Импортозамещение агропромышленного сектора в России в условиях санкционного кризиса - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Импортозамещение агропромышленного сектора в России в условиях санкционного кризиса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В век информационных технологий, становления постиндустриального общества, когда развитие научно-технического потенциала выступает приоритетным направлением деятельности органов власти различных стран, всё ещё остро строит вопрос обеспечения продовольственной безопасности населения. Доступ к достаточному количеству продуктов питания можно рассматривать как самое основное из всех прав человека. Однако для сотен миллионов людей это право не соблюдается, как правило, по причинам, полностью не зависящим от них.

В конце 2021 года 41 миллион человек уже сталкивались с самыми серьезными уровнями голода и отсутствием продовольственной безопасности. За последние два года пандемия нанесла значительный урон агропромышленному сектору, углубив нищету, нарушив цепочки поставок продовольствия и повысив цены. Согласно индексу продовольственных цен ФАО, цены на сырьевые товары уже неуклонно росли и достигли рекордного максимума в феврале 2021 года, прежде чем можно было ощутить все последствия вторжения [1]. Сложная внешнеполитическая обстановка резко усугубила эту ситуацию, особенно потому, что и Украина, и Россия играли центральную роль в производстве основных продуктов питания и удобрений во всем мире. Вместе они формировали огромную долю мировой корзины хлеба и масла, обеспечивая, по крайней мере, 25 % мировых потребностей в пшенице, 20 % кукурузы и около 60 % мирового подсолнечного, сафлорового и хлопкового масла [6, с. 250−254]. Украина, которая была источником половины всех запасов пшеницы для Всемирной продовольственной программы в 2021 году, теперь объявила о запрете на экспорт зерна, а также сахара, соли и мяса. Объедините это с ростом цен на нефть и газ, и глобальная картина вызывает беспокойство. Список стран, сталкивающихся с серьезными продовольственными кризисами, становится все длиннее. Сирия, Ливан, Йемен, Нигер, Гаити, Южный Судан и так далее, и этот конфликт показывает, насколько глубоко связаны наши продовольственные системы.

В сложившихся условиях хозяйствования органы власти должны использовать различные стратегии для достижения более устойчивых результатов функционирования экономики страны. Так была создана модель импортозамещения, которая подразумевает стимулирование производства на местном уровне для удовлетворения внутреннего спроса, что способствует укреплению экономической стабильности. Вместо того, чтобы полагаться на импорт из-за рубежа, правительства могут поощрять развитие отечественных производственных отраслей, что потенциально может сократить зависимость от других стран и увеличить независимость в экономическом плане [4, с. 96−98].

Импортозамещение призвано создать рабочие места, снизить спрос на иностранную валюту, стимулировать инновации и сделать страну самодостаточной в таких важнейших областях, как продовольствие, оборона и высокие технологии. Эта модель реализуется в основном развивающимися экономиками, которые в течение длительных периодов времени зависели от развитых экономик. Она также известна как модель импортозамещающей индустриализации и является продуктом стратегии экономического развития, ориентированной на внутренний рынок [2, с. 85−86].

Как правило, страны предоставляют преференции в налогообложении, инвестициях и продажах. Для стимулирования развития местной промышленности, иностранный капитал может быть привлечен через создание компаний в партнерстве с местными компаниями, либо через сотрудничество с национальными предприятиями путем поставок материалов или передачи технологий. Дополнительно, правительства могут использовать разные методы для поддержки местных производственных отраслей, такие как увеличение тарифов, ограничения на импорт и контроль над иностранной валютой, чтобы конкуренция со стороны импорта была менее жесткой, или не смогла конкурировать с местными компаниями. В итоге, такие действия могут содействовать развитию национальной экономики и уменьшению зависимости от других стран [5, с. 107−108].

Около десяти лет назад российское правительство и законодатели начали принимать меры, направленные на увеличение внутреннего производства товаров и снижение зависимости страны от иностранных товаров. События, произошедшие в Украине ещё в 2014 году, еще больше усилили эти меры, поскольку стало более очевидным, что чрезмерная зависимость экономики страны от импортных товаров, которые могут быть в любой момент отрезаны санкциями, и подлежат обмену валюты, очень опасна для экономики страны.

В начале своей политики правительство России фокусировалось преимущественно на импортозамещении путём удаления иностранных товаров с российского рынка и введения определённых ограничений на их ввоз в страну для развития, главным образом, отечественного производства. Однако вскоре стало ясно, что для достижения устойчивых экономических результатов необходимо одновременно привлекать прямые иностранные инвестиции и стимулировать локализацию производства иностранных компаний в России.

В настоящее время слабый российский рубль, относительно дешевая и квалифицированная местная рабочая сила, свободный доступ на рынки СНГ, включая более глубокую интеграцию страны с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном, являющимися членами Евразийского экономического союза, а также стимулы, реализуемые российским правительством, сделали страну привлекательным местом для производства различных видов товаров [6, с. 250−254].

Санкции, наложенные США и Европой, не нанесли прямого ущерба отечественной сельскохозяйственной продукции, однако их воздействие почувствовалось косвенно. Большинство основных продуктов питания производятся на территории страны в объеме до 80 %, за исключением говядины и некоторых видов сырья для молочных продуктов. Кроме того, самая распространенная порода молочных коров – голштинская – не приживается в условиях России, и поэтому специалисты вынуждены поставлять ее из-за рубежа.

По данным, приведённым Росстат, большинство показателей производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ исполняются в полном объёме или даже перевыполняются при их ежегодном увеличении (таблица 1). Так, производство мяса крупного рогатого скота (говядина и телятина) парного, остывшего или охлаждённого в 2017 году составляло 205 тыс. тонн, тогда как в 2021 году – уже 305 тыс. тонн, в % 2021 к 2020 году – 120 %, то есть прирост на 20 %. В январе-октябре 2022 года наблюдалось небольшое уменьшение данного показателя – на 5,9 %. Значения производства свинины, мяса птицы, изделий колбасных растут ежегодно без каких-либо колебаний. Положительная тенденция складывается и по показателям кисломолочной продукции (молоко, сливки, масло сливочное, сыры). Например, производство сыра в 2021 году к 2020 выросло на 13,6 %, то есть на 78 тыс. тонн, производство сливок – на 22,2 % (43 тыс. тонн).

Исключение составляют рыбная продукция, продукты молочные сгущенные, где наблюдается небольшое отставание в 2021 году. Например, производство рыбы морской свежей или охлаждённой сократилось с 2020 по 2021 гг. на 123 тыс. тонн, молочных сгущённых продуктов на 46 тыс. тонн. Также за январь-октябрь 2022 года значительно уменьшилось производство фруктов, ягод и орехов (51,1 % к показателям января-октября 2021 года) и овощей и грибов замороженных (на 18,3 %).

Таблица 1 – Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации, тыс. тонн [3]

 

2017

2018

2019

2020

2021

2021 в % к 2020

Январь-октябрь 2022

Январь-октябрь 2022 в % к январю-октябрю 2021

Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания

205

227

242

254

305

120,0

238

94,1

Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания

56,7

71,4

67,0

84,3

94,8

112,4

82,0

113,6

Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания

2171

2415

2496

2826

2834

100,3

2507

107,2

Свинина замороженная, в том числе для детского питания

233

254

323

358

421

117,3

389

103,4

Мясо птицы охлажденное, в том числе для детского питания

3014

3070

3253

3275

3359

102,6

2786

102,1

Изделия колбасные

2259

2282

2282

2355

2448

104,0

2026

101,2

Рыба морская живая

112

154

127

163

159

97,8

140

117,6

Окончание таблицы 1

 

2017

2018

2019

2020

2021

2021 в % к 2020

Январь-октябрь 2022

Январь-октябрь 2022 в % к январю-октябрю 2021

Рыба морская свежая или охлажденная

855

847

827

884

761

86,2

631

99,5

Филе рыбное, мясо рыбы прочее (включая фарш) свежее или охлажденное

17,3

17,4

17,6

18,3

18,0

98,6

10,6

75,9

Овощи (кроме картофеля) и грибы замороженные

62,6

55,9

83,7

108

135

125,3

92,5

81,7

Фрукты, ягоды и орехи

15,6

16,8

22,2

28,2

44,8

159,3

32,8

51,1

Молоко

5390

5457

5378

5628

5687

101,0

4845

101,7

Сливки

133

150

163

195

238

122,2

203

104,7

Творог

486

501

468

487

497

102,1

385

93,7

Масло сливочное

270

267

269

277

283

101,9

264

112,5

Сыры

464

467

540

572

650

113,6

549

102,1

Продукты молочные сгущенные, млн усл. банок

837

806

717

717

671

93,7

552

98,1

Россия успешно обеспечивает себя мясом птицы, однако до 70 % необходимого количества яиц для разведения завозится из-за границы. Подобная ситуация складывается и с комбикормом: Россия производит свой собственный комбикорм, однако витаминные добавки закупаются за рубежом, главным образом в Европе. Оттуда же поставляются гибридные породы кур, которые отлично приживаются в условиях России и хорошо несутся. Отечественные производители яиц, в свою очередь, отмечают полное импортозамещение [1].

Санкции также оказывают воздействие на экспорт зерна, в связи с тем, что Черное море является одним из основных каналов поставок на мировой рынок. Однако, эксперты указывают на то, что самое серьезное последствие санкций – это поражение оборудования для сельского хозяйства. Наложенные запреты касаются высоких технологий, и многие чипы и микросхемы, необходимые для современного оборудования, попадают под запрет. Более того, проверенные годами поставщики теперь требуют стопроцентной предоплаты, что также напрягает бюджет многих агропроизводителей.

В связи со сложной политической и экономической ситуацией в мире вопросы, касающиеся состояния и развития агропромышленного комплекса, как никогда актуальны, так как одной из наиболее пострадавших от финансово-экономических санкций отраслью со стороны западных стран является именно агропромышленный комплекс РФ.

В Российской Федерации АПК, безусловно, является сложной мульти-функциональной структурой национальной экономики, в которой тесно взаимоувязаны между собой промышленное и сельскохозяйственное производство. Отличительной особенностью АПК является то, что индустриальный, прежде всего, автоматизированный и механизированный способ производства, сочетается с ручным, немеханизированным трудом, который занимает все еще значительную долю в этом секторе [5, с. 105−108].

Все отрасли агропромышленного комплекса взаимосвязаны друг с другом, поэтому для обеспечения эффективности всего сектора экономики в целом необходимо достичь эффективного функционирования его составных частей, т. е. каждой отрасли. Если не рассматривать запрет на импорт продовольствия в политическом контексте, то в целом он отвечает российской государственной политике по развитию собственного агропромышленного производства.

Отсутствие продовольственной безопасности – это ужасная реальность, с которой сталкиваются миллионы людей, но есть шаги, которые можно предпринять, чтобы улучшить качество жизни тех, кто в настоящее время страдает, и правительства могут играть ключевую роль в повышении продовольственной безопасности своих граждан.

Таким образом, продовольствие и мир неразрывно связаны, и как страна, имеющая опыт голода и конфликтов, Россия должна сыграть свою роль в решении этих двух бедствий. Продовольственная безопасность больше не касается 811 миллионов человек, которые голодают каждый день, и 41 миллиона человек, которым грозит голод, это касается всех нас. Налаживание процессов импортозамещения позволит России не допустить распространения пагубного влияния сложившейся ситуации на развитие агропромышленного комплекса страны.

Список использованных источников

1 Голод и отсутствие продовольственной безопасности. – Текст : электронный // Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых наций (ФАО) : официальный сайт. – 2021. – URL: https://www.fao.org/hunger/ru/ (дата обращения: 04.03.2023).

2 Кемейшо А.С. Перспективы импортозамещения в России в 2020−2021 годы / А. С. Кемейшо. – Текст : непосредственный // Современные вызовы экономики и систем управления в России в условиях многополярного мира. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов и магистрантов. – Санкт-Петербург : Скифия-Принт, 2020. – С. 85−91.

3 Показатели, характеризующие импортозамещение в России. – Текст : электронный // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) : официальный сайт. – 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 03.03.2023).

4 Таран И. Н. Импортозамещение как фактор развития экономики России на современном этапе / И. Н. Таран. – Текст : электронный // Молодой ученый.  – 2018. – № 45 (231). – С. 96−98. – URL: https://moluch.ru/archive/231/53689// (дата обращения: 04.03.2023).

5 Титова О. В. Импортозамещение: понятие, сущность, особенности / О. В. Титова, Н. А. Восканян. – Текст : непосредственный // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. − № 7 (57). – С. 105−108.

6 Угарова Е. И. Экономические санкции и их влияние на российскую экономику / Е. И. Угарова. – Текст : непосредственный // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, 2020. – С. 250−254.

Просмотров работы: 21