Залогом успешного освоения программы обучения является замотивированность студента. Он должен быть мотивирован как на обучение будущей профессии, так и на дальнейшую профессиональную деятельность по данной специальности. В процессе образовательной подготовки медицинских специалистов присутствует сочетание различных мотиваций, ведущими из которых являются учебная и профессиональная мотивация [2].
Учебная и профессиональная мотивация — это не один вид мотивации. Некоторые студенты учатся, чтобы освоить будущую профессию, некоторые – просто чтобы учиться, так называемая «учеба ради учебы», а другие – чтобы развить новую сферу своей профессиональной деятельности, то есть чтобы обучиться новой профессии, но не работать в этой сфере. Поэтому учебную и профессиональную мотивацию нельзя соединить в одно понятие.
Дадим определения данным понятиям. Учебная мотивация – система целей, потребностей и мотивов, побуждающие человека на овладение знаниями, сознательное отношение к обучению и активность в процессе обучения. В свою очередь профессиональная мотивация – совокупность факторов и процессов, которые побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности, продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [6].
Психологами выделяется несколько групп мотивов, которые взаимосвязаны с отношением студентов к учебным обязанностям. Выделяют следующие мотивы:
- познавательные: желание узнать новое и научиться чему-то;
- прагматичные: желание хорошо зарабатывать, престиж, карьера;
- социальные: долг перед родителями, ответственность за будущее, желание найти место в обществе;
- коммуникативные: желание расширить круг знакомых;
- профессиональные: стремление углубить знания уже знакомой профессии [4].
По мнению некоторых авторов, можно также выделить 3 основных вида мотивации:
1. Мотивация на получение знаний.
2. Мотивация на приобретение профессии.
3. Мотивация на получение диплома [3].
Выделяются ряд обучающих технологий, которые направлены на повышение мотивации учебной деятельности студентов. К ним относятся: активное и интерактивное обучение, построение субъект-субъективного взаимодействия преподавателей и студентов в учебном процессе, минимизация авторитарного стиля обучения, проявляющееся в недоброжелательном отношении преподавателя к студентам, повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей [1].
Согласно мнению специалистов недостаток мотивации у студентов на учебную и профессиональную деятельность может привести не только к проблемам в профессиональном росте, но и может положить начало в формировании и развитии расстройств психического здоровья [5]. Поэтому важно изучить, как можно повысить учебную и профессиональную мотивацию среди студентов.
Для изучения учебной и профессиональной мотивации студентов было проведено онлайн анкетирование с помощью платформы Google Forms. В анкетировании приняло участие 19 студентов выпускного курса бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» РУДН. Вопросы анкеты были направлены на изучение мотивирующих и демотивирующих факторов для студентов медицинского института РУДН направления подготовки «Сестринское дело».
На вопрос «Что мотивирует Вас на обучение?» (рисунок 1) большинство студентов (52,6%) ответило «Желание научиться чему-то новому», чуть меньший процент студентов (42,1%) ответили «Желание получить специальность, которая будет приносить достойный заработок». Равный процент студентов (31,6%) ответили «Интересный материал занятий» и «Ответственность за будущее».
Рисунок 1 – Мотивирующие факторы.
На вопрос, связанный с целью обучения (рисунок 2), большинство респондентов (68,4%) ответило, что они учатся для того, чтобы освоить знания и приобрести навыки для будущей работы. При этом 15,8% респондентов ответило, что учатся только из-за долга перед родителями и обществом, а 10,5% - чтобы получить диплом о высшем медицинском образовании.
По процентному соотношению ответов демотивирующие факторы обучения расположились следующим образом:
1. Преподаватель подает учебный материал в неинтересной форме (68,4%).
2. Недостаточное количество либо отсутствие методов активного обучения (семинары, практические занятия, дискуссии, игры, ситуационные задачи) (63,2%).
3. Преподаватель не использует в полной мере возможности методов обучения (15,8%).
4. Когда обесценивают старания студента (5,3%).
5. Большое количество лишней информации и неумение преподавателей налаживать контакт со студентами, отсутствие возможности на практиках отрабатывать практические навыки (5,3%).
6. Преподаватель чрезмерно строг и требователен (5,3%).
Рисунок 2 – Цель обучения респондентов.
Анализ ответов респондентов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, может повысить мотивацию к обучению?» позволяет расставить мотивирующие учебные факторы следующим образом:
1. Применение инноваций в обучении (технические возможности) (68,4%).
2. Повышение материального стимулирования студентов (увеличение стипендии за хорошие и отличные оценки, премии студентам-отличникам, предоставление путевок на курорты и санатории в качестве награды за отличное обучение (57,9%).
3. Увеличение доли часов практических занятий (52,6%).
4. Использование только актуальной информации в лекциях (42,1%).
5. Наличие предметов по выбору (36,8%).
Анализ ответов респондентов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, может повысить мотивацию к профессиональной деятельности у специалистов, окончивших бакалавриат «Сестринское дело»?» позволяет расставить мотивирующие профессиональные факторы следующим образом:
1. Проведение клинических предметов на базе больниц (с возможностью отработок манипуляций на пациентах) (78,9%).
2. Возможность специалистам, окончившим бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело», проходить обучение в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки (68,4%).
3. Расширение направлений деятельности для специалистов, окончивших бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» (52,6%).
4. Увеличение доли часов практических занятий (42,1%).
5. Расширение баз практик (26,3%).
Расстраивает тот факт, что на вопрос «Собираетесь ли Вы после окончания обучения работать в практическом здравоохранении?» (рисунок 3) 52,6% студентов ответило положительно, но 15,8% и 31,6% ответило «нет», «затрудняюсь ответить» соответственно. Это значит, что лишь половина выпускников будет работать по своей профессии в практическом здравоохранении.
Рисунок 3 – Желание студентов работать в практическом здравоохранении.
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:
1. Для повышения учебной мотивации студентов бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело», по мнению 63,2% опрошенных студентов, преподавателям рекомендуется проводить занятия в активной форме с применением инновационных технологий обучения. Например, проводить занятия в форме семинаров, презентаций, дискуссий, деловых игр с применением компьютерных технологий, современных медицинских манекенов.
2. В учебном плане, по мнению 52,6% студентов, рекомендуется увеличить количество часов практических занятий. Также можно ввести материальное вознаграждение для студентов с отличной и хорошей успеваемостью.
3. 78,9% студентов считают, что для повышения профессиональной мотивации студентов-медиков рекомендуется проводить клинические занятия на базе медицинских организаций с возможностью отработать изученные манипуляции на реальных пациентах, а не на манекенах.
4. Со стороны законодательства рекомендуется расширить направления деятельности и количество специальностей для специалистов, окончивших бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело».
Таким образом, учебная и профессиональная мотивация важные составляющие обучения студента медицинского института - будущего специалиста в сфере здравоохранения. Предложенные в статье рекомендации по повышению мотивации могут помочь студентам-медикам в их дальнейшем профессиональном пути.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Агранович, Н.В. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии / Н.В. Агранович, С.А. Кнышова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2 (часть 2). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22799 (дата обращения: 29.10.2023).
Алексеенко, С.Н. Учебно-профессиональная мотивация студентов выпускного курса медицинского университета / С.Н. Алексеенко, Т.В. Гайворонская, Н.Н. Дробот // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12 (часть 2). - С. 329-334. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38451 (дата обращения: 29.10.2023).
Антипова, Л.А. Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности / Л.А. Антипова, Н.А. Стадульская // European research. - 2017. - №4 (27). - С. 57 – 59. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-dostizheniyu-uspeha-kak-veduschiy-faktor-uspeshnosti-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.10.2023).
Герасименко, Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект / Н.А. Герасименко // Вестник ГУУ. - 2017. - №7-8. – С. 179-182. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 29.10.2023).
Денисова, О.А. Современный взгляд на учебную и профессиональную мотивацию студентов-медиков / О.А. Денисова, О.А. Кун, А.П. Денисов // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28783 (дата обращения: 29.10.2023).
Фитьмова, А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в ВУЗе» ; специальность 19.00.07 «Педагогическая психология (психологические науки)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Фитьмова Анна Александровна. – Пятигорск, 2012. – 23 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-motivatsii-budushchikh-vrachei-v-protsesse-obucheniya-v-vuze/read(дата обращения: 29.10.2023).