Языковой портфель в практике преподавания иностранных языков - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Языковой портфель в практике преподавания иностранных языков

Зверева М.С. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование в современном мире постоянно меняется. Изучение иностранного языка в современных условиях требует от педагога не только знания, но и активного употребления различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя огромный спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика играет одну из главных ролей [2].

На сегодняшний день, школа XXI века - это «школа портфолио», и идея данной технологии привлекает сегодня внимание ученых и педагогов-практиков все интенсивнее.

Структурно языковой портфель состоит из трех частей [1]:

1. Языковой паспорт (информация об обучаемых, автобиография, рассказы об увлечениях, хобби и т.д.).

2. Языковая биография (описание иноязычной коммуникативной компетенции владельца языкового портфеля на основе европейской шкалы самооценки уровня владения коммуникативными умениями).

3. Досье (творческие сочинения, проектные работы, итоговые тесты, сертификаты, дипломы, планы по дальнейшему изучению иностранного языка).

Основная цель ведения портфолио – это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию портфолио.

Языковой портфель в практике преподавания иностранных языков может выполнять следующие задачи:

1. Оценка уровня владения языком: портфель позволяет преподавателю оценить уровень владения языком учащегося на основе его письменных и устных работ.

2. Отслеживание прогресса: языковой портфель помогает отслеживать прогресс учащегося на протяжении курса изучения языка.

3. Изучение языковых навыков: портфель «структурирует» процесс изучения языка.

4. Самооценка и рефлексия: портфель помогает учащемуся развивать навык саморефлексии.

5. Демонстрация достижений: языковой портфель позволяет учащемуся демонстрировать свои достижения в изучении языка.

6. Поддержка мотивации: портфель может служить источником мотивации для учащегося, поскольку он видит свои успехи и прогресс в изучении языка.

Кроме того, необходимо добавить, что с помощью портфолио можно результативно наблюдать за развитостью ключевых компетенций обучаемого как современного человека XXI века. По мнению Красноперовой Т. В. технология языкового портфеля помогает сформировать и потому делает востребованными и значимыми следующие компетенции [4].

1. Информационную (способность искать, анализировать, преобразовывать и применять необходимую информацию для решения задач).

2. Коммуникативную (способность плодотворно сотрудничать с другими людьми).

3. Самоорганизационную (способность ставить цели, планировать, с полной ответственностью относиться к здоровью, личностные ресурсы использовать полноценно).

4. Самообразовательную (умение спроектировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Языковой портфель играет важную роль в оценке и контроле учебных результатов в практике преподавания иностранных языков. Он представляет собой инструмент, который помогает ученикам и преподавателям отслеживать и оценивать прогресс в изучении языка [3].

1. Самооценка: языковой портфель позволяет ученикам оценивать свой собственный прогресс в изучении языка. Они могут записывать свои достижения, задачи и прогресс в разных навыках, таких как говорение, письмо, чтение и понимание на слух.

2. Контроль преподавателя: языковой портфель также помогает преподавателям контролировать и оценивать прогресс учеников. Он дает им возможность отслеживать достижения, оценивать работу и предлагать дополнительные задания и упражнения, которые помогут студентам развивать свои навыки.

3. Рефлексия: языковой портфель позволяет ученикам и преподавателям рефлексировать и анализировать учебный процесс. Они могут записывать свои мысли, мнения и реакции на различные упражнения и задания.

4. Документация: языковой портфель служит важным документом, который демонстрирует прогресс ученика в изучении языка. Он может быть использован при поступлении в университет или при поиске работы. В языковом портфеле могут быть представлены различные материалы, такие как письменные работы, аудиозаписи, видеозаписи и сертификаты участия в курсах или экзаменах.

В минувшие годы вопросы, касающиеся портфолио, становятся все более востребованными. Многие школы уже начинали применять портфолио учеников, во многих странах его уже давно используют и считают одним из главных образовательных направлений.

Преимущество и эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности [5].

Таким образом, языковой портфель является важным инструментом для формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии учащихся и учителя в образовательном процессе. Языковой портфель можно использовать в процессе обучения, он реализует инновационный подход к учебному процессу для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204 - URL: https://djvu.online/file/hfj1Jv0MHyqMJ

2. Иванченко Т. Ю. Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни [Текст]/ Т. Ю. Иванченко // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 42- 45

3. Красноперова, Т. В. Технология «Портфолио» — ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [Электронный ресурс].– URL: http://festival.1september.ru/articles/572189/ (дата обращения 16.10.2023)

4. Новикова, Т.Г. К вопросу об общественной экспертизе новых образовательных стандартов [Текст] / Т.Г. Новикова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- №1.-С.11-14.

5. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development, IN ELT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference. - Krasnoyarsk, 2003, p. 140.

Просмотров работы: 36