Значение рефлексии на уроках иностранного языка в основной школе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Значение рефлексии на уроках иностранного языка в основной школе

Васильева У.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение иностранного языка сегодня является одним из актуальных аспектов образования в основной школе. С ростом глобализации и межкультурного взаимодействия умение говорить на разных языках становится все более необходимым для успеха в современном мире. Однако уроки иностранного языка часто ограничиваются формальным изучением грамматики и словарного запаса, оставляя мало места для самовыражения. В этой статье мы обратим внимание на значение рефлексии на уроках иностранного языка в основной школе и изучим, как эта методика способствует развитию коммуникативных навыков, самооценки и критического мышления у учеников.

По мнению А.В. Карпова, рефлексия – уникальная психическая особенность, присущая только человеку; состояние осознания прошедших событий, процесс восстановления в психике собственного содержания [1].

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести следующие функции [1]:

- Диагностическая – выявляет уровни взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровни эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

- Проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

- Организаторская – выявляет способы и средства организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

- Коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

- Мотивационная – определяет направленности и целевые установки деятельности;

- Смыслотворческая – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

- Коррекционная - побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия

Рассмотренные функции рефлексии способствуют развитию личности учащихся, помогая им становиться более осознанными, самоуправляемыми и способными к более эффективной деятельности и взаимодействию. Рефлексия играет важную роль в педагогическом процессе, способствуя повышению эффективности образования и взаимодействия между участниками.

Узнав, как стимулировать рефлексивный процесс на уроках иностранного языка, учитель сможет создать более продуктивную и полноценную образовательную среду, которая поможет ученикам достичь высоких результатов в освоении иностранного языка. Холл и Симерал объяснили, что во время рефлексии учитель узнает об интересах, учебных потребностях, о сильных и слабых сторонах изучения той или иной темы каждого ученика, тем самым учитель может облегчить изучение материала урока таким образом, чтобы оно соответствовало потребностям учащихся [5]. Кроме того, рефлексия помогает учителю контролировать класс, в ходе урока видеть, что было понято, а что нужно проработать еще раз и, если тема была не очень хорошо усвоена учениками, учитель может обратить внимание на возникшие трудности еще раз, повторив и обобщив материал, что будет способствовать лучшему усвоению темы урока и приведет в дальнейшем к повышению уровня владения иностранного языка, а также повышению успеваемости в классе.

Стоит отметить, что рефлексия играет ведущую роль в реализации личностной стороны учебного процесса, является источником внутреннего опыта и способом самопознания. Без осмысления собственных действий ученики не смогут присвоить тех знаний, умений и способов взаимодействия, которые они получили [2]. Благодаря рефлексии обучающиеся начинают осознавать и понимать значимость изучения языка, а также учатся анализировать и делать выводы о своей деятельности [6].

Рефлексия позволяет обучающемуся в процессе работы над языком «заглянуть в себя» и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка и культуры, раскрыть и показать реальные результаты и личностные продукты своей коммуникативной и учебной деятельности [3].

Рефлексия способствует развитию такому важному качеству, как самостоятельность, ведь не учитель отвечает за ученика, а ученик сам делает свой собственный выбор, анализирует урок и старается сформулировать определенные выводы. Кроме этого, рефлексия помогает обучающимся не отчаиваться, если у них что-то не получается, а напротив, ученик начинает оценивать ситуацию и, проанализировав ее, ставит перед собой новые цели и задачи. Рефлексия помогает обучающимся не только осознавать пройденный путь, но и систематизировать полученный ими опыт, уметь строить логические связи и анализировать свою деятельность.

Существует несколько классификаций видов рефлексии. Мы рассмотрим классификацию, разработанную Г.П. Щедровитским [4] и приведем к каждому виду примеры приемов, которые можно использовать на уроках иностранного языка.

1. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Проводится как в начале, так и в конце урока. Она позволяет установить эмоциональный контакт с классом, настроить обучающихся на работу или же снять напряжение после активной мозговой деятельности. Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.

2. Рефлексия содержания учебного материала. Может применяться на различных этапах урока. Такой вид рефлексии направлен на выявление уровня понимания пройденного материала. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», синквейна и др.
Прием незаконченного предложения. During today's lesson I have got acquainted with. -found out... learnt... remembered..

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока: I would like to go to school wherе.. The ideal friend is a person who….

3. Рефлексия деятельности. Применяется для осмысления проделанной работы во время проверки домашнего или самостоятельного задания, после участия в проектной деятельности. Для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. Самооценка активности на каждом этапе урока.

2. «Лестница успеха». Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Таким образом, существует большое количество разнообразных приемов рефлексии. Выбирая определенный прием, необходимо учитывать цель урока, уровень учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. Рефлексия на уроках иностранного языка в основной школе играет значительную роль в развитии языковых навыков и общей компетентности учащихся. Она позволяет ученикам осознать свои прогрессы, идентифицировать свои сильные и слабые стороны, а также эффективно использовать полученные знания в практических ситуациях. Через систематическую обратную связь и анализ результатов работы учащиеся могут постепенно совершенствовать свои навыки, становясь более самостоятельными и уверенными в использовании иностранного языка. Рефлексия помогает ученикам понять, что ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения и научиться принимать их как возможность для роста и развития. Тем самым рефлексия позволяет приучить школьника к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Кроме того, рефлексия помогает учеником стать более успешными и уверенными в изучении иностранного языка, а также развить навыки, которые будут им полезны в других сферах жизни. Важно продолжать поощрять и поддерживать рефлексивные практики в процессе обучения для достижения оптимальных результатов и формирования долговременной мотивации к изучению иностранного языка.

Список литературы

1. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 421 с.

2. Свиридонова Е.А. Значение рефлексии и самооценки в изучении иностранных языков. [Электронный ресурс] // Сибирский торгово-экономический журнал: Электрон. научн. ж. — 2015. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-refleksii-i-samootsenki-v-izuchenii-inostrannyh-yazykov/viewer (Дата обращения: 16.10.2023).

3. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков : учебник для студ. учреждений высшего образования / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. С. 20-37

4. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М. : Наследие ММК, 2005. С.315-400

5. Khaled H. Promoting self-reflection of foreign language teachers through professional development. [Electronic resource] // URL: https://scholarcommons.sc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=6635&context=etd (date of treatment: 17.10.2023).

6. Lund Lea. How teachers reflect on their pedagogy. [Electronic resource] // URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1177050.pdf (date of treatment: 12.10.2023).

Просмотров работы: 113