ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОО КАК ВЕДУЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОО КАК ВЕДУЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Гаетбаева Г.Г. 1, Пустовойтова О.В. 2
1ФГБОУ ВО МГТУ им Г. И. Носова
2ФГБОУ ВО МГТУ им Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «цифровизация» приобретает все большее распространение и затрагивает все сферы деятельности общества. Цифровые технологии применяются на промышленных предприятиях, в образовательных организациях различных уровней подготовки обучающихся, в каждом современном доме. Исследователи считают, что цифровые технологии развиваются в геометрической прогрессии ежегодно.

Понятие «цифровизация образования» широко используется в научной среде, однако точного определения не существует. Цифровизация образования рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм образовательной деятельности, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики [1]. Российская система образования сегодня находится на пороге качественных преобразований, что повышает актуальность исследуемой темы.

Данные перемены входят в жизнь человека с первой ступени образования. Соответственно, это влечет за собой необходимость кардинальных изменений в системе образования, таких как модернизация образовательных программ, технологий и организационных форм обучения, широкое внедрение и применение цифровых инструментов и коммуникаций в образовательной деятельности посредством цифровой среды, обучение по индивидуальному плану в течение всей жизни в удобное время и в комфортном месте. Новые инструменты расширяются и дополняют возможности педагога, использование более сложных инструментов (Интернет + поисковые системы + социальные сети + цифровые платформы) требуют овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владения цифровым контентом.

Педагог является ключевой фигурой в процессе образования и в процессе цифровизации образования. И на сегодняшний день остро стоит вопрос цифровой грамотности педагогических кадров.Цифровая грамотность – это базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку безопасно управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств.

В 2019 г. в России началась реализация Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (один из приоритетных проектов национальной программы «Образование»). Цель проекта — «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [3].

Система цифрового образования содержит в себе информационно-коммуникационные ресурсы, систему управления, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Система цифрового образования

По мнению большинства исследователей, цифровая грамотность включает в себя комплекс цифровых навыков, которые необходимы для успешного обучения, работы и жизни в современном цифровом мире. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, эффективно общаться и находить решения для творческой самореализации в различных сферах – в образовании, трудоустройстве и общественной деятельности в целом.

К критериям цифровой грамотности необходимо отнести следующие умения:

1) быстро находить и оценивать большие массивы информации;

2) создавать собственный алгоритм чтения, а также знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;

3) быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;

4) снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео;

5) создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;

6) создавать и поддерживать динамические онлайн профили, управлять большими и сложными онлайн социальными сетями;

7) эффективно учиться и ориентироваться в виртуальном мире и взаимодействовать в виртуальных средах;

8) защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.

Цифровая компетенция педагога включает в себя следующие компоненты:

1. Информационная компетентность. Навыки поиска информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (свои цифровые навыки можно проверить в том числе на платформе Цифровой диктант.РФ) [5].

2. Коммуникативная компетентность. Навыки общения с другими пользователями

3. Креативная компетентность. Навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах.

Таким образом, цифровая грамотность является фундаментальным аспектом развития профессиональных навыков в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Она позволяет эффективно использовать эти навыки для организации образовательного процесса на различных этапах – от подготовки к занятиям до создания цифровой обучающей среды, что, безусловно, отвечает требованиям, заявленным в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2] .

Таким образом, современный педагог для реализации образовательной программы дошкольного образования должен обладать цифровыми компетенциями, чтобы соответствовать вызовам цифровой образовательной среды и потребностям воспитанников. Организовывать образовательный процесс на высоком профессиональном уровне с применением цифровых образовательных технологий, чтобы обеспечить работу системы цифрового образования.

Список использованных источников

1. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обращения: 11.10.2023).

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. – Текст : электронный – URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 23.05.2023).

4. Цифровой диктант. — URL: https://digitaldictation.ru/

Просмотров работы: 138