Функциональное состояние учащихся поддерживается рядом систем регуляции организма. Известно, что наиболее чувствительной к изменениям функционального состояния всего организма является сердечно-сосудистая система. Ритм и сила сердечных сокращений быстро отзываются на изменение среды и используются для характеристики уровня адаптации и стресса.
Проведение функциональны проб, позволит проследить за изменениями в работе организма, вызванными применяемыми методами упражнений, что также поможет оценить, насколько физическая активность соответствует возможностям человека.
Целью исследования является оценка функционального состояния студентов одной возрастной группы (20-21 год) в течение 1 учебного года (3 курс) во время активного учебного процесса на основе анализа параметров вариабельности сердечного ритма.
Для оценки степени воздействия тренировочной нагрузки на организм обычно проводится оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая осуществляется пальпаторным методом исследования пульса, который позволяет выявить изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также измерением артериального давления. Помимо этого в качестве функциональных проб возьмем пробу Штанге (задержка дыхания на вдохе) и проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).
Урок физкультуры проходит 1 раз в неделю. Учащимся будут предложены следующие упражнения:
Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин. Для начинающих бегунов это основное и единственное средство тренировки.
Приседания – 20 приседаний за 40 с.
Прыжки на скакалке. Продолжительность одного цикла прыжков со скакалкой – около 5 минут, а время отдыха между циклами – 40-60 секунд. За занятие – 2-3 цикла.
Функциональны пробы снимались через 10 минут после выполнения предложенного комплекса. Полученные в ходе работы показатели указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Функциональные показатели в начале и в конце учебного года
Семестр учебного года |
№ Студента |
ЧСС, уд/мин |
АД, мм рт.ст |
Гипоксические пробы |
|
Штанге, сек |
Генчи, сек |
||||
Начало учебного года |
|||||
I семестр |
1 |
92 |
146 |
52 |
26 |
2 |
79 |
145 |
58 |
27 |
|
3 |
86 |
156 |
49 |
21 |
|
4 |
94 |
148 |
38 |
16 |
|
5 |
103 |
139 |
62 |
28 |
|
6 |
75 |
167 |
54 |
25 |
|
7 |
82 |
146 |
49 |
19 |
|
8 |
85 |
132 |
61 |
29 |
|
9 |
93 |
124 |
58 |
24 |
|
10 |
89 |
152 |
55 |
25 |
|
Конец учебного года |
|||||
II семестр |
1 |
76 |
128 |
60 |
30 |
2 |
63 |
130 |
63 |
33 |
|
3 |
74 |
124 |
56 |
28 |
|
4 |
82 |
135 |
49 |
24 |
|
5 |
86 |
118 |
69 |
32 |
|
6 |
61 |
124 |
61 |
29 |
|
7 |
70 |
126 |
56 |
25 |
|
8 |
72 |
116 |
68 |
33 |
|
9 |
76 |
110 |
64 |
27 |
|
10 |
68 |
125 |
63 |
29 |
По результатам таблицы можно увидеть, что комплексный подход к решению проблемы физической подготовленности студентов за счет привлечения их к систематическим занятиям оказывает благотворное влияние на здоровье, функциональное состояние, физическую подготовленность. Можно сделать вывод, что все методики определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы очень важны и используются в современном мире для оценки состояния здоровья человека. Таким образом, функциональное состояние обследованных, в целом, является хорошим, а сердечно сосудистая система обладает значительными резервами у большей части студентов, принимавших участие в обследовании.