Понятие слова «семья» имеет глубокие исторические корни и выполняет важные социальные функции, а также оказывает особое воздействие на жизнь человека, его ценности и убеждения. Экономическая и хозяйственно-бытовая функции, репродуктивность и воспитание, защита и социализация – это те функции, которые выполняет семья, как социальный институт.
К сожалению, в настоящее время не все семьи в силах справится с данными функциями. Такие семьи называют неблагополучными семьями В современных условиях общества большую актуальность приобретают социальные проблемы неблагополучных семей, проживающих в сельской местности. По статистике, в большинстве случаев, в этих семьях воспитываются несовершеннолетние дети.
Условия проживания в селе отличаются от городского: отсутствие работы, ветхое жильё, низкий уровень образования, отсутствие транспорта, социокультурных учреждений. Именно поэтому специалисту по социальной работе нужно определить конкретную социальную ситуацию, которая требует свои определённые методы, способы решения и формы социального участия.
Работа с неблагополучной сельской семьей предполагает инновационные технологии социальной работы, которые будут направлены на гармоничное функционирование семьи в обществе. Нужно знать представление ее членов о жизни, их отношение к себе, другим людям и миру в целом. Из этого знания будут вытекать первоочередные задачи и ход всей работы специалиста.
Проблемы технологизации социального пространства в настоящее время становятся все более актуальны. Существует две формы инновационных технологий. К первой форме относятся различные программы и документы. Второй формой являются социальные процессы, которые развиваются во взаимосвязи с данными программами [3].
Одной из инновационных технологий социальной работы с неблагополучными семьями является технология «Социально-образовательный лифт». Данная технология реализуется на территории Российской Федерации. Идея заключается том, что проблема социальной мобильности в обществе является ключевой, так как у многих отсутствует возможность для смены социального слоя. Как правило, самостоятельно решить проблему «социального лифта» семья не может, поэтому процесс распад семей и деградация её отдельных личностей идет быстрее. Основной целью технологии «Социально-образовательный лифт» является улучшение эффективности социальной работы с неблагополучными семьями, а также в поддержке и помощи таким семьям.
Технология «Интенсивная семейная терапия». Главной задачей данной технологии являетсяпродуктивное применение внутреннего потенциала семьи и каждой ее личности для решения трудных жизненных проблем и укрепления семейных отношений. Технология осуществляется путём работы специалиста по социальной работе и разработку специальных социальных программ реабилитации семей и её членов.
Следующей инновационной технологией является «Работа с сетью социальных контактов». Технология основана на опыте зарубежных специалистов социальной работы с неблагополучными семьями через установку дальнейшего контакта с семьей. Если семья не в силах самостоятельно восстановить связь с социальными институтами без специализированной помощи, то работа специалистов социальных служб заключается в применении сетевого метода работы с семьей.
Для решения проблем неблагополучных семей специалисты социальной работы оказывают различные виды услуг, среди которых: 1) психолого-педагогическая работа с семьей (психологическое консультирование, посредничество в конфликте, организация групп само- и взаимопомощи и т. п.); 2) социально-правовая помощь (в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, оформлении субсидий, пособий и пр.); 3) содействие обучению и развитию ребенка в семье (устройство в ДОУ, получении переобучения и дополнительного обучения); 4) содействие в защите здоровья и оздоровление ребенка (предоставление лекарственных средств для ребенка, медицинское обследование, уход и др.); 5) сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребенка (представление интересов ребенка перед социальными и другими институтами и различными органами власти); 6) вовлечение родственников и других лиц в заботу о ребенке (содействие в оформлении документов на опеку/попечительство). [4]
В последние годы растут показатели разводов, обесценивание брака и семьи, что подтверждается статистикой разводов за последние пять лет (табл. 1) [4].
Таблица 1 Сравнительная статистика браков и разводов за 2017-2021 гг.
Год |
Количество браков |
Количество разводов |
Процентное соотношение |
2017 |
1049735 |
611436 |
58,2 |
2018 |
893039 |
583942 |
65,3 |
2019 |
950167 |
620730 |
65,3 |
2020 |
770857 |
564704 |
73,3 |
2021 |
923550 |
644209 |
69,6 |
Как видно из таблицы с каждым годом количество разводов к количеству браков увеличивалось. Учитывая то, что количество зарегистрированных браков в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, увеличилось на 16,5%, то количество разводов сократилось всего на 3,7%.
Усугубление социальной дифференциации общества количество семей, находящихся на грани нищеты, сокращается. Об этом свидетельствует снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по России за последние годы (табл. 2)
Таблица 2 Численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России за 2017—2021 гг. (%)
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Доля населения (%) |
12,9 |
12,6 |
12,3 |
12,1 |
11 |
Таким образом можно сделать вывод, что семейное неблагополучие порождает большое количество проблем, которые отражаются на человеке любого возраста. Всё это приводит к необходимости развития новых социальных технологий по работе с неблагополучными семьями.
Проблематика оказания Обобщение передового отечественного и зарубежного опыта в области помощи семье позволит повысить эффективность работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства [2]. В социозащитных учреждениях регионов России, наряду с традиционными социальными технологиями (социальный патронаж, технология работы с алкоголезависимыми семьями, технология предотвращения жестокого обращения), используются и инновационные («Сеть социальных контактов», «Социальный многоэтажный лифт»), которые способствуют социальной реабилитации и ресоциализации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации [7].
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2011: государственный доклад, дек, 2012 г. (в изложении) // Социальное обслуживание. — 2013. — № 2, 3. — С. 73-111; С, 79-109
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 гг.» от 1июня 2012 г. №176. URL: http://www.prago.gov.ru (Дата обращения: 28.11.2019).
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2014. - № 3. - С. 28.
Мазурчук Н.И. Инновационные образовательные теории и технологии / УрГПУ. – Екатеринбург, 2017. – 165 с.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения 11.03.2023).
Сущность и содержание социальной работы с семьей [Электронный ресурс]. URL: http://refleader.ru/ujgotrrna.html (дата обращения 11.03.2023).