Традиционные и инновационные средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Традиционные и инновационные средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Петрова В.Е. 1, Пустовойтова О.В. 1
1ФГБОУ ВО МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время самым распространённой проблемой в развитии детей дошкольного возраста является нарушение речи. Все речевые нарушения, по клинико-педагогической классификации, можно разделить на нарушения устной и письменной речи. Рассмотрим нарушения устной речи, к ним относится: дислалия, ринолалия, дизартрия, тахилалия, брадилалия, дисфония, закикание, алалия, афазия. Данные нарушения у дошкольников проявляются по разному, но важно отметить, что у большинства детей с нарушением устной речи будет нарушено звукопроизношение. Следовательно, возникает вопрос “Какие средства можно использовать в коррекции звукопроизношения?”

Выделяют четыре вида нарушения звукопроизношения: отсутствие звука (корова - коова), искажение звука (ребёнок произносит звук [Р] гарсирующе), замена звука (корова - колова) и смешение звуков (ребенок правильно произносит звуки по отдельности, но путает их в словах).

Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разное мнение о количестве этапов коррекции звукопроизношения. Ф. Ф. Рау выделяет два этапа, О. В. Правдина и О. А. Токорева - три этапа, М. Е. Хватцев - четыре этапа. В настоящее время принято выделять следующие этапы коррекции звукопроизношения:

● подготовительный этап;

● этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

● этап формирования коммуникативных умений и навыков [1].

Цель подготовительного этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков [2].

К подготовительному этапу относятся: артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж.

Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка, мягкого и твёрдого нёба).

Дыхательная гимнастика направлена на формирование речевого дыхания, а также расслабление ребёнка перед занятием.

Логопедический массаж помогает справиться с гипотонусом или гипертонусом мышц артикуляционного аппарата.

Целью этапа формирования первичных произносительных умений и навыков является сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука.

К данному этапу относится: постановка звука, автоматизация и дифференциация звуков.

Поставить звук можно по подражанию или с использованием специальных инструментов (зондов, зондозаменителей, шпателей, ватных палочек и т.д.). После постановки нужно автоматизировать звук изолированно, в слогах, словах и тексте. Следующим этапом является дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам.

Целью этапа формирования коммуникативных умений и навыков является сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Исходя из вышесказанного возникает вопрос: “Какие средства использовать в коррекции звукопроизношения?”

На сегодняшний день можно выделить традиционные и инновационные средства коррекции звукопроизношения.

Рассмотрим подробнее традиционные средства.

Например пособие Л. А. Комаровой [3]. Данное пособие представляет собой сборник альбомов, направленных на коррекцию звукопроизношения всех согласных звуков в русском языке. В каждом альбоме подобраны необходимые упражнения на формирование правильного произношения того или иного звука. Альбомы реализуют все этапы коррекции звукопроизношения, помимо этого с такими альбомами дошкольникам интересно заниматься, а логопед может интерпретировать каждое задание в соответствиями с интересами ребёнка.

Можно привести в пример пособие “Практикум по коррекции звукопроизношения” И. Б. Карелиной [4] - это пособие предназначено для логопедических занятий с детьми с нарушениями звукопроизношения. Здесь можно найти готовые конспекты занятий, которые помогут логопеду в коррекции звукопроизношения. В данном пособие подробно рассматривается второй этап логопедического воздействия (постановка звука, автоматизация и дифференциация). “Практикум по коррекции звукопроизношения” поможет логопедам грамотно организовать работу на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.

Рассмотрим пособие Арсеневской О. Н. “Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет” [5], которое можно использовать на этапе формирования коммуникативных умений и навыков. Здесь предложены игры, которые помогут детям развивать коммуникативные навыки.

На сегодняшний день логопеды всё чаще прибегают к инновационным средствам коррекции звукопроизношения.

К таким средствам можно отнести “Умное зеркало” [6]. Это зеркало, в которое встроен специальный экран, таким образом оно выполняет функции зеркала и функции компьютера. В его программное обеспечение встроены: 27 упражнений артикуляционной гимнастики, пальчиковая гимнастика, различные задания на коррекцию звукопроизношения, 16 упражнений дыхательной гимнастики и конструктор занятий, с помощью которого педагог может самостоятельно разработать необходимое занятие. “Умное зеркало” поможет педагогам реализовать все этапы логопедического воздействия. Важно отметить, что благодаря “Умному зеркалу”, занятие становится не скучным и увлекательным для ребёнка и он с удовольствием готов заниматься с логопедом.

Сайт “ПРО.МОЗГ” [7] - это инновационное средство, которое поможет логопедам определить степень нарушения звукопроизношения у ребёнка. На сайте есть специальный бот, которому нужно записать несколько голосовых сообщений и он сможет определить какие звуки нуждаются в коррекции. В течении суток бот обрабатывает информацию и потом высылает на почту результат диагностики. Данное средство является незаменимым помощником на этапе диагностики, бот поможет логопеду составить дальнейший план коррекции звукопроизношения.

Онлайн конструктор игр “Umaigra” [8] - это ресурс, с помощью которого логопед может создать множество интерактивных игр для коррекции звукопроизношения. Можно разработать интересные игры для проведения артикуляционной гимнастики, упражнения для автоматизации и дифференциации звуков, задания, направленные на развитие коммуникативных навыков ребёнка и т.д. Таким образом с помощью “Umaigra” можно реализовать поэтапную коррекцию звукопроизношения.

В заключении хочется отметить, чтобы провести комплексную, последовательную, поэтапную коррекцию звукопроизношения, логопед должен в своей работе сочетать как и традиционные, так и инновационные технологии.

Список используемых источников

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. — М.: Гном, 2023. - 32 с.

4. Карелина И.Б. Практикум по коррекции звукопроизношения у детей. Учим говорить правильно.. — М.: Детство-пресс, 2023. - 64 с.

5. Арсеневская О.Н. Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. . — М.: Учитель, 2020. - 163 с.

6. Умное зеркало [Электронный ресурс]. — URL: https://playstand.ru/products/umnoe-zerkalo-artikme/

7. ПРО.МОЗГ [Электронный ресурс]. — URL: https://pro-mozg.com/

8. Umaigra [Электронный ресурс]. — URL: https://www.umaigra.com

Просмотров работы: 72