Чтение как рецептивный вид речевой деятельности - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Чтение как рецептивный вид речевой деятельности

Сошникова А.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтение является неотъемлемой частью процесса изучения иностранных языков. Оно является рецептивным видом речевой деятельности, позволяющим учащимся не только расширить словарный запас и улучшить грамматические навыки, но и ознакомиться с культурой и традициями страны, чей язык они изучают[1,9].

Для начала нужно понять, что такое речевая деятельность в целом, а только потом перейти к понятию чтения. Речевая деятельность - активный процесс передачи или приема сообщений с использованием языковой системы. Она включает продуктивную (говорение и письмо) и рецептивную (аудирование и чтение) части[7]. Чтение - вид речевой деятельности, связанный с восприятием и интерпретацией текста. Оно основано на зрительном восприятии и включает технику чтения, понимание и анализ текста. Чтение имеет как функцию получения информации, так и передачи этой информации. Процесс чтения включает предварительную ориентировку, планирование, восприятие текста и контроль результатов. В процессе обучения чтению ученики развивают умение читать разные типы текстов и понимать их смысл [8,11,13].

Как и все виды речевой деятельности, чтение имеет свою структуру:

1. Предварительная ориентировка - определение цели чтения (ознакомление, извлечение информации, критический анализ).

2. Планирование деятельности - установление объема чтения и времени, необходимого для работы с текстом.

3. Осуществление деятельности - процесс понимания текста, который состоит из последовательного анализа смысла микроконтекстов.

4. Контроль - анализ результатов чтения в соответствии с поставленными целями и задачами [6,12].

Чтение делится на следующие виды.

Ознакомительное чтение — это чтение для получения общей информации без установки на конкретные детали. Важной задачей ознакомительного чтения является извлечение основной информации из текста. Это требует умения выделять главную информацию от второстепенной. Скорость чтения для ознакомительного чтения не должна быть ниже определенного уровня для каждого языка[1,3,5].

Просмотровое чтение, в свою очередь, предполагает получение общего представления о тексте. Читатель быстро просматривает текст, выбирая наиболее важные моменты. Это часто используется для первичного ознакомления с текстом. Скорость просмотрового чтения должна быть выше определенного уровня, а задания могут быть направлены на развитие умения понимать структуру текста и использовать его содержимое по заданной цели [1,3,5].

Изучающее чтение предполагает полное понимание информации в тексте и критическое ее осмысление. Это детальное чтение с анализом содержания и умением преодолевать трудности в понимании иностранного текста. Для изучающего чтения подбираются сложные тексты с познавательной ценностью [1,3,5].

Поисковое чтение направлено на быстрое нахождение конкретных данных в тексте, которые известны заранее. Оно требует умения ориентироваться в тексте и выбирать нужную информацию. В учебных условиях оно может быть использовано как упражнение [1,3,5].

Овладение технологией чтения включает выполнение различных видов упражнений, которые помогают развивать навыки и стратегии чтения[3,4].

Предтекстовые задания предварительно моделируют фоновые знания, необходимые для понимания текста, а также помогают разрешить языковые и смысловые трудности. В предтекстовых заданиях учитываются различные особенности текста, включая лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие аспекты.

Текстовые задания предлагают коммуникативные задачи, которые определяют вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость чтения и задачи, которые необходимо выполнить в процессе чтения.

Послетекстовые задания используются для проверки понимания текста и контроля уровня развития навыков чтения, а также для определения, какую информацию можно применить в будущей профессиональной деятельности [2,3,10].

Чтобы понять, насколько эффективно ученик освоил навык чтения, педагог применяет контроль, с помощью которого выявляет сильные и слабые стороны обучающегося и обозначает моменты, которые нужно проработать.

Контроль — это выявление, измерение, оценивание знаний, умений и навыков обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса.

Контроль при обучении чтению может быть осуществлен в следующих формах:

1. Устный контроль: учащимся задаются вопросы на основе прочитанного материала или производятся тестирование и диктанты для проверки правильности произношения и понимания прочитанного.

2. Письменный контроль: учащимся предлагается выполнение письменных заданий, например, составление предложений или коротких текстов на основе прочитанного.

3. Задания на логическое мышление: учащимся предлагается выполнение заданий, которые требуют анализа и синтеза информации, выявление связей между различными составляющими текста.

4. Работа с текстом: учащимся предлагается чтение и анализ текстов различного уровня сложности, выделение главных идей, построение логической структуры текста.

5. Контроль навыка чтения вслух: учащиеся исполняют чтение перед классом или группой, где оценивается правильность произношения, интонации и понимания текста.

В зависимости от конкретных целей обучения чтению и возрастных особенностей учащихся, можно выбирать различные формы контроля. Важно, чтобы контроль был систематическим и регулярным, чтобы учащиеся могли отслеживать свой прогресс в освоении навыка чтения и преодолевать возникающие затруднения [8].

Чтение играет важную роль в формировании иноязычного коммуникативного компетенции. Через чтение, мы осваиваем словарный запас, грамматические конструкции, улучшаем навыки понимания текста и развиваем логическое мышление. При чтении текстов на иностранном языке, наш мозг активно работает, ассоциирует новые слова и конструкции с уже имеющимися знаниями и контекстом. Это способствует углублению языковых навыков и повышению грамматической точности в изучении языка.

Таким образом, чтение как рецептивный вид речевой деятельности в изучении иностранных языков имеет огромное значение. Оно позволяет развивать коммуникативные навыки, улучшать языковую грамотность и расширять кругозор. Чтение является неотъемлемой частью изучения языка и способствует его глубокому усвоению и практическому применению. Поэтому, рекомендуется интенсивно заниматься чтением на иностранном языке и использовать этот навык в процессе обучения и практики.

Список используемой литературы

1. Вакулина М.А.Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audirovanie-i-chtenie-pri-formirovanii-inoyazychnoy-mezhkulturnoy-kompetentsii/viewer (дата обращения: 22.09.2023).

2. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов. [Электронный ресурс]. URL:https://lib.herzen.spb.ru/text/vasiljyeva_35_76_2_47_54.pdf(дата обращения: 22.09.2023)

3. Гарлева Л.Р. Обучение чтению. [Электронный ресурс].URL:https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/199/3/Garyaeva.L.R._Obuchenie_chteniu.pdf (дата обращения 10.10.2023)

4. Державина В.А. Читаем по-английски без проблем. [Электронный ресурс].URL:http://irkbmk.ru/sites/default/files/inline-files/Derzhavina_V_A_-_Chitaem_po-angliyski_bez_problem_-_2015%20%281%29.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

5. Клюева М.И.,Пронина Н.С. Особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в средней школе. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-prosmotrovomu-chteniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sredney-shkole/viewer (дата обращения: 22.09.2023).

6. Орлова Г.В.,Лекарева И.Н. К вопросу об обучении чтению в условиях межкультурного образования. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-obuchenii-chteniyu-v-usloviyah-mezhkulturnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 22.09.2023).

7. Пиневич Е.В. Психологический и методический аспекты чтения как вида речевой деятельности в обучении иностранным языкам.[Электронный ресурс]//Вестник РУДН: электрон.науч.журн.2016.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-i-metodicheskiy-aspekty-chteniya-kak-vida-rechevoy-deyatelnosti-v-obuchenii-inostrannym-yazykam/viewer (дата обращения: 22.09.2023).

8. Сапунова Е.М. Неподготовленное чтение как вид речевой деятельности и тип устного спонтанного монолог. [Электронный ресурс]. URL:https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004581453.pdf (дата обращения: 22.09.2023).

9. Тян Н.В. Значимость четырех видов речевой деятельности при обучении немецкому языку.[Электронный ресурс].URL:https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-chetyreh-vidov-rechevoy-deyatelnosti-pri-obuchenii-nemetskomu-yazyku/viewer(дата обращения: 22.09.2023).

10. Хусаинова В.И.,Афанасьева О.В. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средство формирования языков и речевых навыков.[Электронный ресурс]//Вестник МИТУ-МАСИ: электрон.науч.журн.2020.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-chteniyu-kak-samostoyatelnomu-vidu-rechevoy-deyatelnosti-i-kak-sredstvo-formirovaniya-yazykov-i-rechevyh-navykov/viewer(дата обращения: 22.09.2023).

11. Abdullayeva G.The use of reading as one of the types of speech activity in the process of learning english13.[Electronic resource].-URL:https://cyberleninka.ru/article/n/the-use-of-reading-as-one-of-the-types-of-speech-activity-in-the-process-of-learning-english/viewer (date of treatment: 22.09.2023).

12. Anderson, N. J. Individual differences in strategy use in second language reading and testing. [Electronic resource].-URL:https://www.jstor.org/stable/329495 (date of treatment: 22.09.2023).

13. Turgunovna S.G. Teaching to read in a foreign language[Electronic resource].-URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teaching-to-read-in-a-foreign-language/viewer(date of treatment: 22.09.2023).

Просмотров работы: 325