ОШИБКИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОШИБКИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинству из нас приходилось хотя бы раз в жизни допустить ошибку. Идеальный мир, где ошибкам нет места, невозможен. Человеку свойственно ошибаться, заблуждаться. Мы понимаем это, но, тем не менее, порой относимся к своим и чужим ошибкам нетерпимо.

Мы привыкли воспринимать ошибки как некую оценку своей деятельности, у нас «принято» ругать себя и других за допущенные ошибки и стыдиться их. Совершая ошибки, мы переживаем чувство неловкости, страдает наша самооценка. Кто-то готов простить чужие промахи, а к собственным ошибкам крайне нетерпим. Кто-то же намного легче воспринимает неудачи, которые постигли посторонних, чем свои собственные. В любом случае ошибка воспринимается как нечто, чего нужно избегать всеми силами.

Что ж, вполне объяснимые эмоции, которые, к сожалению, могут буквально захлестывать нас даже при незначительном упущении.

«Дошкольное детство – особый возраст, ценностью которого может быть не столько приобретение неких свойств, качеств, способностей, которые потом будут реализовываться на протяжении всей дальнейшей жизни, сколько чувственно-насыщенное проживание в атмосфере глобального доверия к миру, семейной любви, доброжелательности, защищенности, и именно это даст человеку ту необходимую поддержку в будущем, «эмоциональную подушку», которая поможет справиться с многообразными переживаниями, горестями и бедами» [2].

Вспомните, как ведет себя малыш, который учится ходить. Он с поразительным упорством встает, когда случается очередное падение. Встает, чтобы снова идти.

Мы не считаем ошибкой то, что ребенок падает, когда учится ходить. Не говорим после первого падения: «Все, дальше и пытаться бессмысленно!» Мы ждем, когда онсам поймет, как нужно, и научится. Мы терпеливы, ведь это так естественно – учиться чему-то постепенно, постигать методом проб и ошибок.

Почему же мы теряем это умение относиться к ошибкам как к естественной части, а не как к результату или оценке деятельности?

Когда ребенок становится старше, допущенные им ошибки все больше огорчают и даже злят. К сожалению, не редки случаи, когда дети боятся ошибиться именно из-за молниеносной и очень эмоциональной реакции самых близких людей. А боясь совершить ошибку, ребенок предпочитает бездействовать. Страдает не только ваше общение, но и любознательность, познавательная активность ребенка, его желание узнавать, пробовать, делать.

Так появляется страх ошибки, который мы переносим во взрослую жизнь. Боимся совершить промах – и упускаем возможность узнать что-то новое! Продолжаем действовать по проверенным алгоритмам и не видим более эффективных вариантов. Придаем слишком большое значение ошибкам, которые можно было просто не заметить.

Мы даже намеренно фокусируем свое внимание на ошибках, когда, например, наши дети выполняют какое-то задание. Отмечаем ли мы, сколько пунктов они сделали правильно? Зато каждая ошибка оказывается выделена. И чем больше ошибок — тем больше неприятных эмоций. Мы бываем нацелены на поиск ошибок, сосредоточены на промахах,а не на успехах.

Тем временем ошибки могут открывать новые возможности! Может стоит взглянуть на них по-другому? Изменить свое отношение? И тогда мы поймем, что ошибки – не зло, а точки роста!

Но что часто делаем мы, взрослые? Во избежание ошибок не даем ребенку возможности самостоятельно завершить начатое и делаем за него. Не даем более одной попытки, ведь «если делаешь, то делай хорошо сразу». Сравниваем его успехи с достижениями других, и бывает не в его пользу. Не желаем выслушивать рассуждения ребенка, считая, что он в принципе не может в этом разбираться. Жизнь без права на ошибку! И таких примеров множество!

А ведь можно просто научить ребенка ошибаться с интересом! И, конечно, самим понять, что ошибки – это не страшно. Это обычно и даже полезно!

Нужно лишь вместе превратить ошибки в повод для размышления, поиска, творчества. Собственным примером показать, что ошибаться не стыдно, ошибаться могут все. Вместе анализировать допущенные ошибки, какими бы они ни были. Воспринимать ошибки как естественную часть развития и помочь ребенку понять их причины. Делать выводы, изучать.

Поощрять ребенка за инициативу, за то, что ему удалось или еще не совсем, но очень скоро получится. Ведь вчера он упал на катке 50 раз, а сегодня только 20. Обращать внимание не на ошибки, а на успехи ребенка. Верить в то, что он может справиться с любым делом, может, с небольшой помощью. Ошиблись? Пробуем еще раз!

Перед родителями, педагогами стоит важная задача: научить ребенка ошибаться с интересом! Когда ребенок не чувствует страха ошибиться, он свободно подходит к поиску новых вариантов и путей решения задачи, проблемы [1]. Это позволит детям и в дальнейшем не бояться возможных сложностей, а всегда идти вперед и искать новые решения.

Конечно, очень важно чтобы ребенок понимал, что ошибки бывают разные. Это может быть неудачно выбранный подарок на день рождения друга или оставленный дома зонтик, несмотря на обещанный дождь. Но чем может обернуться прогулка по крыше?

В течение жизни мы можем ошибаться сотни, тысячи раз. Полезно ли ошибаться?Ошибки учат шире смотреть на мир, открывают другие возможные варианты решений, показывают, какие оказываются неприемлемыми в данном случае. Но ведь отрицательный результат – тоже результат! Избегая ошибок, мы закрываем двери для поиска и творчества. Любая ошибка - опыт, ступенька для роста. Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу. Сама по себе ошибка не является ни хорошей, ни плохой. Это всего лишь сигнал, знак, указывающий на то, что мы выбрали не тот путь или способ действий. Ошибки – это всегда шанс чему-либо научиться, они помогают нам адаптироваться к новым и трудным ситуациям, с которыми мы будем сталкиваться всю жизнь. Для ребенка это особенно ценно!

Когда вы разрешаете ошибаться себе, вы начинаете так же принимать ошибки других людей. Уходит страх ошибки, а взамен открываются возможности! Ведь настоящий успех без ошибок невозможен. Разрешите ошибаться детям. Разрешите ошибаться себе.

Список использованных источников:

  1. Быкова, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника / Е. В. Быкова, Е. А. Пыльненькая, И. В. Булыгина, Н. Г. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 26.10.2023).

  2. Крашенинников Е.Е., Крашенинников-Хайт Е.Е. Возможности использования проблемных ситуаций в работе с дошкольниками // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4(100). – С. 23–33. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10077

Просмотров работы: 123