Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента. Физическое воспитание, осуществляемое с учетом физкультурно-спортивных интересов студентов, способствуют положительной динамике показателей физического развития, уровня здоровья, мотивационной сферы и учебной деятельности студентов. Очень важно развивать двигательные качества своевременно и правильно.
В статье ставится задача изучить динамику показателей ОФП и оценить эффективность учебно-тренировочных занятий студентов 3 курса.
Целью данного исследования служило экспериментальное обоснование эффективности занятий физическими упражнениями, а также сравнение итоговых показателей с входными данными.
Основные задачи со стороны студента включали в себя постоянное посещение занятий и систематическое выполнение упражнений, включенных в программу, а также внесение данных о показателях до и после проведения исследования.
В данном исследовании участие принимали 5 девушек и 5 юношей. Исследование длилось 9 месяцев (1 учебный год). Занятия физической культурой проходили 2 раза в неделю и состояли из следующих упражнений в рамках ОФП:
Горизонтальные жимы: отжимания от пола на коленях, стандартные отжимания от пола, жим штанги лежа;
Упражнения для укрепления мышц живота: скручивания лежа, подъем корпуса на наклонной скамье, планка;
Коленно-доминантные упражнения: приседания на двух ногах, выпады вперед;
Тазово-доминантные упражнения: становая тяга, ягодичный мостик двумя ногами, ягодичный мостик одной ногой;
Кардио-упражнения: прыжки со скакалкой, упражнения на степ платформе, челночный бег, бег на беговой дорожке.
Для оценки текущего состояния все студенты прошли исходное тестирование по показателям силовой, беговой подготовленности и выносливости. В конце девятимесячного цикла (1 учебный год) испытуемые были повторно протестированы по указанным тестам.
Для оценки выносливости студентов 3 курса были проведены 5 тестов. Подъем туловища, горизонтальные жимы (у юношей стандартные отжимания, у девушек отжимания от пола на коленях), приседания на двух ногах и подтягивания (у юношей стандартные подтягивания на перекладине, у девушек на низкой перекладине).
Проведено тестирование всех занимающихся индивидуально на максимально возможное число повторений в пределах заданного времени по тем упражнениям, которые были избраны в качестве средств общей физической подготовки. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика показателей выносливости у студентов 3 курса.
Показатель/ сравнение |
Вес/рост До-после |
Кол-во подъемов туловища в мин. До-после |
Кол-во отжимай от пола в мин. До-после |
Кол-во приседаний в мин. До-после |
Кол-во подтягиваний на перекладине в мин. До-после |
Время в планке в мин. До-после |
1 девушка |
40/160-45/161 |
30-44 |
15-27 |
38-48 |
10-17 |
0.30-1.05 |
2 девушка |
52/176-58/176 |
27-45 |
10-22 |
40-53 |
7-16 |
0.25-1 |
3 девушка |
60/155-53/157 |
29-50 |
10-19 |
45-60 |
13-21 |
0.40-1.20 |
4 девушка |
45/158-47/158 |
30-55 |
12-22 |
37-49 |
9-24 |
0.30-1.10 |
5 девушка |
55/179-56/179 |
43-58 |
18-30 |
43-54 |
11-19 |
0.50-1.30 |
6 юноша |
66/172-67/172 |
47-59 |
42-55 |
35-44 |
20-42 |
0.50-1.40 |
7 юноша |
72/180-75/180 |
32-49 |
26-43 |
25-39 |
15-30 |
1.00-1.50 |
8 юноша |
76/176-69/177 |
35-52 |
34-49 |
27-40 |
21-38 |
1.10-1.40 |
9 юноша |
90/181-81/181 |
45-57 |
40-50 |
32-42 |
17-36 |
0.45-1.35 |
10 юноша |
84/173-74/173 |
38-58 |
27-42 |
32-45 |
19-40 |
0.45-1.30 |
Для оценки силовых показателей студентов 3 курса было проведено 3 теста: приседания со штангой, жим штанги лежа и становая тяга. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика показателей силовой подготовки у студентов 3 курса.
Показатель/ сравнение |
Приседания со штангой, кг До-после |
Жим лежа, кг До-после |
Становая тяга, кг До-после |
1 девушка |
10-22 |
3-10 |
5-10 |
2 девушка |
15-25 |
5-11 |
15-25 |
3 девушка |
17-30 |
3-15 |
20-27 |
4 девушка |
12-20 |
7-13 |
13-17 |
5 девушка |
15-20 |
6-15 |
10-17 |
6 юноша |
25-33 |
16-25 |
15-22 |
7 юноша |
22-30 |
20-31 |
27-32 |
8 юноша |
20-30 |
10-23 |
30-35 |
9 юноша |
26-45 |
16-27 |
25-30 |
10 юноша |
30-42 |
13-23 |
13-25 |
Для оценки быстроты студентов 3 курса было проведено 3 теста: челночный бег, бег на дистанцию 100 метров, также бег на дистанцию 3 километра для мужчин и 2 км для девушек. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика показателей быстроты у студентов 3 курса.
Показатель/ сравнение |
Челночный бег, сек До-после |
Дистанция на 100м, сек До-после |
Дистанция на 2-3 км, мин До-после |
1 девушка |
11,4-9,37 |
17,35-16,4 |
13,1-12,15 |
2 девушка |
10,25-8,9 |
19,48-18,2 |
12,56-10,41 |
3 девушка |
9,9-8,49 |
20,00-17,8 |
16,37-13,08 |
4 девушка |
9,32-7,8 |
18,1-17,25 |
18,49-15,43 |
5 девушка |
11,36-8,21 |
17,7-16,29 |
14,3-12,87 |
6 юноша |
10, 8-8,6 |
15,51-14,1 |
18,24-15,32 |
7 юноша |
9,7-7,4 |
17,4-16,2 |
14,3-13,05 |
8 юноша |
10,6-8,49 |
14,73-13,3 |
17,46-14,3 |
9 юноша |
8,5-6,43 |
16,78-13,6 |
13,57-12,28 |
10 юноша |
8,91-7,8 |
13,84-12,47 |
13,28-12,00 |
Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что показатель массы тела, частично вошел в норму, также можно сказать о количественном увеличении всех основных показателей быстроты, силы и скоростной выносливости студента. Помимо результата количественных показателей, можно отметить улучшение общего эмоционального состояния студента, усиление сосредоточенности и концентрации внимания.