ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

Малышев Р.А. 1, Букланова Ю.Э. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. За последние два десятилетия взаимосвязь между физкультурно-спортивной деятельностью и психологическим благополучием привлекла внимание научного сообщества. Многочисленные исследования показали, что между обеими переменными существует прямая связь. Кроме того, было установлено, что все виды физкультурно-спортивной деятельности способствуют положительному психологическому благополучию независимо от среды, в которой они выполняются. В частности, регулярно выполняемая физическая активность связана с высоким уровнем удовлетворенности жизнью, качеством жизни и счастья, а также развитием структур и ресурсов для получения удовольствия от стабильной и сбалансированной жизни. В свою очередь, выполнение физической активности посредством частых и регулярных спортивных программ или самостоятельных занятий связано с улучшением не только самочувствия, но и психического здоровья, автономии, памяти, образа тела, оптимизма, эмоциональной ясности и умственной гибкости [2, c. 481].

Однако, польза физической активности для психологического благополучия зависит от отношения и поведения людей к физической активности и спорту. Позитивное отношение и поведение к физической активности определяют восприятие людьми собственного здоровья и психологического благополучия [1, c. 87]. В связи с этим положительные отношения, основанные на показателях настойчивости, психологического благополучия и самоэффективности, порождают комбинацию, которая способствует личностному росту и повышает удовлетворение за счет усилий, прилагаемых при выполнении физической активности.

Физическая культура, бесспорно, оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние студентов. Регулярные занятия спортом снижают уровень стресса и тревожности, что повышает эффективность учебы и улучшает настроение. Физическая активность также помогает студентам бороться с депрессией и улучшает самооценку. Кроме того, занятия физической культурой способствуют выработке дисциплины, настойчивости и целеустремленности, что важно для развития личности студента [5, c. 244].

Исследования отечественных авторов подтверждают положительное влияние физической культуры на психологическое состояние студентов. Например, Миндубаева Ф.А. и Харисова Н.М. (2019) выявили, что регулярные занятия физической культурой улучшают психологическое состояние студентов и снижают уровень тревожности и депрессии. Также было отмечено, что студенты, занимающиеся спортом, имеют более высокий уровень самооценки и уверенности в себе [5, c. 245]. Другие исследования, проведенные Мельниковой О. А (2015), показали, что занятия физической культурой способствуют развитию лидерских качеств и формированию целеустремленности у студентов. Также было отмечено, что физическая активность помогает справляться со стрессом и повышает уровень работоспособности [4, c. 170]. Исследование таких авторов, как Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. (2019) подтвердило, что занятия физической культурой улучшают настроение и способствуют формированию позитивного отношения к жизни у студентов [3, c. 78].

Мировые исследования также подтверждают позитивные аспекты физической культуры и спорта. Например, исследование, проведенное в США (Abbott, R., Ploubidis, G., Huppert, F., Kuh, D, 2018), показало, что занятия йогой и медитацией улучшают психическое здоровье студентов и помогают справляться со стрессом [7, c. 357]. Исследование, проведенное в Канаде (Berzonsky M.D., 2018), выявило, что занятия физической культурой улучшают самооценку и уверенность в себе у студентов, а также способствуют формированию социальных навыков и укреплению социальных связей [8, c. 145]. В европейском исследовании было показано, что физическая активность улучшает психологическое здоровье студентов и помогает снизить уровень тревожности и депрессии [7, c. 358].

Физическая активность является наиболее популярной из всех видов деятельности, которым молодые люди посвящают свое свободное время. Более того, это практика, которую молодые люди связывают с восприятием самоопределения и высоким уровнем удовлетворенности. Они считают физкультурно-спортивную деятельность положительным аспектом своей жизни из-за ее способности продвигать ценности, связанные с их психологическим благополучием, наряду с расслаблением, ответственностью, приверженностью делу и личным удовлетворением. Точно так же участие в спортивных мероприятиях, особенно в командных или индивидуальных соревнованиях, очень популярно среди молодежи. В различных исследованиях сообщается о преимуществах этих занятий в подростковом возрасте для развития самооценки, улучшения социальных навыков и самооценки. Точно так же спорт ведет к приобретению жизненных навыков и здоровых привычек, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения [3, c. 73]. Согласно рекомендациям ВОЗ, физическая активность должна быть включена в ежедневный распорядок студентов ВУЗов. Рекомендуется проводить занятия физической культурой не менее 150 минут в неделю, включая умеренную и интенсивную физическую активность. Также рекомендуется включать в программу занятий элементы йоги, медитации и других видов релаксации, которые помогают справляться со стрессом и улучшают психическое здоровье студентов. Важно также обеспечить доступность спортивных сооружений и оборудования для студентов, а также проводить информационную работу о пользе физической активности для здоровья и психологического благополучия [6].

Цель исследования – определить влияние физической культуры на уровень психологического состояния студентов.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 37 студентов Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова в возрасте от 18 до 21 года. Средний возраст участников исследования составил 19±0,6 лет. Все студенты проходили занятия по традиционной программе.

Для исследования влияния физической культуры на психологическое состояние студентов был выбран тест «САН», названный по первым буквам слов «самочувствие», «активность», «настроение» предназначен для определения функционального состояния человека. «САН» представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что исследуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Необходимо соотнести свое состояние со шкалой каждой пары признаков. Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам – «самочувствие», «активность», «настроение». Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту. Полученная по каждой шкале сумма позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу:

<30 баллов – низкая оценка;

30-50 баллов – средняя оценка;

> 50 баллов – высокая оценка.

Тестирование студентов выполнялось в начале и в конце первого семестра обучения. Обработка результатов исследования, полученных в ходе экспериментальной части, осуществлялась с помощью методов математической статистики. Рассчитывались: среднее арифметическое значение (Х), ошибка средней арифметической (m). Достоверность различий рассчитывалась с помощью t-критерия Вилкоксона.

Результаты исследования и обсуждение. Определение психоэмоционального состояния студентов до и после занятий физической культурой проводили с помощью сравнения данных первичного обследования и заключительного обследования. Результаты до начала исследования и после представлены в таблице 1

Таблица 1 – Сравнительные показатели психоэмоционального состояния (в баллах) до и после проведения эксперимента

Показатели

Результаты

Разница

t-критерий Вилкоксона

(tкр=3,01)

р

До эксперимента

После эксперимента

абс. ед.

%

Хср

±Ϭ

Хср

±Ϭ

САН

Самочувствие

24

0,02

31,33

0,02

7,33

23,3

32,1

<0,01

Активность

23,78

0,02

40,33

0,01

16,5

41

34,7

Настроение

26,78

0,01

39,9

0,01

13,1

32,8

33,2

Анализ результатов исследования позволил установить, что показатели теста САН после эксперимента достоверно улучшились в сравнении с началом исследования (р<0,01). Улучшение показателей самочувствия, активности и настроения студентов свидетельствует о положительном влиянии физической культуры на уровень психологического состояния (рис.1.).

Рисунок 1 – Сравнительные показатели теста САН до и после проведения эксперимента

Проведенное исследование позволило установить, что физическая культура положительно влияет на следующие аспекты психологического благополучия:

1. Снижает уровень стресса. Физические упражнения помогают снизить уровень стресса и тревожности, которые могут возникнуть во время учебы или экзаменов;

2. Улучшает настроение. Физические упражнения способствуют выделению эндорфинов - гормонов счастья, которые улучшают настроение и повышают уровень энергии;

3. Улучшает концентрацию. Занятия физической культурой помогают улучшить концентрацию и способность к фокусировке внимания, что может быть полезным для студентов во время учебы;

4. Улучшает сон. Физические упражнения помогают расслабиться и улучшить качество сна, что может быть особенно полезным для студентов, которые часто страдают от бессонницы.

Отсюда следует, что физическая культура – важная дисциплина в учебной деятельности студентов ВУЗов.

Физкультурно-спортивная деятельность должна использоваться в стратегиях взаимодействия с молодыми людьми, учитывая возможности, которые они предоставляют для общения, а также установления контактов и установления контактов с людьми, имеющими общие интересы. Занятия физическими видами спорта являются идеальным ресурсом для развития самооценки, обучения и развития социальных навыков, способствующих социальной интеграции, соответствующих стратегий управления эмоциями, ценностей, способствующих принятию на себя ответственности, способности принимать решения, терпимости к разочарованиям и развитие жизнестойкости.

Для того чтобы физическая культура повышала психологическое состояние студентов, она должна основываться на социальных отношениях, которые поощряют автономию, участие, а также структурируют деятельность. Именно преподаватели, ответственные за развитие данных качеств у студентов, должны быть обучены таким аспектам. В свою очередь, такие программы должны предлагать молодым людям возможности для развития компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, а также для оценки и осмысления своих ценностей и долгосрочных целей.

Кроме того, особой популярностью среди студентов пользуются следующие методы физической культуры, которые эффективно повышают психологическое состояние:

1. Йога и медитация: эти практики помогают снять напряжение и улучшить концентрацию, а также снизить уровень стресса и тревожности;

2. Аэробные упражнения: улучшают кровообращение и кислородопотребление, что помогает повысить настроение;

3. Силовые тренировки: помогают укрепить мышцы и повысить уровень эндорфинов в организме, что способствует улучшению настроения и снижению стресса;

4. Танцевальные занятия: позволяют не только улучшить физическую форму, но и повысить настроение и снизить уровень психоэмоционального напряжения;

5. Спортивные игры: способствуют не только совершенствованию физической формы, но и развивают командный дух и социальные навыки.

Заключение. Физическая активность является ключевым источником ценного досуга молодежи, который обладает высоким потенциалом для обеспечения их позитивного психологического благополучия и, следовательно, способствует их самореализации и личному удовлетворению. Учитывая, что молодые люди придают большое значение досугу в своей повседневной жизни, поощрение физической активности может способствовать стимулированию аспектов психологического благополучия, в которых они преуспевают (положительные отношения с другими людьми и личная жизнь) и укреплять других, в которых они отстают (самопринятие, автономия). Проведенное исследование позволило установить, что физическая культура достоверно повышает такие показатели, как: настроение, активность, самочувствие.

В целом, физическая культура имеет большое значение для здоровья и развития нации. Она помогает сохранять физическое и психическое здоровье, развивать спортивные достижения и повышать качество жизни. Поэтому в нашей стране уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта во всех сферах жизни.

Список литературы:

Бичев В.Г. Влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние студента // Международный журнал гуманитарных и специальных наук. 2019. №41. С.87-94.

Кардаков Л. Д. Влияние физической активности на психологическое состояние студентов Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера // Молодой ученый. 2022. № 50 (445). С. 481-484.

Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 7-2. С. 78-91.

Мельникова О. А. Влияние занятий физической культурой на психофизиологическое состояние студентов / О.А. Мельникова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2015. № 3 (139). С. 170–172.

Миндубаева Ф.А., Харисова Н.М. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 244-248.

Физическая активность среди студентов // Всемирная организация здравоохранения. 2022. [Электронныйресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity

Abbott R., Ploubidis G., Huppert F., Kuh D., and Croudace T. An evaluation of the precision of measurement of ryff’s psychological well-being scales in a population simple //Soc. Indic. Res. 2018. Vol. 97.P.357-373.

Berzonsky M.D. Mediational role of identity commitment in relationships between identity processing style and psychological well-being // J. Happiness Stud. 2017. Vol. 23. P. 145–162.

Просмотров работы: 248