Одной из главных особенностей современного этапа развития общества можно считать обилие информационных связей между людьми. Коммуникативный потенциал личности становится не только важным преимуществом человека в сфере общения, но и качеством, без которого нельзя представить жизнедеятельность человека в обществе.
Навыки коммуникативной культуры приобретается в дошкольном возрасте, так как этот возрастной период является особенно благоприятным для развития коммуникативных установок и стереотипов личности. Ребенок в дошкольном возрасте ориентирует свое общение на взрослых и на сверстников по-разному, однако обе эти формы необходимы для формирования правильных представлений о коммуникации в обществе. Реализуя все свои потребности самостоятельно, ребенок обращается за помощью к взрослому. В результате этого он усваивает социокультурный опыт, языковые традиции и особенности, принятые в данной среде [3].
Понятие «коммуникативная культура ребёнка-дошкольника» определяется как личностное качество, включающее потребность в коммуникации, свободу выбора способов и партнёра по общению, самовыражении; представления о ценностях общения и собственной жизнедеятельности; эмоционально-позитивная направленность и отношение к себе как личности и партнёру по общению [5].
Сегодня существуют различные технологии развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них.
1. Мнемотехника - это искусство запоминания. Данная технология обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, соответственно, развитие коммуникативных умений.
Необходимо сказать, что вопросы развития связной речи изучались К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Э.П. Коротковой, А.П. Усовой, О.И. Соловьевой и др.
Так, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др. подчеркивали, что связная речь - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Связная речь неотъемлемая часть мира мыслей человека. В связной речи выражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и красиво высказывать свои мысли влияет на эстетическое развитие ребенка: во время пересказов ребенок использует эпитеты и образные сравнения, усвоенные из художественных произведений. Приобретенный навык помогает ребенку стать общительным, способствует преодолению застенчивости, развивает уверенность в собственных силах [4].
2. Сказкотерапия - технология, способствующая образованию связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных действий в реальность. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс.
Отбираются сказки с определенным сюжетом, отражающим общепринятые социальные нормы и правила поведения, для закрепления и осознания их детьми.
Эффективность использования данной технологии зависит и от возраста ребенка, от его личностных особенностей, темперамента и от понимания жизни и осознания своего места в мире, от уже сформировавшихся или еще только формирующихся моральных ценностей [1].
3. Технология «Образ и мысль» представляет собой описание процесса организации деятельности детей, которым предлагается рассматривать и обсуждать произведения изобразительного искусства разных исторических эпох, созданные разными народами. Эта технология построена на развитии визуального мышления. Разглядывая произведения и детали картины, дети высказывают свои идеи и мысли.
При этом не надо торопить «начинающего зрителя», лучше дать ему возможность спокойно изучить произведение, накопить личные впечатления, сформулировать свою версию. Вопросы, при необходимости нужно задавать в определенной последовательности, предоставляя возможность высказываться всем желающим. Не нужно давать категоричных оценок ответам детей, не высказывать собственное мнение, пока участники обсуждения сами не предложат это сделать [2].
Психолого-педагогическая наука и практика показывают, что память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму и пересказывают их легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Такая работа для дошкольников становится весёлым делом, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Используя данные технологии на занятиях, у детей старшего дошкольного возраста развиваются навыки визуального восприятия, аргументации, что способствует эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии, повышается самооценка, коммуникативная компетентность, умение принимать точку зрения другого.
Итак, проблема развития основ коммуникативной культуры у дошкольников является актуальной в настоящее время и является составной частью воспитания культуры и нравственности человека в целом.
Литература:
Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008. - 218 с.
Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. – СПб.: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.
Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 64 с.
Садовская В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. - 169 с.