Особенности групповой формы работы на занятиях по иностранному языку - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Особенности групповой формы работы на занятиях по иностранному языку

Щербакова Д.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Групповая форма работы на занятиях по иностранному языку представляет собой эффективный и популярный метод обучения, который активно применяется в современной образовательной практике. Эта форма работы позволяет комбинировать преимущества коллективного процесса обучения с индивидуальным подходом к каждому студенту.

В современном мире, где взаимодействие с разными культурами и языками становится все более важным, способность эффективно коммуницировать на иностранном языке приобретает особую ценность. Групповая форма работы позволяет обучающимся лучше освоить язык, развивая навыки говорения, понимания и социального общения.

Групповая работа - это метод, который широко используется в образовательных учреждениях для развития навыков сотрудничества, коммуникации и критического мышления учащихся. Она позволяет учащимся активно участвовать в учебном процессе, обмениваться идеями и мнениями, а также разрабатывать решения вместе с другими. Однако, как и любой метод, групповая работа имеет свои преимущества и недостатки. В данном тексте мы рассмотрели некоторые из них [1].

Цели и задачи работы в группе на занятиях по иностранному языку могут быть разными в зависимости от конкретных целей образовательного учреждения или учителя. Тем не менее, основной целью групповой работы на занятиях по иностранному языку является развитие навыков общения, понимания на слух, произношения и работы в команде учащихся. Однако, как и любой метод, групповая работа имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества групповой работы на занятиях по иностранному языку:

1. Возможность обмена идеями и мнениями между учащимися способствует более полному пониманию темы и ее осмыслению с разных точек зрения. Это позволяет им получить более широкий обзор темы и рассмотреть ее с разных сторон.

2. Учащиеся могут взаимно помогать друг другу, объяснять непонятные моменты и поддерживать своих товарищей, что создает атмосферу доверия и сотрудничества. Это помогает им разрешить возникающие проблемы и повышает уровень взаимопонимания и сотрудничества.

3. Групповая форма работы позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся. Это помогает им развивать навыки устной речи, а также учиться эффективно передавать и понимать информацию.

4. В процессе групповой работы учащиеся могут использовать различные методы и инструменты для обмена информацией, такие как презентации, дискуссии, ролевые игры и т. д. Это делает урок более интересным и разнообразным, а также позволяет обучающимся использовать различные навыки и способы обучения.

5. Групповая форма работы способствует развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. Когда учащиеся работают в группе, они должны анализировать информацию, принимать решения и предлагать свои аргументы. Это помогает им развивать навыки критического мышления, а также самостоятельности в принятии решений.

6. Учащиеся имеют возможность учиться друг у друга, обмениваться знаниями и опытом. Это способствует более глубокому усвоению материала и обогащает образовательный процесс.

7. Работа в группе позволяет развивать навыки общения на иностранном языке. Это помогает им развивать свои навыки общения на иностранном языке и повышает уровень их владения этим языком.

8. Групповая форма работы может повысить мотивацию учащихся. Когда учащиеся видят, что их мнение и вклад важны для успеха всей группы, это может стимулировать их активность и интерес к учебному процессу [3].

Недостатки групповой работы на занятиях по иностранному языку:

1. Некоторые учащиеся могут быть более пассивными или неуверенными в выражении своих идей в группе. Это может привести к неравномерному распределению участия и неравному доступу к обмену идеями и мнениями.

2. Возможно возникновение конфликтов и разногласий между учащимися в процессе групповой работы. Различные точки зрения и аргументы могут вызывать споры и несогласия, что может затруднить достижение консенсуса и принятие решений.

3. Время, необходимое для обсуждения и обмена идеями в группе, может быть ограничено. Это может ограничить глубину и детализацию обсуждаемой темы и не дать обучающимся достаточно времени для выражения своих мыслей и аргументов.

4. Некоторые учащиеся могут быть более активными или доминирующими в группе, что может привести к неравномерному распределению вклада и меньшей возможности для других учащихся выразить свое мнение или идеи.

5. В групповой форме работы может возникнуть необходимость в организации и координации деятельности учащихся. Это требует соответствующих навыков и ресурсов со стороны учителя, чтобы обеспечить эффективное функционирование группы.

6. Работа в группе может быть менее эффективной для учащихся, которые предпочитают индивидуальную работу или имеют особые потребности в обучении. Некоторым учащимся может быть сложно сосредоточиться или выразить свои мысли в групповой среде.

7. Не все темы или задачи могут быть подходящими для работы в группе. Некоторые задания могут требовать более индивидуального подхода или специфических навыков, которые лучше развивать в индивидуальной работе.

8. Групповая форма работы может быть сложна для организации при дистанционном обучении или в больших классах, где количество учащихся может быть слишком большим для эффективной работы в группах.

Существует несколько разновидностей групповой работы, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях:

1. Групповые проекты: учащиеся работают в небольших группах, чтобы выполнить задание или проект. Они могут разрабатывать идеи, делиться обязанностями и сотрудничать для достижения общей цели.

2. Групповые дискуссии: учащиеся собираются вместе, чтобы обсудить определенную тему или проблему. Они могут делиться своими мнениями, аргументировать свои точки зрения и слушать других участников.

3. Групповые игры: учащиеся участвуют в играх или соревнованиях в группах. Это может помочь им развивать командный дух, учиться работать в коллективе и решать проблемы вместе [7].

При организации групповой формы обучения на занятиях по иностранному языку важную роль играет учитель. Роль преподавателя в групповой работе на занятии по иностранному языку включает следующие аспекты:

1. Организация и структурирование работы: преподаватель должен организовать групповую работу, разделить учащихся на группы и определить задачи и цели работы. Он также должен структурировать работу, чтобы каждый участник имел возможность активно участвовать и выразить свои мысли и идеи.

2. Обучение и моделирование: Преподаватель должен обучать учащихся навыкам общения на иностранном языке, произношению и пониманию на слух. Он может моделировать правильное произношение и интонацию, а также давать примеры правильного общения на иностранном языке.

3. Поддержка и мотивация: преподаватель должен поддерживать и мотивировать учащихся во время групповой работы. Он может поощрять активное участие, задавать вопросы и предлагать подсказки, чтобы помочь учащимся развивать свои навыки общения на иностранном языке.

4. Оценка и обратная связь: преподаватель должен оценивать работу учащихся в группе и давать им обратную связь. Он может указывать на ошибки и предлагать способы их исправления, а также поощрять их достижения и прогресс.

5. Разрешение конфликтов и управление группой: преподаватель должен уметь разрешать конфликты, если они возникают в группе, и управлять групповым процессом. Он может помочь учащимся найти общий язык, решить проблемы и достичь общей цели работы [4].

Так, роль преподавателя при использовании групповой формы обучения очень важна. Он создает поддерживающую и мотивирующую среду для развития навыков общения и работы в команде учащихся.

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что групповая форма работы на занятиях по иностранному языку предоставляет обучающимся возможность практиковать язык в реальных ситуациях общения. Вместо того чтобы просто выполнять упражнения самостоятельно, обучающиеся могут активно участвовать в диалогах и дискуссиях со своими одноклассниками. Это помогает развивать навыки аудирования, говорения, чтения и письма, а также улучшает понимание грамматики и лексики. В целом, групповая работа на занятиях по иностранному языку предоставляет учащимся возможность развивать не только языковые навыки, но и социальные навыки, такие как работа в команде, принятие решений и решение проблем. Она создает интересную и мотивирующую обучающую среду, которая способствует эффективному обучению и повышению успеваемости.

Список литературы

1. Багдасарян Армине Агвановна Групповая форма организации деятельности как один из способов повышения эффективности учебного процесса // Проблемы педагогики. 2018. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-forma-organizatsii-deyatelnosti-kak-odin-iz-sposobov-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 11.10.2023).

2. Дмитренко Н.А., Орлов С.В. История групповых форм обучения и развитие образования в информационном обществе // Экономика и экологический менеджмент. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-gruppovyh-form-obucheniya-i-razvitie-obrazovaniya-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения 11.10.2023)

3. Гикал Л.В. Групповая форма работы как эффективная форма организации урока [Электронный документ] / Л.В. Гикал // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/530702/.(дата обращения 11.10.2023)

4. Заседателева М.Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 29-35. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30611401 (дата обращения 11.10.2023)

5. Канцур Анна Германовна, Батыкова Анна Сергеевна Эффективность использования групповой работы при обучении иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2021. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-gruppovoy-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 11.10.2023).

6. Костецкая, Г. В. Организация работы в группах на уроках иностранного языка / Г. В. Костецкая, О. Л. Парандюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 232-234

7. Касаткина Н.Н., Данданова С.В., Байбородова Л.В. Групповая работа на занятиях по иностранному языку // Учебно-методическое пособие / Ярославль, 2016. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27554416 (дата обращения 11.10.2023)

8. Шустова С.В., Царенко Н.М. Дидактико-психологические, лингвистические и методические основы коммуникативно-когнитивного направления // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktiko-psihologicheskie-lingvisticheskie-i-metodicheskie-osnovy-kommunikativno-kognitivnogo-napravleniya (дата обращения: 11.10.2023)

9. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков. Учебник для студентов учреждений высшего образования / А.Н Щукин. - М.: Академия (Academia), 2015. -320c.

Просмотров работы: 95