РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Емельянова О.А. 1, Пустовойтова О.В. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова г. Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Применение интерактивных технологий является одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создания благоприятного эмоционального фона. Их применение в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности [1]. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также развитию психических процессов, в частности воображения.

Тема исследования «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством интерактивных технологий» является весьма актуальной.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить эффективность применения интерактивных технологий в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Исходя из поставленной цели, были обозначены задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством интерактивных технологий.

2. Изучить состояние проблемы исследования в практике дошкольной образовательной организации.

3. Осуществить разработку, апробацию и проверить эффективность содержания коррекционно-развивающей работы по развитию воображения у детей с нарушением речи с использованием интерактивного технологий.

Эффективная коррекционная работа во многом определяется через использование интерактивных технологий во время работы с детьми, которые приводят к вынужденной интеллектуальной активности каждого участника. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, дети получают возможность самостоятельно решать поставленные задачи на основе анализа информации, критически мыслить, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы [2].

На начальном этапе исследования нами была проведена диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием серии заданий: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта, составление рассказа-описания; окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему [3]. Согласно результатам первичного обследования были сделаны выводы о том, что дошкольники с ОНР, участвующие в исследовании, испытывают значительные затруднения в овладении пересказом, составлении рассказа, даже при помощи опорных картинок. Отмечалась у большинства детей несформированность умений лексически и грамматически правильно оформить высказывание, передавать главную мысль текста, делать выводы.

В рамках проведенного исследования предполагалось использование коррекционно-развивающей работе по развитию воображения у детей с нарушением речи интерактивных технологий (интерактивная песочница, интерактивный стол, интерактивная доска).

С целью организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа проводятся игровые задания, транслируемые через интерактивную доску на определение, распределение, угадывание различных персонажей, моментов и др.: отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, составление и отгадывание интерактивных ребусов.

В работе с дошкольниками с нарушением речи важно визуализировать абстрактные понятия: слово, предложение и др. и использовать их как поддерживающий ресурс при составлении связного высказывания [4]. В качестве опоры при рассказе и пересказе используются графические изображения и схемы на экране (интерактивная доска). Изображение плана высказывания выступало определенным средством навигации и контроля при составлении схем предложений, графических изображений текста, при создании предметно-схематических моделей. Схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к выбранному рассказу являются зрительным планом, направляют процесс связного высказывания.

В последующем детям представляется готовые предметные и сюжетные картинки для составления рассказа и пересказа. Например, детям по очереди предлагается составить схему рассказа: один ребенок выбирает из банка картинок главного героя, второй – место сказочного действия, третий – происшествие («Что может случиться с главным героем?»), четвертый – еще одного героя (может быть друг, а может быть враг). Педагог предлагает одному из детей (по желанию) в роли рассказчика самостоятельно рассказать рассказ по схеме от начала до конца, остальным детям помогать ему.

Для развития воображения, творческого рассказывания используются элементы драматизации через использование интерактивной песочницы. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, рассказов, расширяет творческие проявления и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи. Ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.

Для развития воображения, связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, развитие зрительного и слухового внимания используются мнемотаблицы на интерактивной доске и интерактивном полу. На первом этапе педагог читает текст, и вместе с детьми определяется главная мысль, разбирается текст. На следующем этапе дети с помощью педагога выбирают, какими символами, знаками будет обозначаться то или иное событие, словосочетание, герой, действие. Это могут быть реальные рисунки, могут быть знакомые дошкольникам значки и символы, цифры, буквы, стрелки или совершенно новые обозначения, которые дети придумывают в процессе образовательной деятельности.

Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении составлению рассказа. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога дает детям необходимые речевые средства [5]. Здесь помогают вопросы, помогающие установить последовательность событий, а также представить свой рассказ. В результате создания мнемотаблицы получается интересная творческая игра, где вовлечены все дети. У них развивается логическое мышление, внимание, речь.

Игровая и творческая форма проведения занятий с применением интерактивных технологий стимулирует дошкольников к речевой деятельности, они проявляют активный интерес, более продуктивны и работоспособны. Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, дошкольник наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство.

Применение интерактивных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи даст возможность эффективному развитию воображения, связной речи, творческому рассказыванию, обогащению активного словаря.

Использование интерактивных технологий способствует развитию воображения, творческой активности детей, создается благоприятный психологический климат, повышается мотивация к обучению, а также учитывается индивидуальный образовательный маршрут, где каждому ученик предоставляется возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий.

Список использованных источников

1. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2018. № 3. С. 19-29.

2. Филиппова В.А. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками : учебно-методическое пособие. – Тольятти : ТГУ, 2021. 211 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Москва: Аркти, 2012. 144 с.

4. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 240 c.

5. Сунагатуллина И. И. Применение информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ. Применение информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ // Научная мысль: Традиции и инновации. 2020. С. 135-139.

Просмотров работы: 39