Факторы тревожности старших школьников и способы борьбы с ней - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Факторы тревожности старших школьников и способы борьбы с ней

Кельм О.С. 1
1Шуйский филиал "Ивановского Государственного Университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для целей данной статьи нам необходимо дать понятие термину «тревожность». Для этого обратимся к словарю клинической психологии:

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно [4].

Кроме того, важно определить возрастные границы подростков, относящихся к категории «старшие школьники». Старший школьный возраст – это возраст от 15 до 18 лет. В отечественной психологии этот период относят к ранней юности. Это время, когда подростки задаются вопросами поиска смысла жизни, познания сущности вещей, своей роли и места в мире и обществе, период выбора будущей профессии, а также глобальных физиологических изменений. Тело подростка быстро меняется, встает проблема принятия своей внешности, что также вызывает не мало тревог и переживаний. Кроме того, старшие школьники – это ученики 10-11 классов, на плечи которых ложится подготовка к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзамена в высшие учебные заведения, что также является поводом для волнения.

«Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной и осознаваемой реальностью является внешний миркуда он проецирует и свою фантазию... Для юноши внешнийфизический мир — только одна из возможностей субъективного опытасредоточием которого является он сам... 14—15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событийа как состояния собственного “Я”» [5].

Открытие внутреннего мира, своей уникальности, неизбежно влечет за собой чувство одиночества и отрешенности от общества. Подросток начинает искать для себя подходящую социальную группу, к которой он мог бы себя причислить, становится более избирательным в общении. Подобные поиски тоже связаны с повышением тревожности у старших школьников, а чувство одиночество нередко перерастает в депрессивные состояния.

Подытожим, тревога у старших школьников – это переживание, вызванное волнением за себя, как за социальный объект, в случаях, когда под сомнения ставятся ценности, идентичность подростка или его представления о своем месте и положении в обществе.

Далее мы будем рассматривать возможные варианты помощи подростку в преодолении тревоги по каждой из выделенных нами ранее причин отдельно.

Первое, что мы рассмотрим – вопрос идентичности. Как мы уже заметили ранее, старший школьный возраст – это время осознания своей индивидуальности и поиска своей роли в обществе. Подростки начинают выделяться в отдельные малые группы по интересам и причислять себя к каким-либо глобальным, иногда даже мировым молодежным сообществам и субкультурам.

Важно поддерживать подростка в его увлечениях, относиться с пониманием к его поиску в стиле одежды, увлечениях и даже друзьях. Интересы и компании могут быстро меняться – и это нормально. Однако, стоит объяснить подростку значение и важность соблюдения правил этикета, субординации и дресс-кода. Обязательно стоит обращать внимание старшеклассника на причинно-следственные связи в данных вопросах, и не оперировать императивными запретами и утверждениями «так принято» или «так положено». Стоит поддержать подростка в поиске личного стиля одежды и искать компромиссные решения, при которых будут соблюдены и нормы и правила приличия, и подчеркнута индивидуальность личности старшего школьника.

Наиболее типично возникновение тревожности у старших школьников под воздействием учебной нагрузки.

Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют, по меньшей мере, три учебных четверти из четырех [3].

Важно соблюдать режим труда и отдыха. У старших школьников как минимум должен быть один полноценный выходной в неделю, в который они не заняты учебной деятельностью, и который желательно проводить в физически активно. Кроме того, важно подбирать учебную нагрузку и составлять учебное расписание и план ребенка в соответствии с его умственными и физическими способностями, учитывая уровень его учебных навыков и индивидуальные потребности здоровья. Все это отражается как на качестве усвоения учебного материала, так и на физическом и особенно психическом здоровье подростка.

Стоит уделить особое внимание подбору педагогов. Завышенные требования и ожидания со стороны педагога, могут также спровоцировать повышение тревожности у подростка.

Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося.

Очень часто, старшая школа (10-11 класс) связана у подростка также с имением коллектива, а порой даже образовательного учреждения. Здесь, как мы уже сказали, большую роль в уровне тревоги, играют отношения в социальной группе. Тревожные школьники могут оценивать группу сверстников, как ненадежную и давящую. Необходимость поиска своего места в новом коллективе, заведения новых знакомств и установления социальных связей также является мощным стрессовым фактором для старших школьников. А если меняется не только коллектив, но и ученое заведение, могут также возникать проблемы с ориентацией в новом здании, что тоже вызывает волнение у подростка.

В таких случаях может помочь вовлеченность ученика в школьную жизнь. Участие в общественной деятельности школы, помощь в проведении внеклассных мероприятий, поможет новому ученику установить хорошие отношения с учителями и администрацией школы. Кроме того, даст отличную возможность пообщаться с новыми одноклассниками в неформальной обстановке и проявить себя. Ученик, вносящий вклад в жизнь класса и школы, чувствует свою социальную значимость, состоятельность в деятельности, что утверждает его в новом коллективе, придает уверенности в себе и уменьшает уровень тревоги. Хорошие отношения с педагогами способствуют снижению стресса перед ответом на уроках, что позволяет проявлять ученикам свои умственные способности [1]. Ощущение интеллектуальной состоятельности также снижает риск возникновения тревожных состояний.

Важной составляющей для снижения уровня тревоги у старших школьников является и поддержка родителей. Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность. Стоит обращать внимание на качество знаний, а не оценки и результаты проверочных работ. Еще большее внимание стоит уделять расстановке приоритетов между учебой, физическим и психическим состоянием ребенка. В противном случае есть риск, что из тревожного подростка старшеклассник превратится в невротика с высшим образованием.

Здесь уместно вспомнить и об экзаменах. Обучение старших школьников все меньше нацелено на получение новых знаний и все больше на подготовку к выпускным и вступительным экзаменам. Помимо вышеупомянутых способов снижения стресса и уровня тревоги, важности поддержки подростка родителями, школой и обществом в целом, неизбежно встает вопрос о выборе дальнейшего направления обучения, профессии. Очень часто старшие школьники теряются в современном мире возможностей. Им сложно понять, чего они хотят. Кажется, что от сегодняшнего выбора зависит вся их дальнейшая жизнь, что тоже является фактором повышения уровня тревоги у старших школьников.

Важно объяснить ученикам, что сейчас есть множество возможностей переквалификации, получения второго и последующих высших образований и смены профессии, рода деятельности в любом возрасте. Обязательно нужно поддерживать подростка в том, что ему интересно сегодня, в том, чем он занимается с удовольствием. Однако, нередки случаи, когда старшекласснику ничего не интересно или увлечений настолько много, что определиться с выбором дальнейшего направления обучения без посторонней помощи невозможно. В такой ситуации стоит обратиться за консультацией к психологу, пройти тестирование на профессиональную ориентацию.

Последний фактор повышения тревожности, который будет рассмотрен в данной статье – это возрастные физиологические изменения. В период с 15 по 18 лет тело подростка претерпевает значительные изменения, что безусловно влияет на самооценку подростка. Не стоит недооценивать данную проблему, ведь даже взрослые с устойчивой психикой при резких изменениях во внешности испытывают психологический стресс. Например, редко какой женщине нравится её внешний вид после прохождения периода беременности и рождения ребенка. Тем более, когда речь идет об изменениях во внешности подростка, идентичность которого только формируется, а психика нестабильна и без того подвержена множеству вышеупомянутых стрессовых факторов.

Чтобы помочь подростку легче принять свой новый облик, важно подробно объяснять причины и следствия происходящих в его организме процессов, рассказывать и показывать примеры изменений на известных публичных личностях, личном опыте, поддерживать и подчеркивать, что его любят и ценят при любой внешности, хвалить изменения в стиле одежды, помогать подчеркнуть то, что подросток считает достоинствами своей новой внешности и скрыть то, что считает недостатками, одновременно с этим помогая принять «недостатки» и превратить их в «достоинства». Также важно учить старших школьников относиться внимательно к своему здоровью, соблюдать режим сна, питания, бодрствования и регулярных физических нагрузок. Как уже было упомянуто выше регулярный достаточный отдых, умеренные учебные и физические нагрузки способствуют снижению уровня тревожности у старших школьников.

В завершении хотелось бы кратко описать основные маркеры тревожных состояний у старших школьников:

  • Ухудшение соматического здоровья. Очень часто «беспричинные» головные боли, диарея, слабость, особенно в дни контрольных, свидетельствуют о повышенном уровне тревоги. Стоит обратить внимание на развитие навыков преодоления волнения и стрессовых состояний у подростка.

  • Чрезмерная усердность при выполнении учебных заданий. Стремление быть «отличником» во всех отношениях может являться признаком конфликта самооценки у старшего школьника [2].

  • Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Иногда, если что-то не получилось с первого раза, ученик отказывается выполнять задание совсем, в редких случаях приходит к выводу что ему «не дается» весь предмет в целом. Это тоже маркер конфликта самооценки и признак тревожности у старших школьников.

  • Отказ ходить в школу. Явный признак тревожности у подростка, который может быть вызван конфликтом с учеником, учителем или неуспеваемостью по предмету. В любом случае это верный признак того, что подросток чувствует себя в школе некомфортно и испытывает тревогу по этому поводу. Важно выявить причины и действовать в зависимости от них.

  • Агрессивность и раздражительность. Не обязательно являются признаками тревоги, однако под этими эмоциями подростки часто «маскируют» дискомфорт любого характера, как физический, так и психологический.

  • Снижение концентрации внимания и резкое ухудшение эффективности учебной деятельности также могут быть признаками тревожных состояний у старших школьников.

Шпаргалка по работе со старшими школьниками для взрослых (по материалам книги Е.Лютовой, Г. Мониной):

  • Хвалите ребенка даже за незначительный успех

  • Спрашивайте ребенка в середине урока

  • Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими. Только с его собственными достижениями (неделю, месяц, четверть назад)

  • Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования

  • Используйте на уроках визуальную поддержку

  • Снижайте количество замечаний

  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

  • Способствуйте повышению самооценки ребенка чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Наказывая ребенка, не унижайте его.

  • Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников.

  • По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

  • Избегайте длинных нотаций.

  • Старайтесь соразмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников.

  • Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.

  • По возможности выберите подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.)

  • Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).

Таким образом, в данной статье мы затронули и рассмотрели проблему тревожности старших школьников: мы дали определение тревожности и определили возрастные границы понятия «старший школьник», подробно рассмотрели причины повышения уровня тревожности у старших школьников, а также способы помощи тревожным подросткам и профилактики тревожных состояний. Провели всесторонний теоретический анализ данного вопроса и дали практические рекомендации по преодолению тревоги у старших школьников.

Список литературы

1. Гризодуб, Н. В. Педагогическая поддержка старших школьников с повышенным уровнем тревожности в учебно-воспитательном процессе / Н. В. Гризодуб, И. В. Сотникова // Северный регион: наука, образование, культура. – 2022. – № 1(49). – С. 16-23. – DOI 10.34822/2312-377X-2022-1-16-23.

2. Гризодуб, Н. В. К проблеме повышенной тревожности старших школьников в учебном процессе общеобразовательных организаций / Н. В. Гризодуб, И. В. Сотникова // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. – 2021. – № 3. – С. 178-182.

3. Зиновьева, И. И. Причины школьной тревожности в псевдолонгитюдном исследовании пятиклассников / И. И. Зиновьева, Е. И. Николаева // Комплексные исследования детства. – 2022. – Т. 4, № 2. – С. 76-82. – DOI 10.33910/2687-0223-2022-4-2-76-82.

4. Клиническая психология: словарь / [Агарков С. Т. и др.]; ред. Н. Д. Творогова. – Москва: PerSe, 2007. – (Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах). – ISBN 978-5-9292-0136-3

5. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1989. – 255 с. – (Психологическая наука - школе). – ISBN 5-09-001053-6.

Просмотров работы: 38