«ЖУЖА» КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

«ЖУЖА» КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вне зависимости от временной эпохи, мир и общество невозможно представить без каких-либо проблем. Некоторые проблемы актуальны лишь для какого-то определённого промежутка времени, но некоторые существуют всегда. Одной из таких постоянно актуальных проблем является проблема агрессивного поведения у дошкольников.

В первоначальном смысле «быть агрессивным», с точки зрения Э. Фромма, значило что-то вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Изучению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Данным вопросом интересовались такие авторы как Д. Ричардсон, Т.А. Куликова, К. Лоренц, В.Н. Гарбузов, Н.В. Клюева и другие.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [1].

Агрессия в любом возрасте, в частности у ребёнка, была, есть и будет являться большой проблемой, так как человек, проявляющий агрессию, вредит различным людям и живым организмам при различных обстоятельствах. Это может быть вред в свою сторону, если говорить об аутоагрессии, или же вред в сторону окружающих, если говорить о гетероагрессии. В любом из этих двух вариантов страдают обе стороны, принимая и излучая негативное поведение, либо же являясь свидетелем проявления такой формы демонстрации отрицательных эмоций.

Но любой вид агрессии имеет причины, например, такие как: недостаточное развитие интеллекта; сниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Различные подходы в профилактической работе с детьми, проявляющими агрессию, разрабатываются учёными, предлагающими разноплановые средства и техники коррекции агрессивного поведения детей 6–10 лет (О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская и др.), предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения у детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов и др.).

Необходимо отметить, что все авторы говорят о том, что одним из наиболее распространённых и эффективных методов коррекции и профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста является игра, так как она служит ведущим видом деятельности ребёнка.

Игра – это средство воспитания, в котором педагог в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности [2].

По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли и выполнением этой роли [3].

Игра помогает ребенку приобрести реальный жизненный опыт, предоставляет дошкольнику определенную независимость действий, свободу выражения себя в деятельности, изучение своих настроений; игра помогает ребенку преодолевать стрессы и справляться с негативным состоянием; развивает интеллект, волю, моральные качества.

Целью игры при работе с агрессивными детьми является обучение ребенка прогнозировать свое поведение в конфликтной ситуации, помощь ребенку при формировании навыков конструктивного поведения для расширения разнообразия его реакций в возникшей ситуации и минимизации разрушительных поведенческих компонентов.

Игра направлена на формирование возможности ребенком анализировать и принимать свои негативные эмоции, умение их проживать, а также избавляться от них различными способами (например, с помощью физической активности, если игра является подвижной).

Одним из примеров игры, направленной на решение проблемы агрессивного поведения, является игра «Жужа». Рассмотрим, что же скрывает за собой это название.

«Жужа» – это центральный персонаж в предложенной игре. У него, с одной стороны, довольно простая задача – сидеть на стуле с полотенцем в руках и не реагировать на «дразнилки» бегающих вокруг детей. Но с другой стороны – это довольно сложная задача, ведь уметь не реагировать на такие манипуляции – это довольно сложный навык. Но в тот момент, когда «Жужа» устанет терпеть такое отношение в свою сторону, она может вскочить с места и начать гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел её больше всех, чтобы посадить его на своё место и сделать новой «Жужей».

Если посмотреть на правила игры, то в ней нет ничего сложного, но при этом она несёт в себе положительные эффекты.

Во-первых, таким образом мы учим агрессивного ребёнка быть менее обидчивым, ведь ему придётся терпеть различные неприятности в свою сторону.

Второй момент – возможность посмотреть на себя со стороны, ведь ребёнок поймёт, как бывает неприятно тому, кого он обижает, даже не задумываясь об этом.

Третий положительный момент – это возможность выплеснуть негативные эмоции посредством физической активности, ведь когда недовольство ребёнка дойдёт до предела, ему придётся бегать за своими обидчиками.

Необходимо учесть, что во всей этой игре есть один важный нюанс – взрослому необходимо смотреть за тем, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными и имели меру.

Отметим, что игра «Жужа» является одним из частных средств решения проблемы коррекции и профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

  2. Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. – 48 с.

  3. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л. М. Балабанова; под общ. ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 438 с.

Просмотров работы: 58