ОПИСАТЕЛЬНО-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ СКАЗОК - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОПИСАТЕЛЬНО-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ СКАЗОК

Борисова К.А. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказки входят в жизнь ребенка на самом раннем этапе развития, сразу после начала овладения языком. Однажды услышанная сказка остается с ребенком на всю жизнь как нечто волшебное, увлекательное и запоминающееся.

Ученые уже давно говорят о том, что сказки вносят значительный вклад в развитие детей. Сказки выполняют не только терапевтическую и развивающую функцию, но и служат средством развития речи детей дошкольного возраста. С помощью сказок дети учатся узнавать звуки родного языка, различать добро и зло. В сказках воображаемые ситуации связаны с реальным общением, что, как правило, направлено на развитие активности, творчества, самостоятельности, восприятия различных оттенков языка и регуляции детских эмоций. Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность детских сказок для детей и использовали их как неотъемлемую часть системы воспитания. Константин Дмитриевич Ушинский признавал полезность сказок и сам сочинял их для детей разного возраста. Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказки развивают детскую фантазию и являются посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.

Развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает формирование всех компонентов произношения, речи и слуха (восприятия, анализа, синтеза и дифференциации), слоговой структуры слова, лексических и грамматических средств языка, связной диалогической речи, монологической речи и т.д. Таким образом, к концу дошкольного возраста одним из основных компонентов их подготовки к обучению в начальной школе становится речевая активность, как источник полноценного общения.

По мнению психологов и педагогов, сказка является наиболее эффективным и универсальным комплексным методом работы. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительные возможности языка, показывают, каким юмором, живым и образным выражением богат родной язык. Нигде так ярко не проявляется удивительная сила русского языкового творчества, как в народных сказках. Необычайная простота, яркость и образность, присущие народным сказкам, особенность многократного воспроизведения одних и тех же речевых форм и образов заставляют говорить о сказках как о факторе развития связной речи у детей. Сказки – это жанр повествовательного фольклора, рассказы, которые передаются из поколения в поколение в устной традиции.

Принято выделять несколько традиционных форм работы со сказкой - чтение, пересказ, рассказывание, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам, тематические беседы и др

Рассмотрим преимущества и недостатки данного метода:

1. Преимущества.

1) дети слушают сказку без активного вмешательства. Это помогает им развить слух и внимание, погрузиться в мир сказки;

2) прослушивание сказки позволяет детям воображать, тем самым развивать свою фантазию и способность к творчеству;

3) слушая сказку, дети улавливают звуковые образы, понимают ритм и интонацию рассказчика.

2. Недостатки:

1) однообразный материал, что приводит к монотонности и снижает интерес детей к сюжету;

2) отсутствие индивидуализации, каждый ребенок развивается в своем темпе;

3) отсутствие интерактивности, из-за чего может ослабиться вовлеченность детей в процесс обучения, поскольку они не являются его активными участниками.

Интерактивные сказки для детей – это яркие театральные постановки, мультимедийные истории. Это включает возможность выбора поведения персонажей, интерактивные элементы на страницах книги, аудио- и видеоэффекты и использование технологий виртуальной реальности. Отличие интерактивного метода от традиционного в том, что в первом случае дети могут активно участвовать в сюжете, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми во время репетиций. Используя прием интерактивной сказки, каждому ребенку дается возможность сыграть своего персонажа и в то же время создать единое целое благодаря командной работе. Все это делает чтение более увлекательным и запоминающимся, особенно для детей.

Преимущества интерактивной сказки:

1. Преимущества:

1) дети наиболее вовлечены, так как они активно участвуют в процессе рассказывания, играют различные роли, задают вопросы и высказывают свое мнение. Это повышает их мотивацию и интерес к обучению;

2) интерактивные сказки позволяют развивать речь и языковые навыки. В процессе игры дети повторяют, комментируют, объясняют, задают вопросы, делают выводы и рассуждают на заданную тему. Они учат новые слова, фразы и идиомы, становятся грамматически правильными, расширяют свой словарный запас и знакомятся с новыми языковыми структурами;

3) интерактивные сказки позволяют детям развивать социальные навыки. Дети учатся общаться, слушать других, высказывать свои идеи, участвовать в дискуссиях и решать проблемы. В процессе игры они также учатся уважать чужое мнение, договариваться и идти на компромисс;

4) интерактивные сказки помогают детям развивать творческие способности и воображение. Дети сами придумывают истории, находят необычные решения проблем, используют свое воображение для оживления персонажей и ситуаций;

5) дети знакомятся с музыкой и песнями. Все интерактивные сказки-спектакли сопровождаются музыкой, дети успевают запомнить простые слова песен и повторить их;

6) преодоление застенчивости, развитие навыков выступления перед аудиторией и разыгрывание решений конкретных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни;

7) двигательная активность. Гиперактивность у детей встречается довольно часто, им сложно усидеть на месте. Интерактивные сказки в этом плане удовлетворяют потребность в движении. Благодаря хорошо продуманному сюжету в таких спектаклях чередуются красочные представления, игры, танцы и приключения.

2. Недостатки:

1) организовать занятие с интерактивными сказками требует хорошей подготовки, организованности и внимания к каждому ребенку. Это может быть особенно сложно, когда группы большие;

2) интерактивные сказки могут занимать больше времени, чем обычное чтение. Поэтому для этого занятия может потребоваться отдельное время, чтобы дети могли полноценно участвовать и получать удовольствие от процесса;

3) дети могут отвлечься и потерять интерес, особенно когда занятие затягивается или им неинтересна история.

Можно также выделить в целом преимущества и недостатки самих сказок, которые ещё не были прописаны выше, тем самым, найти схожесть этих двух методов.

1. Преимущества:

1) развивают нравственные качества. Часто идентифицируя себя с положительными героями, ребенок перенимает высокие нравственные качества, пытается повторить правильные поступки. Сказка – самый просто способ корректировать поведение ребенка, мягко формировать его характер и не оказывать на него давления;

2) развивают словарный запас. Сказки обогащают детскую речь новыми словами и выражениями;

3) развивают интеллект. Сказки часто содержат элементы логики, рассуждений и нравственных уроков, что способствует развитию интеллектуальных способностей детей, аналитического мышления и понимания причинно-следственных связей.

2. Недостатки:

1) дети индивидуальны, одни любят яркие образы, другие могут близко к сердцу принять какую-нибудь сказочную ситуацию и героев сказок. Поэтому рекомендуется понаблюдать за ребенком и объяснить сюжет или немного изменить его, чтобы ребенок мог слушать сказку без лишних переживаний;

2) в сказках часто встречаются несуществующие персонажи, места и события, что запутывает детей и затрудняет их восприятие и адаптацию к реальному миру.

Таким образом, выделив все плюсы и минусы вышеописанных двух методов работы со сказкой, более привлекательной и эффективной стала интерактивная сказка. Интерактивная сказка – это новая форма досуговой деятельности. В отличие от классических методов, интерактивная сказка позволяет быть не просто слушателем, а активным его участником, что позволяет пережить события, лучше понять и запомнить материал, что и является его основным преимуществом. Такое активное решение образовательной задачи развивает речь, познавательные интересы, двигательные навыки и дает толчок к творческой деятельности, а также переносит их в свободную деятельность детей.

Список литературы:

1. Богуславская, Е.А. Методы развития связкой речи дошкольников посредством сказок : статья / Е.А. Богуславская. — Симферополь : Киберленинка, 2016. — 3 с. — Текст : электронный // ЭБС Киберленинка [сайт]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-posredstvom-skazok/viewer

2. Голубь, М. С. Современная сказка как средство развития речи дошкольников и воспитания читательских интересов : статья / М. С. Голубь. — Краснодар : Киберленинка, 2018. — 6 с. — УДК 378.2. — Текст : электронный // ЭБС Киберленинка [сайт]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov-i-vospitaniya-chitatelskih-interesov (дата обращения 29.05.2023).

3. Ендовицкая, Т. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко. — Москва : Просвещение, 1964. — 350 с. : ил. (В пер.). — Текст : непосредственный.

4. Слюсарева, М.А. Влияние сказки на развитие речи у детей : статья / М.А. Слюсарева, А.В. Прохненко. — Краснодар : Киберленинка, 2020. — 3 с. — УДК 159.9.07. — Текст : электронный // ЭБС Киберленинка [сайт]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-skazki-na-razvitie-rechi-u-detey

5. Юданова, А. И. Интерактивная видеосказка как инновационная форма досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста : статья / А. И. Юданова. — Москва : Киберленинка, 2021. — 5 с. — ISSN 2410-700X. — Текст : электронный // ЭБС Киберленинка [сайт]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnaya-videoskazka-kak-innovatsionnaya-forma-dosugovoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения 29.05.2023).

Просмотров работы: 84