Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.
Мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует [3].
Ученые М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Л.С Выготскийи др. считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ. Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт).
Так, М. Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит переконструирование прежних образов при решении проблемных задач [1].
Для развития конструктивного мышления необходимы условия, способствующие инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности.
Конструктивная деятельность как нельзя лучше подходит как средство для создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи [2].
Можно сказать, что оригами является посредником между художественным и научным постижением мира, которое служит своеобразным средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.
Деятельность оригами – клад для развития ребенка. Создание фигурок животных, растений и предметов из простого листа бумаги является для ребенка настоящим волшебством.
Занимаясь оригами из бумаги, дошкольник не только успокаивается и прекращает беспорядочную беготню, он погружается в магический мир бумаги, ощущая себя волшебником, имеющим творить чудеса.
Во время занятий с бумагой тренируется терпение, усидчивость, сообразительность, воображение. Ребенок складывает бумагу по схеме и одновременно тренирует координацию пальчиков, мелкая моторика рук развивается, а вместе с ней идет и развитие речи. Хорошая координация рук поможет ребенку в школе: вырабатываются навыки письма, формируется красивый почерк. Запоминая как именно нужно сложить лист бумаги, ребенок тренирует память.
В исследованиях целого ряда отечественных педагогов Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и др., посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время в трудах Ю.В. Шумакова, Е.Р. Шумаковой и др. доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Работа в технике оригами позволяет детям мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Увлекательные занятия оригами помогают ребенку развивать творческие способности. Оригами позволяет ребенку почувствовать себя создателем нового для него самого, перед тем как начать и закончить свою работу, дошкольник должен, представить, продукт который ему хотелось бы получить, а после этого приступить к работе, это непосредственно влияет на развитие творческого воображения, потенциала и мышления детей [4].
Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска.
Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети.
В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями как свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотовой и др.
Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла.
Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, а именно они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Поэтому важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках [5].
Таким образом, оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческого воображения и мышления у детей.
Литература:
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. /общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987. - 64 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1980. – 80 с.
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить: методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.