К вопросу о формировании эколого-географических представлений у детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

К вопросу о формировании эколого-географических представлений у детей дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня, в нашу эпоху бурного развития цивилизации, человечество все чаще сталкивается с проблемами экологического характера. Человек привык всё брать от природы и ничего не отдавать. Живя под лозунгом: «Мы не можем ждать милости от природы», человеческое общество все больше вредит окружающей среде, и это принимает огромные масштабы, влияя на наше здоровье. Нашу планету Земля может спасти только сам человек, глубоко понимая законы природы, осознавая, что он сам является частью этой природы. Мы видим, что всё большее значение приобретает экологическое образование и воспитание человека.

Необходимо установить взаимосвязь двух наук, а именно географии и экологии. География – это слово в переводе с греческого означает «землеописание». Слово «экология» происходит от двух греческих слов и переводится как «дом» и «наука», то есть наука о доме. А дом для человека чаще всего – это стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – океаны, моря, реки, озера. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля. А жить вместе в одном доме разным существам очень непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать местечко лучше, а то и просто навредить. Поэтому важно с раннего детства прививать любовь к природе с целью предотвращения глобальных проблем [4].

Детям дошкольного возраста интересно познавать всё вокруг. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и новые явления. Дошкольников всё интересует, пробуждает размышлять, задавать интересные вопросы. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

В ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» содержится формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, …о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания… мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру [5].

Важность данного вопроса состоит в том, чтобы пробудить чувства ребенка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, района, области, но и всего мира. Нужно научить ребенка оценивать поведение человека в окружающем мире, высказывать своё мнение. Педагоги дошкольного учреждения должны создавать для этого соответствующие условия, используя разнообразный материал для ознакомления детей с наукой «география».

География - это наука об окружающем пространстве, которое наполнено таинственными и совершенно необыкновенными открытиями и историями о путешествиях. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора. Элементарные географические представления в дошкольной образовательной организации осваиваются детьми совместно с знаниями об окружающем мире.

Занятия географией формируют у ребенка стремление познавать окружающий мир, а познание - функция не только интеллекта, но и личности. Дошкольники воспринимают окружающий мир как единое целое. Основополагающей идеей в формировании географических представлений выступает неразрывная связь человека, природы и общества в формировании личности растущего человека.

Для формирования географических представлений у дошкольников можно широко использовать карты, атласы и глобусы – самые наглядные средства, с помощью которых ребёнок видит, какое место занимает его город, страна на материке и в целом на планете. Можно использовать разнообразные дидактические игры, квесты [1].

Не менее важна роль родителей ребенка в этом процессе. Родители должны знать, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность для того, чтобы обучение было более эффективным [3].

С чего должен начать педагог?

Конечно, с изучения научно-методической литературы, подборкой интересной информации для ребенка, подбором фотографий, иллюстраций. Нужно помнить о том, что для педагога главное – не дать ребенку готовые знания, а заинтересовать его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить [2].

Занятия с детьми строятся по принципу игрового развивающего обучения и направлены на развитие любознательности, пытливости ума, формирование умения анализировать собственные наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Воспитатель учит детей задавать вопросы, видеть и понимать красоту окружающего мира, проводить опыты. Тем самым прививая детям любовь к природе.

Литература:

1. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей детского сада / под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

2. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7 - С. 20–25.

3. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. - 63 с.

4. Порт Э., Лебедев И., Лисицына Н., Давдова Л., Большая энциклопедия природы от «А» до «Я»: ООО «Мир книги». - 2002. Т. 1–12.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/8:0

Просмотров работы: 21