Дошкольный возраст – это период развития ребенка от трех до семи лет, когда происходит активное формирование его личности и основных психологических функций. В этом возрасте дети активно учатся, играют, общаются с окружающими и начинают осваивать мир. Мнения авторов о психолого-педагогических особенностях развития речи, внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста могут различаться. Одни авторы подчеркивают важность развития речи и общения в этом возрасте, другие акцентируют внимание на развитии внимания и саморегуляции, а третьи подчеркивают значимость развития памяти и умения запоминать информацию.
Однако все авторы сходятся в том, что дошкольный возраст является критическим периодом для развития речи, внимания и памяти у детей. Работа с детьми старшего дошкольного возраста должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития этих функций, а также на стимулирование их активности и интереса к обучению [1].
Развивающая игра «Мемори» является отличным инструментом для развития памяти, внимания и концентрации у детей дошкольного возраста. Она также способствует развитию логического мышления и умения находить пары.
Истоки этой игры ведут нас в Страну восходящего солнца в период Хэйан (794-1185 годы). Именитое развлечение японской знати — awase (авасе), в переводе «соединение». Среди этих забав существовало и kai-awase (каи-авасе) – игра в ракушки. 360 пар ракушек (от 2,5 до 3 дюймов) составляет полный набор каи-авасе. Снаружи ракушке оставляют её природный вид, а внутри вычищают и окрашивают. Каждую пару ракушек объединяет общий характер. Внутри могут быть нарисованы природа, театральные одеяния, литературные герои, художественные образы, поэтические формы. Ракушки ставили на специальную скатерть-подставку, которая называется kaioke. Идея игры такова, что выигрывает тот участник, который собирает по определенной инструкции наибольшее соответствие пар.
Сегодня смысл игры «Мемори» заключается в том, чтобы найти парные карточки с одинаковыми изображениями, которые изначально расположены рубашкой вниз. Игра подразумевает, что дети должны запомнить расположение карт и находить пары, поворачивая их поочередно. Цель игры - найти все пары карточек.
Рисунок 1— Примерные карточки
Классический вариант игры представляет собой комплект из пар одинаковых карточек. Они кладутся на стол «рубашкой» вверх. Затем по очереди каждый участник открывает две любые карточки, показывая их всем игрокам, и открывает следующую пару. Если на них одинаковые изображения, игрок забирает карточки себе. Если изображения разные, тогда следует вернуть эти карточки обратно «рубашкой» вверх на свои места, а ход достаётся следующему участнику.
Этапы применения игры «Мемори»:
1. Подготовка: разложите все карточки рубашкой вниз на столе или полу. Убедитесь, что все карточки размещены в случайном порядке и не видны детям.
2. Объяснение правил: Расскажите детям о правилах игры. Покажите им, как нужно поворачивать карточки и искать пары. Объясните, что цель игры - найти все пары карточек.
3. Игра: Позвольте детям по очереди открывать две карточки. Если они нашли пару, они забирают ее себе и получают еще один ход. Если карты не совпали, они должны повернуть их обратно рубашкой вниз и следующий игрок продолжает свой ход. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут найдены.
4. Обсуждение: По окончании игры можно провести небольшое обсуждение с детьми. Спросите у них, как им удалось найти пары, какие стратегии использовали. Это поможет развить их логическое мышление и аналитические способности [2].
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой [3]. «Мемори» – одна из самых распространённых настольных игр на развитие памяти и внимания. Как известно, память даёт возможность человеку накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Хорошая память – отличный помощник в учёбе, в жизни, в работе. Поэтому детям нужно её развивать, а взрослым тренировать.
Игра «Мемори» – полифункциональное игровое средство, которое можно использовать для решения следующих задач развития ребенка:
формирование представлений о цвете, форме;
сравнение объектов между собой, выделение сходств и различий между ними;
выявление признаков (свойств) объектов и обобщение (группировка) их по заданным признакам;
классификация объектов по заданным признакам;
освоение понятий «больше» и «меньше», пересчет объектов;
формирование представлений о пространственном расположении объектов, понимание смысла пространственных понятий: «за», «перед», «между», «рядом» и т. д.;
выполнение простых операций синтеза и анализа: разделение целого на части и определение целого по его части.
Игровое средство «Мемори» можно применять для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Рекомендуется начинать занятия у детей трехлетнего возраста с простых игровых заданий, постепенно повышая их трудность. Высокий игровой и развивающий потенциал набора позволяет использовать его в течение всего дошкольного периода.
Список использованных источников:
Выготский, Л. С. Мышление и речь : психика, сознание, бессознательное. – Москва : Лабиринт, 2001. – 366 с.
Зайцев С.В. Технология обучения и проблемы развития творческих способностей детей: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. - М.: Знание, 2021. – 387 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – Москва : Питер, 2012. – 705 с.