Плавание как способ оздоровления - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Плавание как способ оздоровления

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.В настоящее время физическое состояние и здоровье нации – является одной из важнейших составляющих перспектив развития нашей страны. Одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования человека является плавание [3].

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым [6].

Объекты и методы.Движение – это биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительный эффект от физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционированием внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений оптимизируется регуляция всех систем и органов человека. Существует большое количество форм и видов двигательной активности. Из этого множества есть все основания выделить оздоровительное плавание как одно из популярных и наиболее действенных средств двигательной активности, способствующее большому оздоровительному эффекту и имеющему к тому же прикладное значение [2].

Сердечно-сосудистая система. В связи с тем, что в воде пловец находится в горизонтальном положении, увеличивается давление воды на подкожное русло, включается в работу глубокое диафрагмальное дыхание, а так же у пловца тело находится во взвешенном состоянии, это облегчает венозный возврат крови к сердцу, что улучшает также и кровоток в артериальном русле. Пловец совершает в воде циклические движения. Такой вид работы способствует снижению систолического давления, физиологическому уряжению пульса, повышению эластичности сосудов, так же увеличивается ударный объем сердца. Систематические занятия оздоровительным плаванием провоцируют положительные сдвиги в работе сердечно-сосудистой системы: усиливается сократительная способность мышечной стенки сосудов, улучшается работы сердца; ускоряется транспорт крови, насыщенной кислородом. Это активизирует обменные процессы за счет быстрой доставки крови к периферии и внутренним органам.

Дыхательная система. Во время плавания активно включается в работу дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки, улучшается вентиляция легких, увеличивается жизненная емкость легких, повышается кислородная емкость крови. В дыхание включаются самые отдаленные участки легких, и в результате ликвидируются застойные явления в них. Очень важно во время занятий овладеть техникой плавания с задержкой дыхания, это развивает устойчивость организма к гипоксии.

Опорно-двигательный аппарат. Нахождение в воде во время плавания разгружает опорно-двигательный аппарат от вертикальных нагрузок за счет отсутствия давления веса тела, но увеличивает горизонтальные нагрузки, что способствует эффективному устранению нарушений осанки, расширяет двигательные возможности и содействует их развитию. У людей, регулярно занимающихся плаванием не один год, увеличивается подвижность в суставах. В процессе плавательной работы в воде вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Вегетативная нервная система. Оздоровительные силы воды в первую очередь положительно влияют на работу вегетативной нервной системы. Температура воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Ускоренное кровоснабжение улучшает работу мозга, увеличивает сосудистый тонус. Тем самым предотвращаются функциональные нарушения вегетативной нервной системы, её утомление, что снижает стресс занимающегося. Вода является механическим и температурным раздражителем, что влияет на обменные процессы организма студента. Благодаря воздействию воды, улучшаются обменные функции в нервной системе, что снижает риск её утомления и происходит её освобождение от вредных продуктов. Физические нагрузки, происходящие в воде, нормализуют показатели липидного обмена, что способствует снижению веса. Под влиянием воды развиваются компенсаторно-приспособительные реакции, повышается адаптация организма к окружающей среде и различным внешним раздражителям. Так же, нахождение в воде на занятиях оздоровительным плаванием, является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур [4].

Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят люди с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесенного полиомиелита, а стала победительницей трех Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошо научиться плавать может каждый [1].

Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании – не менее 20–30 минут суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию. Положительные результаты от одного тренировочного занятия оздоровительной направленности, повышающие готовность организма к новым нагрузкам, сохраняются от 2 до 3 суток. Поэтому для получения максимального тренировочного эффекта необходимо заниматься не менее двух-трех раз в неделю[5].

Обсуждение результатов.Проанализировав литературные источники,мы пришли к выводу, что плавание является популярным и наиболее действенным средством двигательной активности, способствующее большому оздоровительному эффекту.

Литература

1.Агеева, Г. Ф. Плавание / Г. Ф. Агеева, В. И. Величко, И. В. Тихонова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — С. 4-6.

2.Аикина, Л. И. Оздоровительное плавание : учебно-методическое пособие / Л. И. Аикина ; составитель Л. Ю. Башта. — Омск : СибГУФК, 2018. — С. 4-5.

3.Ветошкина, Е.А.Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы ХXIV Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 ноября 2020 г : материалы конференции / под реакцией Е. А. Ветошкиной. — Хабаровск : ДВГАФК, 2020. —С.223-232.

4.Войнова, Е. В. Формирование культуры здоровья у студентов транспортных вузов на основе средств и методов физической культуры и спорта : учебное пособие / Е. В. Войнова. — Москва : РУТ (МИИТ), 2021. — С.49-52 .

5.Никитина, Г. В. Развитие физических качеств и универсальных компетенций обучающихся посредством спортивных и прикладных способов плавания в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» : учебно-методическое пособие / Г. В. Никитина, Н. М. Дзюба, И. В. Богданова [и др.]. — Санкт-Петербург : ПГУПС, 2021. — С. 7-8.

6.Сунагатова, Л. В. Теория и методика плавания : учебно-методическое пособие / составители Л. В. Сунагатова, А. С. Шемереко. — Мурманск : МАГУ, 2022. — С.3-5.

Просмотров работы: 8