ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы эффективного управления муниципальным долгом в настоящее время становятся все более актуальными в России для муниципальных образований. Это объясняется постоянным ростом долговых обязательств муниципалитетов, вызванных значительным сокращением доходной базы местных бюджетов, изменением системы межбюджетных отношений [3].

Рассматривая муниципальный долг как комплексную категорию, выделяют его содержательные характеристики:

1) муниципальный долг, как экономическая категория. Представляет собой экономические отношения, возникающие между муниципальным образованием с одной стороны и юридическими или физическими лицами, с другой стороны, при которых муниципалитет выступает в роли заёмщика денежных средств. Как экономическая категория, муниципальный долг представляет собой механизм привлечения денежных ресурсов для покрытия возникающего дефицита местного бюджета;

2) муниципальный долг, являясь финансовой категорией, обладает способностью отражать рациональность и эффективность использования финансовых ресурсов муниципального образования;

3) муниципальный долг, будучи институт финансового права, рассматривается как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются «в процессе исполнения обязательств, возникающих из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств», установленных Бюджетным кодексом РФ, принятых на себя муниципальным образованием [3].

Структура муниципального долга состоит из следующих элементов:

1) Ценных бумаг муниципальных образований. К данной категории относятся муниципальные облигации, эмитируемые на различные сроки;

2) Бюджетных займов (выделение средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ на развитие муниципальной сферы, покрытие текущего дефицита и бюджетных разрывов);

3) Займов от специальных кредитных структур (банков, кредитных учреждений);

4) Гарантий муниципальных формирований [4].

На практике муниципальный долг представляет собой мощный инструмент, позволяющий государственным структурам и органам управления влиять на инвестиционную сферу деятельности, финансовый рынок, денежное обращение, уровень занятости, производство, организацию сбережений и прочие аспекты.

В соответствии с БК РФ, под управлением муниципальным долгом понимается деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение муниципальных долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования [1].

Сам процесс управления муниципальным долгом состоит из пяти этапов:

1) Проводится обоснование допустимых границ общего долга (внешнего и внутреннего), максимальных и минимальных объемов гарантий, а также лимитов заимствований. Одновременно с этим создается программа получения займа, продумываются виды, сроки и объемы кредита.

2) Создается программа по выпуску облигаций муниципального и государственного образца, принимается решение по поводу определенных параметров, сроков обращения, порядка выплаты, уровня доходности, условий размещения и так далее. Производится эмиссия ценных бумаг.

3) Осуществляется размещение долговых активов и контроль котировочных цен на вторичном рынке. Путем влияния на котировки можно регулировать эффективность займов и размер задолженности (внутренней и внешней).

4) Выполняются задачи, связанные с вычислением проблемных задолженностей. Если органы власти не могут обслуживать (возвращать) долги в установленное время, то начинается переговорный процесс с участием кредиторов по поводу пересмотра сроков погашения и графиков выплат.

5) Осуществляются выплаты с учетом графиков (написанных ранее или скорректированных) в отношении выплаты муниципальной задолженности.

В процессе управления муниципальным долгом решаются следующие задачи:

1) Использование муниципальных заимствований в таких объемах, которые дополнят доходы органов местного самоуправления до размеров, необходимых для обеспечения исполнения их финансовых обязательств;

2) Уменьшение стоимости долга с помощью удлинения срока заимствований, реструктуризации кредита, снижения доходности муниципальных ценных бумаг и т.д.;

3) Поддержание размера муниципального долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности;

4) Сохранение репутации муниципального образования как надежного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед кредиторами;

5) Обеспечение эффективности и целевого применения средств, оформленных в долг местными органами власти [5]

Стоит отметить, что в настоящее время в системе государственного и муниципального финансового менеджмента отсутствует единая методика анализа состояния государственного и муниципального долга. Существующие научные исследования носят узкий характер, затрагивая лишь некоторые аспекты состояния государственного и муниципального долга.

На основе изучения различных источников, посвященных анализу и управлению муниципальными финансами, можно сделать вывод, что оценка эффективности долговой политики муниципального образования должна базироваться на качественных и количественных характеристиках.

Создание эффективной системы управления муниципальным долгом в первую очередь требует оценки качества долговой политики.

Качественная оценка муниципального долга оценивается такими характеристиками как:

1) открытость и доступность для граждан информации о долговой политике муниципального образования;

2) соблюдение норм бюджетного законодательства

Стоит отметить, что в настоящее время бюджетное законодательство предусматривает ряд ограничений в части состояния муниципальных заимствований: предельный размер муниципального долга; предельный размер дефицита бюджета; предельный объема расходов на обслуживание муниципального долга.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели структуры муниципального долга (доля муниципальных гарантий, коэффициент привлечения долгосрочных займов, коэффициент эмиссии муниципальных ценных бумаг);

2) показатели стоимости муниципальных займов (уровень расходов по обслуживанию муниципального долга, средневзвешенная стоимость муниципальных займов);

3) показатели покрытия муниципального долга (коэффициент покрытия муниципального долга собственными налоговыми доходами, коэффициент покрытия муниципального долга местными налогами, уровень доступной долговой емкости бюджета) [3].

Стоит отметить, что Бюджетным кодексом РФ предусмотрена оценка долговой устойчивости муниципального образования. Данная оценка осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование подлежит финансовым органом субъекта Российской Федерации к одной из следующих групп заемщиков: с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости.

Отнесение муниципальных образований к группам заемщиков, является основанием для предъявления к ним требований, предусмотренных БК РФ [1].

Таким образом, под управлением муниципальным долгом понимается деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единой оценки, которая бы позволила комплексно (со всех сторон и в полной мере) оценить эффективность управления муниципальным долгом. Поэтому при проведении подобной оценки необходимо учитывать качественные и количественные показатели и характеристики.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023)

2. Арчинов А.О. Теоретические основы управления государственным долгом: сборник трудов конференции. // Научные исследования: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 334-336. – ISSN 2413-3957.

3. Боровая С.Л. Методологические основы оценки долговой политики муниципальных образований / С.Л. Боровая. – Текст: непосредственный // Сборник статей IV Международного научно-практического конкурса «Лучшая студенческая статья 2016». – 2016. – С. 188-193

4. Магомедова А.И. Сущность, структура, задачи и особенности управления муниципальным долгом / А.И. Магомедова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения. – 2018. – Т. 2. – С. 120-125

5. Шашкова О.С Управление государственным и муниципальным долгом / О.С. Шашкова, Н.А. Маркова. – Текст: непосредственный // Научные проблемы водного транспорта. – 2014. – №1. – С. 296-303

Просмотров работы: 39