В настоящее время остро стоит вопрос двигательной активности современных школьников. С появлением гаджетов (телефон, компьютер) они всё меньше времени уделяют прогулкам, тренировкам. В первую очередь, из-за частого пользования гаджетами страдают осанка и глаза. Так как двигательная активность снижается до минимума, мышечный корсет ребенка не загружается, что может грозить частыми травмами.
Флорбол – это командный вид спорта, в котором противодействуют друг другу две команды. Суть игры, забросить больше мячей, чем соперник. Играют в спортивном зале с флорбольными клюшками и мячами. Мячи имеют 26 дырок для создания лучшей аэродинамичности. [2]
Занятия флорболом для детей и подростков имеют оздоровительную направленность и комплексно воздействию на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая уровень функционирования сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем растущего организма человека. Занятия флорболом влияют на укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение устойчивость организма к неблагоприятным условиям и повышение уровня работоспособности детей.
Флорбол – это командный вид спорта, который на начальном этапе не требует большой подготовки. Тем не менее, он очень динамичный, так как играют много человек и есть возможность отдыхать во время игры. Чаще всего, на игре 5 полевых игроков проводят на площадке 1 минуту, затем их меняет другая пятёрка, чтобы была возможность восстановиться. Флорбол развивает почти все физические качества. В первую очередь это скорость и координация. На скорости необходимо вести мяч, «держа» его на клюшке и обводить соперников или же обороняться и забирать мяч у соперника, это требует и определённого уровня координированности движений. Так же флорбол развивает силу. У ведущих флорболистов мира скорость мяча при броске достигает 190 км/ч., это достигается благодаря силе, которая была приложена во время броска. Во время отбора мяча у соперника или сохранения его у себя необходимо уметь поставить корпус тела так, чтобы соперник не мог дотянуться клюшкой до мяча, для это так же необходимо прилагать усилия в силовой борьбе. Эластичность мышц развивается прежде всего у вратарей команды. Всю игру 3 периода по 20 минут вратари стоят на коленях и часто им приходится садиться на шпагат, чтобы «оставить ворота сухими».
В нашем регионе флорбол считается динамично развивающимся видом спорта. Сборные команды области на регулярной основе становятся чемпионами России по данному виду спорта, как старшие команды, так и команды юниоров. Много команд формируются ещё в детском саду. Так же среди школьников проводятся спартакиады по флорболу, на данный момент, в этом году в спартакиаде приняли участие 4 команды среди девочек и 6 команд среди юношей. Столь маленькие цифры обусловлены тем, что в школах не реализуется рабочая программа по вижу спорта флорбол. 23 июня 2022 года была одобрена примерная рабочая программа по флорболу, автором которой выступил Быкоа А.В. (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) и рекомендована к применению. Так как программа начала работать только с сентября 2022 года, ещё немногие школы внедрили её в свою рабочую программу, но таких школ становится всё больше. С течением времени, количество школ, реализующих данную программу будет возрастать, а значит большее количество детей смогут познакомиться с данным видом спорта.
На занятиях физической культурой детям часто неинтересно или же тяжело выполнять физические упражнения для развития физических качеств. Тогда внедрение флорбола в школа позволит вызвать интерес у школьников к занятиям, через игру они так же смогут развивать физические качества. Для развития личностных качеств обучающихся психологи рекомендуют занятия командными видами спорта. Флорбол, как средство воспитания, располагает к этому и формирует у занимающихся чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми качествами (смелость, решительность, инициатива, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, а также развитие способности управлять своими эмоциями). [4]
Таким образом, флорбол как вид спорта, представляет собой огромный потенциал для использования его характерных особенностей для общего и дополнительного образования, физического воспитания и общего развития обучающихся. Даже если в дальнейшем обучающийся не выберет спортивную карьеру, приобретённые качества будут полезны для достижения высоких результатов не только в спорте, но и в жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Учебное пособие / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864 с.
2 Загорский Б.И. Физическая культура: практическое пособие / Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Высш. шк., 1989 – 383 с.
3 Физическая культура в образовательном пространстве России : состояние, тенденции и перспективы : сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Герценовские чтения» : сборник научных трудов / под общ. ред. А. В. Зюкина, В. С. Кунарева, М. В. Габова, Л. Н. Шелковой. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - 391 с.
4 Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека: Пособие/ В.В. Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 53 с.