ранней профориентации обучающихся в учреждениях дополнительного образования, определены цели и задачи, выдвинута гипотеза, что является перспективой нашего дальнейшего исследования.

Список использованной литературы:

  1. Кодексы и Законы РФ - Российское Законодательство и Судебная практика - https://www.zakonrf.info/?ysclid=lp0spltfwy10671704

  2. Колонтаевская, И.Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно- технические направления подготовки профессионального образования / И.Ф. Колонтаевская // Концепт. — 2014. — № 11. — С. 1-7. — ISSN 2304-120X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297270 (дата обращения: 11.10.2023).

  3. Муратова, А.А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Муратова Анжелика Артуровна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2008. - 24 с.

  4. Низова Л.М., Андреева Е.А. Профориентация как фактор конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на рынке труда // Мотивация и оплата труда. — 2018. — No1. — С.60–69. URL: https://grebennikon.ru/article-w55f.html

Просмотров работы: 312