Тема эмоционального интеллекта в научной психологии возникла совсем недавно. В 1980х годах эта теория стала набирать популярность и с тех пор научный и практический интерес к эмоциональному интеллекту не угасает. Ученые всего мира создают свои концепции, делят эмоциональный интеллект на компоненты и ищут метода для анализа и оценки уровня развития эмоционального интеллекта. Многие ученые-психологи приравнивают значимость этого показателя к уровню интеллектуального развития IQ. Изучается взаимосвязь этого показателя с другими компонентами психологического благополучия человека. Уже доказано его влияние на социальный статус и даже профессиональный успех. Что же такое эмоциональный интеллект и как его развивать?
Прежде всего, стоит дать понятие такому термину, как эмоция. Эмоция – это процесс субъективной оценки в форме непосредственного переживания значимости воспринимаемых ситуаций и их отношения к потребностям индивида [4]. Они носят кратковременный характер и, в отличие от чувств, не всегда могут осознаваться человеком.
Американский психолог Изард Кэррол выделил и описал 10 базовых эмоций: удивление, удовольствие, интерес, страх, стыд, вина, горе, отвращение, гнев и презрение [3].
Эмоции трудно поддаются внешнему контролю, и в отличие от мыслей, их довольно сложно скрыть. Поэтому очень часто это понятие противопоставляют понятию интеллект. Интеллект – это умственное начало человека, которое определяет его деятельность. То есть, при помощи интеллекта мы как раз таки проводим анализ и оценку ситуаций, вызвавших у нас эмоциональный отклик [2].
Таким образом, эмоциональный интеллект можно определить, как способность человека идентифицировать, вербализировать, контролировать свои и чужие эмоции [1]. В этой связи эмоциональный интеллект делят на несколько компонентов. Они, в свою очередь, имеют внутренние (направленные на себя) и внешние (направленные на окружающих) проявления, а именно: осознание и идентификация собственных эмоций и эмоций окружающих, умение проявлять свои эмоции и способность замечать проявления эмоций другими, самоконтроль и умение управлять эмоциями других (например, мотивация).
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих», — сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта [5].
Согласно смешанной модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмана уровень эмоционального интеллекта зависит от степени развития у человека следующих навыков:
Способность замечать свои эмоции
Способность контролировать собственные эмоции
Адаптивность
Ориентированность на результат
Умение позитивно мыслить
Организационная осведомленность
Эмпатия (способность понимать эмоции окружающих)
Влияние
Наставничество
Лидерство
Управление конфликтами
Навыки командной работы
Получается, чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно повышать уровень вышеперечисленных навыков. Более того, развивать эти навыки также следует в определенной последовательности: от внутренних к внешним. То есть, чтобы научиться замечать эмоции окружающих, нужно сначала научиться анализировать свои собственные эмоции.
Далее рассмотрим способы и методы развития навыков эмоционального интеллекта у себя и окружающих.
Стоит заметить, что эмоциональный интеллект человек развивает с рождения. Даже младенец на уровне собственных ощущений способен понимать эмоциональное состояние матери. Однако, если говорить о способности замечать собственные эмоции, то этому человек учится немного позже.
Большинство жизненных навыков человек приобретает, копируя поведение окружающих или же в ответ на эмоциональный отклик значимых для него людей. Например, первые годы жизни ребенка одевают взрослые, но примерно на третьем году ребенок начинает требовать «я сам» и учится самостоятельно одеваться. Чем больше значимый взрослый поощряет самостоятельность ребенка, тем больше ребенок стремится к самостоятельности. Так он реагирует на положительный эмоциональный отклик.
То же самое с эмоциями, ребенок видит, как родитель реагирует на те, или иные проявления эмоций и учится их контролировать. Поэтому, очень важно давать адекватный ответ на любые проявления ребенка, и не вынуждать его подавлять в себе эмоции.
Самый простой способ – это проговаривание своих эмоций и эмоций ребенка. Например, «Я рассердилась и заругала тебя. Ты обиделся и злишься». Постепенно ребенок и сам начнет проговаривать свои эмоции, и даже находить причины их появления: «Я плачу, мне страшно, потому что я заблудился». Умение замечать, понимать, осознавать свои собственные эмоции – это первый, самый базовый шаг в развитии эмоционального интеллекта. Способность к самоанализу и выявлению причин появления эмоций – второй.
Взрослым, не умеющим анализировать свои эмоции, психологи рекомендуют вести «дневник эмоций». Для этого нужно разделить страницу на четыре столбика:
факт (ситуация, условия, человек),
мысли,
телесные (физические) ощущения,
эмоции.
Постепенно самоанализ по данной схеме перейдет в «автоматический ражим» и практически не будет осознаваться самим человеком, тогда дневник можно будет уже не вести.
Самоанализ способствует развитию эмпатии. Человек, умеющий замечать проявления собственных эмоций, легче и быстрее учится замечать эмоции окружающих. Для этого стоит изучить вопрос невербального проявления эмоций. Мимика, жесты, поведение – все это может подсказывать, какие эмоции испытывает собеседник в данный момент. Достаточно близким людям можно задавать прямые вопросы, например, «а как ты себя чувствуешь сейчас?» или «Мне кажется или ты рассержен?». Еще одной практикой развития эмпатии может стать «немое кино». Для этого человеку достаточно смотреть художественный фильм, который он раньше не видел, без звука. Интерес к сюжету заставит более внимательно и детально всматриваться в телесные проявления эмоций актеров, что тоже поможет развить эмпатию.
Следующий навык – самоконтроль. Стоит обратить внимание, что умение контролировать эмоции не имеет ничего общего с их подавлением. Подавленные эмоции имеют свойство «накапливаться» и в последствие проявляться либо через более сильные эмоции, либо через психосоматические заболевания. Существует несколько способов высвобождения эмоций:
Общение. Иногда достаточно проговорить свои эмоции и ситуацию, их вызвавшую, чтобы прожить их. Однако, обязательно нужно предупреждать собеседника о том, что вы не нуждаетесь в помощи или совете.
Замена эмоций. Сначала стоит мысленно проговорить те эмоции, которые есть в настоящий момент, несколько раз, а затем заменить их желаемыми и так же мысленно проговорить, словно вы их уже испытываете.
Спорт. Негативные эмоции, такие как гнев или злость, дают очень много энергии. Зачастую, они появляются, когда человек испытывает внутреннее разрушение каких-то надежд, планов, поэтому возникает желание внешнего разрушения. В порыве гнева человек может портить вещи, бить посуду. Поэтому психологи предлагаю направлять подобную разрушительную силу в мирное русло. Отлично подойдут кардио тренировки или виды спорта, связанные с борьбой, например, бокс.
Творчество. Люди с повышенной эмоциональностью часто находят себя в творчестве, проявляя свои чувства и эмоции в картинах, стихах, скульптурах или музыке. Нередко детские психологи предлагают своим подопечным нарисовать радость или слепить из пластилина свое волнение. Подобные практики подойдут человеку любого возраста.
Элементы агрессии. Эмоции бывают настолько сильными и внезапными, что сосредоточиться на их контроле практически невозможно. В таком случае важно помнить о безопасности окружающих. Чтоб в порыве гнева не ударить близкого, можно бить подушку, резать или рвать бумагу. Еще одним способом высвобождения эмоций является крик. Однако кричать стоит не обидные слова близким, а просто громкие звуки и там, где это не доставит беспокойства другим, например, в лесу.
Юмор. Многие психологи считают юмор отличным способом снижения эмоционального градуса любой ситуации. Посмотреть на ситуацию под другим углом, посмеяться над собой или обидчиком, может стать отличным способом высвобождения агрессии, страха или разочарования.
Тело. Стоит обращать внимание на телесные проявления эмоций и делать на этом акцент. Например, в момент тревоги, сильного напряжения человек сжимает зубы. Тогда, если он это заметил ему стоит сжать зубы еще сильнее, как бы доводя эмоцию до пика, и плавно разжать зубы, освобождаясь от нее. То же самое при сжатии кулаков. Или, например, при подергивании ногой во время волнения, стоит походить на цыпочках, чтобы сильнее напрячь мышцы ног и так далее. Этот способ удобен тем, что его можно применять в тот самый момент, когда неуместные или нежелательные эмоции настигают человека.
После того, как человек научится распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих, когда он научился контролировать проявления собственных эмоций, стоит переходить к развитию навыка контроля эмоций окружающих, развитию лидерских качеств. Основным из методов такого контроля является мотивация. Мотивировать – значит вызвать у окружающих жгучее желание действовать, позитивный взгляд на какое-либо занятие и веру в успешность дела. Таким образом, можно заставить окружающих испытывать положительные эмоции и позитивное отношение к той или иной деятельности. Это и есть контроль над эмоциями окружающих.
Еще один навык, позволяющий контролировать эмоции других, это навыки разрешения конфликтов, способности медиатора. Для этого нужно владеть навыком активного слушания, а также суметь найти выход из ситуации, компромисс. Результат разрешения конфликта – это нивелирование отрицательных эмоций и способствование к формированию позитивных взаимоотношений конфликтовавших сторон.
Последний навык, который требует сочетания и одновременной активации всех вышеупомянутых навыков - это командная работа. Это высшая ступень развития эмоционального интеллекта. Когда человек, способен слышать и контролировать собственные эмоции, эмоции окружающих и при этом кооперировать все это в мирное русло общего дела.
Не каждый человек способен работать в команде. Люди, которых часто считают эгоистами, с более развитыми внутренними компонентами эмоционального интеллекта, склонны действовать больше в собственных интересах, поэтому для командной работы они не подходят. Однако и люди «ведомые», которые склонны больше ориентироваться на эмоции других, подавляя и не замечая своих, тоже не могут работать в команде, так как редко получаю от этого какую-то пользу для себя. И в том, и в другом случае страдает общее дело, на которое и должна быть направлена командная работа. Поэтому каждый член команды должен уметь сохранять баланс между внутренним и внешним эмоциональным интеллектом.
Таким образом, мы дали понятие эмоционального интеллекта, определили его компоненты и предложили насколько способов развития для каждой составляющей эмоционального интеллекта.
Список литературы
Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – с. 71 - 75.
Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – с. 25 - 26.
3. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 954 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39174 (дата обращения: 26.09.2023). – ISBN 978-5-9989-0363-2. – Текст : электронный.
4. Официальный сайт российского общества психиатров - https://psychiatr.ru/education/slide/371
5. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять / Д.Р. Каррузо. / перевод Д. Раевская. – Санкт-Питербург: Питер, 2007.