Несмотря на то, что проблема коррекции агрессивного поведения детей стояла в центре внимания на всем протяжении истории педагогической науки и практики, она и сегодня не потеряла своей актуальности. Объясняется это тем, что в последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии, в том числе и детской агрессивности. Это связано с беспрецедентным ростом агрессии и насилия в цивилизованном двадцать первом веке. Многочисленные наблюдения и исследования показывают что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека (Н.Ю. Синягина). Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.
Так же актуальность исследования определяется нормативными документами, в частности Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так в пункте 1.6. указано, что «стандарт направлен на решение следующих задач», к которым относится и «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А агрессия рассматривается как один из вариантов эмоционального нарушения личности, следовательно, нуждается в коррекции.
За последние десятилетия различные аспекты проблемы коррекции агрессивного поведения детей были предметом исследования многих ученых. Так удалось решить следующие вопросы проблемы:
- дана характеристика понятию «агрессия» (К.Е. Изард, Н.Ю. Синягина);
- рассмотрены пути коррекции девиантного поведения детей (Е.М. Гаспарова, А.Д. Кошелева, Н.Д. Левитова);
В то же время следует отметить, что далеко не все проблемы коррекции агрессивного поведения детей пятого года жизни с задержкой психического развития уже удалось решить в практике работы реального ДОО, а также использовать потенциальные пути повышения ее эффективности.
Среди причин, провоцирующих агрессию детей среднего дошкольного возраста, в том числе и с ЗПР, обобщенно можно выделить следующие:
привлечение к себе внимания сверстников;
ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
защита и месть;
стремление быть главным;
стремление получить желанный предмет.
Основными особенностями проявления агрессивного поведения у детей пятого года жизни с задержкой психического развития при этом являются:
Преобладание прямой вербальной или физической агрессии;
Дети не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков;
У агрессивного ребенка не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого.
Агрессивным действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.
Игротерапия – наиболее популярный метод, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития и применим практически при всех видах нарушений поведения. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения с окружающими, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры; ее результат не так важен.
В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Термин «игровая терапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.
Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра. Чтобы понять детей, найти подход к ним, необходимо взглянуть на ребенка с эмоциональной точки зрения [1].
Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а так же проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе». Приведем примеры:
– «Недружеский шарж». Этот игровой прием поможет вашему ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и «выливает» свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т. п. Постарайтесь увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Теперь можно предложить ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши. В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что он при этом говорит. Просто будьте рядом и не осуждайте. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете отразить его чувства словами типа: «Я вижу, ты сильно разозлился на Колю» или «Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают» и т. п. Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружеским шаржем» (пусть ребенок совершит это в действительности). Примечание: когда вы будете проводить этот игровой прием, не смущайтесь «не гуманностью» и «некультурностью» происходящего. Помните, что это всего лишь игра, и чем больше негативных эмоций в ней сумеет выплеснуть ребенок, тем меньше разрушительных действий ему захочется совершить в общении с реальным человеком. Напротив, порадуйтесь сами и выразите гордость за успехи ребенка, если он смог таким образом избежать драки или крупной ссоры.
– «Мешочек криков».Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. Примечание: так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в «баночку криков» или даже «кастрюлю криков», желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно.
– «Листок гнева». Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!». Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении. Примечание: «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!
– «Детский футбол». Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля [2].
Таким образом, детская агрессивность у детей пятого года жизни почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей.
Список использованных источников:
Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Психокоррекционная работа агрессивными детьми [Электронный ресурс]. – М., 2000. – Режим доступа: https://infourok.ru/broshyura-agressivnie-deti-psihokorrekcionnaya-rabota-s-agressivnimi-detmi-1206265.html(дата обращения 20.03.2018 г.)
Позолотина, А.А. Методическая разработка «Коррекция агрессивного поведения детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/23/metodicheskaya-razrabotka-razvitie-vnimaniya-detey-starshego (дата обращения 26.03.2018 г.)