Виды и формы контроля на уроках иностранного языка в средней школе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Виды и формы контроля на уроках иностранного языка в средней школе

Шашина И.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение качества образования – это одна из основных и актуальных проблем современной системы образования. Качество обучения напрямую зависит от рационально организованного учебного процесса, который невозможен без системного контроля. Контроль позволяет учителю как получить информацию о результатах обучающихся, объективно оценить их уровень сформированности тех или иных навыков, умений и компетенций, так и определить эффективность своих педагогических действий на уроках иностранного языка. Контроль обеспечивает обратную связь между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях [3].

В новом словаре методических терминов и понятий [1] даны следующие определения контроля: 1. Часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как ученик или группа учеников усваивает содержание предмета во всех или отдельных его аспектах. 2. Процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса.

Ведущими объектами контроля на уроках иностранного языка являются речевые умения (степень владения различными видами речевой деятельности), ибо только они свидетельствуют о способности участвовать в общении. В то же время важнейшую роль играют языковые навыки, на сформированности которых базируется речевая деятельность.

М.И. Исаева, В.А. Горина в своих научных статьях [5, 2] указывают, что объектом контроля в процессе обучения иностранному языку, как правило, является степень сформированности различных видов компетенций, прежде всего таких, как:

1) коммуникативная компетенция (способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения);

2) лингвистическая/языковая компетенция (владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом);

3) межкультурная (способность человека существовать в поликультурном обществе, достигать успешного понимания представителей других культур и представителей своей культуры, основанная на сформированных ценностных ориентирах и оценках своей и чужой культуры) и социокультурная компетенции (совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка).

С точки зрения времени проведения контроля в учебном процессе общепринято выделяют 3 вида контроля:

а) Текущий (следящий) контроль – позволяет выявить степень усвоения материала и уровень владения навыками и умениями в процессе их становления и развития. Этот контроль должен быть регулярным. Он направлен на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.

б) Промежуточный (периодический) контроль – проводится по завершении изучения темы (нескольких тем) урока или целого модуля, четверти или полугодия. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала. Одним из основных достоинств данного вида контроля является возможность оценить более крупный объем полученных знаний [3].

в) Итоговый (заключительный) контроль – проводится в конце каждого года обучения. Он определяет степень сформированности знаний, умений и навыков учеников, их коммуникативной компетенции в целом, а также позволяет оценить эффективность работы учителя, выбор программы обучения, а также использованных методов и приемов.

По организационному признаку выделяют следующие формы контроля: индивидуальный контроль, фронтальный контроль, групповой контроль и парный контроль. Фронтальная форма контроля осуществляется через беседу между учителем и всеми учениками. Индивидуальный контроль используется для проверки уровня владения монологической речью каждого ученика. Групповой контроль предполагает выполнение заданий всеми учащимися группы и является эффективным при проверке устно-речевых умений. Парный контроль применяется для проверки диалогической речи. Все эти формы контроля могут проводиться как устно, так и письменно. Устная форма наиболее подходит для проверки говорения, а письменная – для проверки правильности речи. Важно увеличить использование устного контроля на уроках иностранного языка для оценки коммуникативных навыков. Современный подход к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы сделать его более похожим на процесс общения. В этом подходе важна скрытая контрольная деятельность учителя, которая проводится на основе непроизвольного внимания и интегрируется в коммуникацию, оставаясь незаметной для учащихся. Скрытый контроль используется главным образом при обучении речевым умениям, хотя по его результатам можно судить также и об усвоении языкового материала. Однако преподавателю не следует нарушать коммуникацию, констатируя ошибки и исправляя их. Являясь наглядным смотром сил, он «маскирует» свою контролирующую сущность [7].

Профилактикой ошибок служит систематическое применение открытого контроля, опирающегося на произвольную форму внимания. Этот контроль направлен на развитие учебной культуры учащихся и способствует требованию «учить учиться». Этот вид контроля помогает ученикам обращать внимание на конкретные трудности и развивает бдительность по отношению к языковым формам, что является предпосылкой для самоконтроля. Открытый контроль используется также для оценки владения подготовленной речью, например, при пересказе текста. Таким образом, основными объектами открытого контроля являются языковой материал и подготовленная речь.

В настоящее время одним из наиболее эффективных средств контроля при обучении иностранному языку считается тест. Метод тестирования может применяться и для текущего, и для промежуточного, и для итогового контроля. С помощью тестов можно проверить знания учащихся как выборочно, так и в целом. Тестовые задания важны для закрепления и совершенствования полученных знаний, умений и навыков, а также для выявления затруднений. Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ по иностранному языку, чаще всего встречаются следующие [2, 4, 6]:

1) задания альтернативного выбора (alternative choice) – предполагают либо выбрать один вариант из двух предложенных, либо согласиться или не согласиться;

2) задания множественного выбора (multiple choice) – предполагают, как правило, выбор одного (правильного) варианта из трех или более предложенных. Это может быть вариант ответа или формы, правильный для данного предложения или подходящий по контексту и т. д.;

3) задания перекрестного выбора (matching) – заключаются в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам, объединяющим их;

4) задания на упорядочение (rearrangement) – используются обычно для проверки умения составить связный текст из разрозненных частей или предложение из слов;

5) задания на замену (substitution) – изменение формы глагола при изменении подлежащего (3 л., ед. ч.) и т. п.;

6) задания на подстановку (gap filling) – вставка пропущенных слов (например, верных форм глагола) в предложение;

7) задания на завершение (completion) – учащимся, как правило, предлагается восполнить недостающую часть предложения либо путем постановки в правильную форму предложенного слова, либо самостоятельно закончить предложение;

8) задания на трасформацию (transformation) – конверсия (например, из утвердительного предложения в вопросительное), распространение предложения, объединение предложений;

9) задания на заполнение пропусков в связном тексте (cloze procedure) – клоуз-процедура предполагает осмысление информации, предшествующей пропуску и последующей за ним, анализ грамматической структуры, извлечение из долговременной памяти и подбор вербального элемента, сочетающегося с данным контекстом, обличение этого элемента в грамматическую форму;

10) вопросно-ответные задания (question-answer) – имеют самую широкую область применения; эффективность этого типа задания состоит в том, что ответ ученика не только управляется формой вопроса, но и известной ему ситуацией или информацией;

11) задания на внутриязыковое перефразирование (intra-lingual paraphrase) – предполагают передачу своими словами мысли автора, уясняя ее насколько возможно.

В заключение следует сказать, что педагогический контроль, реализуемый учителем на уроках иностранного языка в средней школе, представляет собой важное звено процесса управления учебной деятельностью и является его неотъемлемой составной частью.

Поскольку на современном этапе обучения иностранному языку приоритетной является коммуникативная компетенция, то объектом контроля на уроках иностранного языка в первую очередь должны быть речевые навыки, проверку которых адекватно проводить в устной форме с использованием фронтальной или групповой форм работы. Контроль говорения в письменной форме не позволяет фиксировать речевые механизмы (степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи).

Наиболее объективным контролем является индивидуальный, поскольку он дает возможность оценить компетенции каждого обучающегося с достаточной глубиной и полнотой. Он подходит больше для итогового контроля. Во время текущего контроля целесообразно совмещать фронтальную и индивидуальную формы контроля, что позволяет оценивать знания одного учащегося и одновременно вовлекать в учебный процесс остальных.

Тестовые задания на уроках иностранного языка необходимы, потому что они упрощают процесс контроля благодаря своей объективности и стандартизованности. Однако тесты не могут полностью оценить коммуникативную компетенцию, так как они проверяют отдельные категории знаний.

Как показывает анализ методической литературы, распространены лишь традиционные виды и формы контроля, а нетрадиционные методы мало изучены или вообще не разработаны. Поэтому нестандартные технологии контроля на уроках иностранного языка, на наш взгляд, требуют дальнейшего изучения и определения их роли и эффективности. Тестирование также нуждается в дальнейшем изучении, и проблемы, связанные с его решением, все еще находятся на стадии исследования. Без решения данных вопросов невозможно широкое внедрение тестирования в практику обучения.

Список литературы

1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие / Рос. акад. образования. Ин-т общ. сред. образования; Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2001. – 78 с.

3. Горина В.А. Функциональные проявления контроля в обучении иностранному языку (педагогический контроль и самоконтроль) [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки: Электрон. науч. ж. – 2016. – № 2 (766), с. 9–21. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-proyavleniya-kontrolya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-pedagogicheskiy-kontrol-i-samokontrol (дата обращения: 22.09.2023).

4. Жаркова Л.И. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам / Л.И. Жаркова, Н.В. Картушина [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология: Электрон. науч. ж. – 2017. – № 2, с. 17. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-metod-kontrolya-znaniy-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 22.09.2023).

5. Исаева М.И. Объекты, виды и формы педагогического контроля на уроках иностранного языка в школе [Электронный ресурс] // Скиф: Электрон. науч. ж. – 2020. – № 11 (51), с. 433–438. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obekty-vidy-i-formy-pedagogicheskogo-kontrolya-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 22.09.2023).

6. Мильпруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов – М.: Дрофа, 2005. – 253, [3] c.

7. Солонцова Л. П. Методика обучения иностранным языкам: учебник: в 3 частях: учеб. для вузов (бакалавриат) – Москва: Владос, 2018. – Часть 1. Общие вопросы. Базовый курс. – 273 с.: табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701804 (дата обращения: 22.09.2023).

Просмотров работы: 521