Классификация видеоматериалов - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Классификация видеоматериалов

Егорова М.А. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

В арсенале хорошего и опытного педагога всегда есть огромное количество методик обучения, которое обусловлено появлением и усовершенствованием технических средств. Именно этот фактор даёт нам возможность облегчить процесс обучения и повысить мотивацию учащихся. Ведь применение технических средств позволяет превратить урок иностранного языка в интересное и увлекательное занятие.

Помогает этого достичь применение современных методик с использованием различных технических средств. В частности, применение видеоматериалов при изучении иностранного языка позволяет нам максимально точно передавать необходимую информацию детям.

Под термином «видео» (от латинского video-смотрю, вижу) понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. В нашем случае видеоматериалы понимаются как один из видов технических средств обучения, обеспечивающий функцию передачи информации. Видеоматериалы, применяемые на уроках английского языка, должны быть аутентичными, т.е. созданными носителями языка, при этом они зачастую могут не носить обучающего характера, не иметь отношения к процессу обучения.

Отвечая принципам развивающего обучения, видео помогает обучить всем четырем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму), формировать лингвистические способности (через языковые и речевые упражнения), создавать ситуации общения и обеспечивать непосредственное восприятие и изучение культуры, истории страны изучаемого языка [2].

В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии:

1) по жанру - видеоматериалы, представляющие собой художественный фильм, видеорекламы, мультфильмы, видеоклипы, блоки новостей, фрагменты ток-шоу, спортивные и исторические хроники, фрагменты документальных фильмов и т.д.;

2) по количеству охватываемых тем - ситуативно однотемные и ситуативно многотемные;

3) по способу производства - съемочные, перемонтажные;

4) по дидактическому назначению - инструктивные, иллюстративные, инструктивно-иллюстративные;

5) по структуре и степени законченности - целостные и фрагментарные [6].

Среди видеоматериалов, используемых на занятиях по иностранному языку, можно выделить:

- отрывки фильмов;

- учебное видео;

- музыкальные клипы;

- мультфильмы.

Метод использования видеоматериалов основан именно на принципе – слушать и понимать. Школьник учится на постоянно пополняемой базе видеороликов, произнесенных носителями языка – на интервью, выпусках новостей, выступлениях, коротких отрывках из фильмов.

В чем преимущества такого метода?

Во-первых, вы тренируете аудио-восприятие ученика. Вы даете возможность слушать и запоминать, как на самом деле носители языка произносят слова в жизни.

Во-вторых, необходимость правильных ответных действий со стороны ученика заставляет его думать. Он вынужден обращать внимание на каждый не до конца понятный вам фрагмент. Так приходит понимание английской грамматики на интуитивном уровне.

В-третьих, этот метод увеличивает словарный запас. В систему встроен контекстный словарь, который показывает значение непонятных слов. Будет возможность запоминать не просто абстрактные слова, а слова в контексте смысла, в котором они были употреблены. Такое запоминание является намного более качественным и полезным, чем пополнение словарного запаса традиционными методами, вроде flashcards [3].

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера является отличительной особенностью урока иностранного языка [4]. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка [5].

Перед преподавателями стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками [1].

Видеоматериалы, используемые преподавателем во время образовательного процесса, могут послужить стимулом процесса обучения. В своих научных трудах И.М. Андреасян считает, что применение видеоматериалов на уроке иностранного языка имеет довольно сильный отклик и воздействие на эмоциональный фон учащихся, а также влияет на формирование личностного отношения учащегося к увиденному на экране [2].

Как отечественные, так и зарубежные авторы в методике применения видеоматериалов выделяют три этапа работы над ними: − преддемонстрационый этап (вступительная беседа, снятие трудностей, предъявление установки); − демонстрационный этап (восприятие фильма); − последемонстрационный этап (контроль понимания прослушанного текста).

Существует два главных типа действий, используемых при просмотре видео. Эти действия или задачи могут быть классифицированы в два основных типа:

· действия, работающие с языком, произведенным непосредственно видеоматериалом;

· действия, вовлекающие язык, производимый учащимися о видеоматериале.

Безусловно, это очень сложная задача для учителя - подобрать видеоматериал к уроку английского языка, так как практически невозможно учесть все вышеперечисленные критерии отбора видео. Но можно выделить основные требования к видеоматериалу, которые обеспечат достижение цели его демонстрации: он должен быть качественным, соответствующим уровню знаний учащихся и теме урока, и вызывающим интерес у учащихся [6].

Использование видеоматериалов способствует формированию у учащихся устойчивых ассоциаций определённого ситуативного контекста с ожидаемым речевым поведением, стимуляции воображения и творческой активности, привлечению всех видов внимания и памяти, а также повышению интереса к предмету и эффективности его изучения.

Таким образом, можно констатировать, что степень актуальности и целесообразности применения такого технического средства как видеоматериал весьма высока. При адекватном отборе видеоматериала и правильно организованной работе с ним учитель может достигнуть максимальной эффективности учебного процесса и достигнуть поставленной цели.

 

Список литературы

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 334 с. URL: https://djvu.online/file/VJrcXg8BzV90z (дата обращения 12.10.2023)

2. Каменецкая Н.П., Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2007. - №8. – с. 18. URL: https://teach-english.ucoz.ru/publ/2-1-0-6 (дата обращения 12.10.2023)

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов филологических специальностей высших педагогических учебных заведений, 2-е стер. изд. – М.: Академия ИЦ, 2004. – 259 с. URL: https://obuchalka.org/2017070195191/prakticheskaya-metodika-obucheniya-inostrannomu-yaziku-kolker-ya-m-ustinova-e-s-enalieva-t-m-2000.html (дата обращения 12.10.2023)

4. Колкова М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Пособие для учителей, аспирантов и студентов. - М.: Каро, 2001. – 240 с. URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785992500578.html (дата обращения 12.10.2023)

5. Соколова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М.: АСТ Издательство, 2008. - 271 с. URL: https://obuchalka.org/2017060294783/metodika-obucheniya-inostrannim-yazikam-prodvinutii-kurs-solovova-e-n-2008.html (дата обращения 12.10.2023)

6. Тимощенко, А.С. Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 317-319. URL: https://moluch.ru/archive/316/72072/ (дата обращения 12.10.2023)

Просмотров работы: 222