Фронтальная форма работы на уроках иностранного языка - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Фронтальная форма работы на уроках иностранного языка

Кузьмичева Ю.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Владение иностранным языком в наше время считается признаком высокой квалифицированности, а его изучение помогает поддерживать работу мозга в старшем возрасте, расширяя кругозор. Известно, что базис иностранного языка закладывается ещё в школе. Школьное образование задает направление для дальнейшего изучения, давая основные знания, умения и навыки. Как и в других дисциплинах, в иностранном языке существуют методические формы работы, в нашем случае относящиеся к работе учителя с классом. Всего их четыре: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная форма работы. Несмотря на их всеобщую важность, в случае работы учителя с классом стоит особо выделить фронтальную форму работы. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими общей познавательной задачи. Такой подход максимально развивает в учащихся коммуникативные навыки, формирует чувство коллективного взаимодействия и ответственности. Некоторые предполагают фронтальную форму работы как исключительное участие учителя в учебном процессе, его направление учеников. Однако эта форма работы включает в себя ещё и активную коммуникацию с учителем либо общение между учениками в ходе обсуждения выполняемых заданий.

Фронтальная форма работы имеет большую историю изменений, выходя, в первую очередь, из коллективной формы работы в монастырских школах в Средневековье. В России в системе обучения до 1786 года превалировала индивидуальная форма работы, существенно отличавшаяся от рассматриваемой. С 1786 по 1932 год главенствующую позицию занимает групповое обучение, с одним исключением – с 1917 по 1932 года в советском периоде был введен бригадно-лабораторный метод, являющийся разновидностью групповой формы. В 1932 году образование вернулось к более традиционной классно-урочной системе, и с этого момент наблюдается тенденция перехода к коллективному способу обучения, связанного с увеличением количества обучающихся в классном коллективе и всеобщему распространению обучения. Фронтальная форма как метод организации работы учащихся берет свое начало со второго этапа, не выделяясь, однако, в самостоятельную методическую единицу. На первом этапе развития советской методической науки фронтальная работа отождествлялась с коллективной. Однако уже в 60-х годах XX века коллективная работа отделяется как особая форма организации учебной деятельности.

Одним из первых исследователей данного вопроса стал А.А. Вагин[1], представлявший урок единством двух сторон: работа учителя – работа учащихся. В этот же период складывается мнение о неоднозначной оценке тождественности форм, не нуждающихся в унификации. М.А. Данилов и Н.А. Сорокин[2] аргументируют тем, что в некоторых случаях фронтальная работа приобретает черты коллективной (если, к примеру, есть совместные поиски пути решения проблемы или обсуждения возможных вариантов). Таким образом, к концу 70-х годов прошлого века выделяется ряд исследователей, которые исключили коллективную работу из числа самостоятельных форм, но подчеркнули ее значимость в ходе синтеза нескольких видов форм организации обучения[2].

Принципиально новый подход в своей работе иллюстрирует И.М. Чередов, выделяя следующие формы организации обучения: фронтальная общеклассная форма; фронтальная групповая, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая; ндивидуали-зированная форма. Таким образом, фронтальная форма становится компонентом основных форм. И только индивидуализированная форма по своей специфике противоречит принципам фронтальной работы[3]. Отсутствие единой точки зрения по этому вопросу приводит к разночтениям, вследствие чего допускаются ошибки в организации, реализации и анализе учебного процесса.

У каждой из форм обучения, в том числе и фронтальной, существуют преимущества и недостатки. Основным недостатком фронтальной формы работы является  выраженное пассивное положение учеников с низкими учебными возможностями.  Преимуществами являются благоприятные условия для проявления учеников в разных видах деятельности, ориентация на активную самостоятельную работу и, как следствие, включение большей части класса в работу. Среди особенностей этой формы работы в первую очередь стоит отметить прямое и непосредственное воздействие педагога на коллектив через общение с ним, но, несмотря на это, общая цель работы достигается за счет усилий каждого из детей. Учитель должен быть в состоянии держать во внимании весь класс, направляя его внимание на учебный материал. Так выстраивается схема взаимодействия «учитель-ученик», при которой определяются и конкретные виды работ в ходе фронтальной формы работы на уроке иностранного языка, – ими являются обсуждение выполняемого задания, рассказ с использованием новоизученных лексических единиц и выполнение лингвистического диктанта.

Существует несколько подходов к организации фронтальной формы взаимодействия на уроке иностранного языка: собственно фронтальная форма, интегрированная фронтальная форма и  фронтальная форма с большой группой учащихся. Стоит сказать, что интегрированная отличается от обычной фронтальной формы работы тем, что учитель использует текст для прослушивания или чтения его учениками,ставя перед ними определенную проблему, которую ученики решают в процессе речевого взаимодействия друг с другом. В этом случае учитель выступает лишь в роли помощника, что кардинально отличается от его роли в первом подходе к фронтальной работе. Особенность третьего подхода заключается в его схожести с взаимодействием в малых группах.

При правильной организации в процессе обучения возникает «интерактивная учебная ситуация», вклад в решение которой вносит каждый учащийся. При этом могут использоваться неординарные формы ведения урока, например, урок-игра или урок-проект.

Обращаясь к двум другим подходам, изложенным выше, следует заметить, что возможно применение более тривиальных методов обучения, таких как: коммуникативный метод, направленный на улучшение коммуникации между участниками образовательного процесса; метод сотрудничества, схожий с коммуникативным, но фокусирующий свое внимание на совместном выполнении развивающих заданий, совместным поиском целей и анализом хода и результатов деятельности; интерактивный метод, связанный с применением совместных диалогов в ходе совместного обучения. Отдельного внимания стоит метод интегрированного обучения, направленный на социализацию детей с ОВЗ и их включения в учебный процесс.

Подводя итог, стоит заметить, что рассмотрение такой масштабной темы, как фронтальная форма работы на уроках иностранного языка, сопряжена с двумя факторами: понятием фронтальной формы работы вообще, и её структурой, организацией и методами работы.

Список использованной литературы

1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1968. – 134 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах. – Москва. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.;

3. Чередов И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения. Москва. : 1983. – 106 с.

Просмотров работы: 37