В настоящее время одной из актуальных проблем в мире является недостаточное умение детей общаться не только между собой, но и со взрослыми. Особенно затруднительно общение для детей с нарушениями речи. Общение имеет не только практическую значимость, но и эмоциональную. Через общение дети учатся выражать свои чувства и эмоции, понимать других людей и строить отношения с ними. Это помогает развивать социальные навыки, адаптироваться и интегрироваться в общество.
Как отмечает Л.Г. Соловьева, взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у категории детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) приводит к тому, что такие особенности речевого развития как:
- бедность и недифференцированность словарного запаса;
- явная недостаточность глагольного словаря;
- своеобразие связного высказывания и др. препятствуют осуществлению полноценного общения.
Автор подчеркивает, что следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм [3].
Дети с ТНР могут проявлять речевой негативизм или речевую пассивность при общении. Также возможна избирательная контактность с окружающими. Контакт с детьми, страдающими речевыми недостатками, может быть затруднен, поскольку их поведение специфично.
В качестве альтернативных средств общения с такими детьми используют мимику и жесты. Важно, чтобы общение было взаимным и включало в себя не только речевую составляющую, но и невербальные сигналы, жесты, мимику и интонацию. Это помогает установить эмоциональную связь и понять друг друга глубже.
В результате исследования речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи ученой О.С. Павловой были выявлены следующие особенности:
- в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, т.е. уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким;
- число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных».
О.С. Павлова говорит, что между тем дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища: «Не знаю», «Он хорошо себя ведёт», «Я с ним дружу, играю», «Его хвалит воспитатель» и т.п., т.е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнёру по игре, а на выбор и оценку его педагогом[2].
В связи с вышесказанным необходимо заметить, что в ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].
Специалистам, педагогам и взрослым, имеющим контакт с детьми с ТНР важно знать следующие особенности состояния коммуникативной сферы:
- сложность вступления в контакт;
- трудности социальной адаптации, снижение потребности в общении, неумение ориентироваться в ситуации общения, трудности в налаживании контактов;
- невозможность длительное время контактировать с другими детьми из-за слабого уровня развития навыков самоконтроля и самооценки, двигательной расторможенности и эмоциональной лабильности;
- нарушения общения в конфликтных ситуациях, поскольку речь не выступает регулятором поведения. Ряду детей свойственны повышенная агрессивность и конфликтность, мстительность, драчливость, желание причинить боль. Другим - уход от конфликтной ситуации, отказ от любого способа общения;
- недостаточное развитие способности к приёму и переработке информации в силу нарушений внимания и слухового восприятия, недостаточно сформированного фонематического слуха;
- большие нарушения вербального общения в силу недоразвития функциональной речевой системы [5].
Итак, коммуникативные навыки детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи имеют свои особенности.
У таких детей наблюдается системное нарушение речи, а именно позднее становление речи, речь аграмматична, малопонятна, экспрессивная речь отстаёт в развитии, не сформированы коммуникативные навыки, дети редко вступают в контакт и критичны к своему дефекту. Они затрудняются вербально сопровождать своё поведение, редко используют связные высказывания в процессе деятельности. Несформированность коммуникативных средств не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю систему в целом [4].
Отметим, что сегодня существуют различные подходы и методы, специальные программы и тренинги, которые помогают детям справиться с речевыми трудностями, развивать навыки коммуникации. Они включают в себя игровые упражнения, ролевые игры и другие методы, которые стимулируют развитие речи и способствуют улучшению общения.
Кроме этого, современные технологии и социальные сети предоставляют новые возможности для общения и обмена информацией. Это особенно важно для детей с нарушениями речи, которые могут использовать альтернативные методы коммуникации, такие как жестовый язык или коммуникаторы.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 г. Москва « Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи // Психолингвистика и современная логопедия: монографический сборник под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: МПГУ, 1997. - С. 210-226.
3. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. - 2007. - №4. – С. 37-46.
4. Лежнева, Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. – 1991. - №10. – С. 55.
5. Казьмина Я.Е. Формирование эмоционально-волевой сферы у детей 5–7 лет с алалией // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Познание. - 2019. - №3. - С. 38–42.