АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Никитина О.Ю. 1, Румянцева О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Младший школьный возраст – время роста, набора знаний и появление новой социальной роли. Происходит адаптация к школьной среде, требованиям, и ребёнок учится учиться. Из-за большого количества детей в классе, появлением большой учебной нагрузки, что может вызывать стресс и конфликтность. Для решения конфликта необходимо знать причины и стадии развития, а также особенно протекания конфликтов в младшем школьном возраст.

Цель: проанализировать конфликтное поведение и его особенности в младшем школьном возрасте

Задачи:

1) Рассмотреть виды и причины конфликтного поведения учащихся младшего школьного возраста.

2) Проанализировать стадии развития конфликта.

3) Рассмотреть рекомендации для предотвращения конфликтов.

Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах [2]. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Виды конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт. У детей младшего школьного возраста данный вид может проявится при выборе взаимоисключающих вещей, которые в равной степени желанны; при несоответствие внешних требований и внутренней позиции или возможностей; при возникновении потребности и невозможности её удовлетворить и т.д.

2) Межличностный конфликт. Происходит в основном из-за столкновения личных мотивов, сопровождаются высокой эмоциональностью и задевает все стороны взаимоотношений между людьми.

3) Межличностно-групповой конфликт. Возникают из-за несовпадения индивидуальных или групповых норм поведения.

4) Межгрупповой конфликт возникает для борьбы за ограниченные ресурсы или сферы влияния [2]. То есть при столкновении интересов двух социальных групп.

Самый распространённый вид конфликтов в начальной школе – «ученик – ученик», так как большую часть своего времени они проводят со сверстниками, начиная с учёбы и заканчивая совместной прогулкой или походом в гости.

У младших школьников наиболее распространены конфликты лидерства за первенство в классе. Здесь могут быть как межличностные конфликты, так и конфликты лидерских группировок, т.е. межгрупповые. И конфликты во взаимоотношениях с одноклассниками, это связано с формированием морально-этнических критериев оценки сверстника и на основе этого требованиями к его поведению.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в развитии конфликта играют конфликтогены – это слова, действия, а также бездействие, которые могут привести к конфликту.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

– стремление к превосходству;

– проявления агрессивности;

– проявления эгоизма.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались родителями, которые применяли к детям физическое насилие.

В таких случаясь часто проявляется агрессия не как способ достижения цели, а как самостоятельный мотив поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

У младших школьников также наблюдаются конфликты на почве разноуровневой подготовки: «Я умею читать, а ты – нет!», по возрасту: «Я старше, поэтому помолчи!» и из-за разного пола: «Я мальчик, я сильнее!».

Из этого следует, что причины можно разделить на 2 группы:

– эндогенные (связанные с материальным положением семьи, социальным статусом ребёнка, а также отношение учителя к учащимся)

– экзогенные (связанные с особенностями нервной системы, его личное развитие и развитие его коммуникативных компетенций) [1].

Конфликт возникает при наличии следующих условий:

1) Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому путём оскорбления, физических действий, резких заявлений и т.д.

2) Второй участник осознает, что эти действия направлены против него.

3) Второй участник в ответ предпринимает активные действия для собственной защиты и против первого участника. Конфликт начался [3].

Педагогу в таком случае необходимо объективно оценить ситуацию, чтобы найти конструктивное решение. Но при возможности лучше заниматься профилактикой конфликтов в классе, что поможет избежать частых накалённых ситуаций во взаимоотношениях школьников.

Рассмотрим стадии развития конфликта:

1 стадия – предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появление напряженности в отношениях;

2 стадия – обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;

3 стадия – конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4 стадия – разрешение конфликта;

5 стадия – постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта [3].

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

– во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;

– стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

– стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

– участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;

– все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу [1].

Рассмотрим, как предотвратить конфликт:

– необходимо прививать ребенку нравственные ценности: духовность во многом определяет деятельность и поведение людей;

– заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина:

– умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;

– большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя – ее воздействие может проявляться в различных аспектах;

– стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками;

– положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Таким образом, в статье были рассмотрены виды конфликтов, их причины и профилактика. Можно сделать вывод, что регуляция психоэмоционального состояния будет одним из самых результативных и оптимальных способов предотвращения конфликтов или их решения, эти навыки управления собой и своими эмоциями пригодятся в жизни каждому человеку, и этому надо обучать в школе.

Список использованных источников

1 Динамика социальных конфликтов [Электронный ресурс] – Режим доступа : URL: http://www.sociocity.ru/scitys-842-3.html, свободный (дата обращения : 04.03.2023) – Загл. с экрана.

2 Конфликты в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – Режим доступа : URL: https://infourok.ru/konflikty-v-mladshem-shkolnom-vozraste-4983838.html, свободный (дата обращения : 03.01.2023) – Загл. с экрана.

3 Cулимова, Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов: [Текст] - М.: Институт практической психологии, 1996 -171 с.

Просмотров работы: 146