ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Кубарева А.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование положительной самооценки учащихся на уроках иностранного языка в основной школе играет важную роль в их образовательном процессе и развитии личности. Самооценка отражает оценку собственных способностей, достижений и ценности как ученика. Она влияет на мотивацию, самодисциплину и психологическое благополучие учащихся. Уроки иностранного языка предоставляют уникальную возможность для развития самооценки учащихся. В процессе изучения нового языка, они сталкиваются с вызовами, преодолевают трудности и постепенно достигают успехов. Каждый прогрессивный шаг в изучении языка способствует повышению самооценки и уверенности в своих способностях.

Языковое многообразие и многообразие культур рассматриваются в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия н как философия межкультурного социального взаимодействия в любом поликультурном и мультилингвальном пространстве [3].

Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных этапа: 5-7 и 8-9 классы. К концу обучения в основной школе (8-9 классы) усиливается стремление школьников к самоопределению.

Помочь самоопределению школьников призвана предпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и к определению в нём места иностранного языка: либо в качестве одного из базовых учебных предметов, либо в качестве профильного [1].

Самооценка в обучении помогает ученикам оценивать свой прогресс и свои возможности. У старшеклассников самооценка относительно устойчива, высока, адекватна. В самооценке старшеклассника отражаются представления как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего. И задача учителя не только контролировать получение определенных знаний, но и научить учащегося контролировать самого себя, чтобы в будущем успеть вовремя увидеть свои ошибки и недостатки, принять правильное решение. Самооценка – самый объективный метод оценивания своих результатов. Для каждого ученика результатом урока становится набор личностных достижений, приобретённый им в процессе учебной деятельности [5].

Каждое занятие имеет свой содержательный, методический и психологический аспекты. Содержание определяется языковым материалом, методические приемы используются для его подачи, а психологический аспект касается взаимоотношений в классе. Важным условием для проведения самооценки учащихся педагоги называют доброжелательную атмосферу урока, доверительные и уважительные отношения между учителем и учениками [4].

Чтобы учащийся захотел изучать иностранный язык нужно создать определенные условия, когда ему хочется слушать иностранную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравится выполнять упражнения и задания по ситуациям, теме и тексту, когда ученик чувствует внимание учителей и товарищей к себе, когда он вовлечен в иноязычную деятельность и получает удовольствие от того, что он делает. Т.е. речь идет о создании благоприятного психологического климата на уроке, который является важнейшим условием достижения иноязычной коммуникативной компетенции [2].

Для создания благоприятного климата должны выполняться три функции. Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе. Вторая функция «соучастия». Третья функция «возвышение» ребенка. Основным фактором создания благоприятного психологического климата на уроках английского языка является правильная, хорошо продуманная организация урока. Для этого педагог должен быть сам подготовлен к проведению занятий [2]. Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий и итоговый. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля.

Самоконтроль — это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, он формируется при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), и языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией) [7]. Существуют две формы самоконтроля: внешняя (осознаваемая) произвольная и внутренняя (автоматическая) непроизвольная. Произвольный самоконтроль связан с осознанностью и произвольностью внимания, а непроизвольный самоконтроль - с подсознательной деятельностью.

Самооценка – это процесс формирующей оценки, в ходе которого учащиеся размышляют о качестве своей работы, оценивают степень, в которой она отражает четко заявленные цели или критерии, и принимают соответствующие меры [8]. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Самооценка ребенка динамична, так как она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными, когда они соответствуют имеющимися у человека качествам и его возможностям, а также неадекватными, то есть завышенными или заниженными.

Развитие самооценки проходит через 4 этапа:

· От рождения до 18 месяцев - формируется позитивное самоощущение, доверие к окружающему миру и позитивное отношение к себе.

· От 1,5 до 3-4 лет - ребенок осознает себя как активное существо, развивается чувство автономности или зависимости от реакции взрослых на его попытки самостоятельности.

· От 4 до 6 лет - ребенок формирует представления о том, кем он может стать, в зависимости от процесса социализации, правил поведения и контроля взрослых.

· Школьные годы (от 6 до 14 лет) - развивается чувство трудолюбия и способности к самовыражению в работе. Неумение выполнить задачу или низкий статус в совместной деятельности могут привести к появлению чувства неадекватности. Развитие в школьные годы влияет на представление о себе как компетентном и творческом работнике.

Развитие адекватной самооценки – фундамент, на котором строится вся жизнь человека, поэтому особое внимание следует уделить формированию самооценки еще в школе.

В педагогической практике основообразующим объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки школьников можно использовать следующие формы:

1. речевые;

Словесные приемы. Прием «Оценка – не отметка» Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!»

2. знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.);

Цветовые дорожки (Е. А. Фокина) дают возможность ребенку, используя разноцветные карандаши, самим оценить то, как он принял материал, способен ли сделать задание, какие эмоции он переживает при ответе на вопросы. Выбрав один из трех цветов, ребята делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

• красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;

• желтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

• зеленый — благополучия: мне все понятно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

3. шкалы;

Лесенка успеха (Г. А. Цукерман). 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил (диагностическая методика).

4. таблицы;

Стол заданий. Предоставляет ученику свободу выбора уровня трудности учебных заданий, оценив свои возможности. Задания оформляются на карточках и располагаются на столе заданий (можно использовать электронный вариант). К ним подбираются средства решения (это могут быть алгоритмы, правила, схемы, модели), которые располагаются на столе помощи.

5. лист достижений.

Мы – вместе. Оценочный лист (Н. Г. Лусканова). Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

Таким образом, из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что роль педагога в формировании самооценки учащихся крайне важна. Педагог может создать поддерживающую и стимулирующую среду, где каждый ученик чувствует себя ценным и уважаемым. Похвала за достижения, конструктивная обратная связь и поддержка в преодолении трудностей помогают учащимся развивать положительное отношение к себе и своим способностям. Так, формирование положительной самооценки на уроках иностранного языка помогает учащимся стать активными и успешными участниками образовательного процесса, а также развивает навыки, необходимые для их будущего личностного и профессионального роста.

Список использованной литературы

1. Вербицкая, М. В. Английский язык: 5–9 классы: программа / М. В. Вербицкая. — 3-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 80 с

2. Владимирова Г.А. Деятельность учителя по созданию благоприятного психологического климата на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Образовательная площадка МультиУрок: Электр. науч. ж. — 2021. — URL: https://multiurok.ru/files/deiatelnost-uchitelia-po-sozdaniiu-blagopriiatnogo.html (дата обращения: 21.09.2023).

3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие 3-е изд. — М., Издательский центр Акалемия», 2006. — 336 с.

4. Гудкова Л.В. Формирование самооценки учащихся в процессе обучения немецкому языку [Электронный ресурс] // Российский индекс научного цитирования: Электр. науч. ж. — 2014. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21996864 (дата обращения: 29.09.2023).

5. Ильина О.Л. Самооценивание как средство повышения мотивации учащихся на уроке иностранного языка при использовании технологии формирующего оценивания [Электронный ресурс] // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»: Электр. науч. ж. — 2021. — URL: https://www.1urok.ru/categories/2/articles/34956 (дата обращения: 21.09.2023).

6. Имярекова С.С. Языковой портфель как инструмент самооценки учащегося [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: Электр. науч. ж. — 2022. — URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029785 (дата обращения: 29.09.2023)

7. Мучинская М.Н. Самоконтроль и самооценка в обучении учащихся английскому языку [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал: Электр. науч. ж. — 2021. — URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/samokontrol-i-samoocenka-v-obuchenii-uch.10102522452/ (дата обращения: 21.09.2023)

8. Andrade H., Valtcheva A. Promoting learning and achievement through self-assessment [Electronic resourse] // Oxford University Press.: Theory Into Practice, 2009. – рр. 48, 12 — 19 — URL: https://www.researchgate.net/publication/233360983_Promoting_Learning_and_Achievement_Through_Self-Assessment (date of treatment: 21.09.2023)

Просмотров работы: 56