ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РОМОДАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РОМОДАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время активно развиваются и внедряются различные методики, оценивающие эффективность работы муниципальной власти. Подобные методики нацелены на определение оптимальных подходов к оценке эффективности деятельности органов муниципального управления с помощью анализа эффективного расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

Ромодановский район расположен в северо-восточной части Республики Мордовии и занимает площадь 777,3 км2. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 60 252 га, в том числе 49 115 га пашни. Административно-территориальное деление района включает 12 сельских поселений (49 сельских населенных пунктов). Численность постоянного населения Ромодановского района – 18 283 человек.

Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ромодановского муниципального района РМ. Учредителем Администрации является Совет депутатов. Администрацией руководит Глава администрации Ромодановского муниципального района.

Методы оценки эффективности деятельности Администрации Ромодановского муниципального района подразделяются на внутренние и внешние. Внутренняя оценка эффективности деятельности Администрации состоит, во-первых, из оценки достигнутых целей и задач социально-экономического развития, текущего уровня конкурентоспособности и потенциала Ромодановского муниципального района, проведенной в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Ромодановского муниципального района до 2025 года. Во-вторых, из ежегодного доклада Администрации об основных результатах и перспективах деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и обеспечению социально-экономического развития Ромодановского района.

Внешняя оценка эффективности деятельности Администрации Ромодановского муниципального района проводится Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и освящается в ежегодном докладе. При подготовке доклада используются данные Мордовиястата, Министерства экономики, торговли и предпринимательства РМ, Министерства финансов РМ, Министерства образования РМ, ГКУ РМ «НЦСЭМ», непосредственно Администраций муниципальных районов.

Каждая из применяемых методик характеризуется рядом недостатков. Так, Стратегия социально-экономического развития Ромодановского муниципального района до 2025 года утверждена в 2018 году, и за прошедшие 5 лет изменения в нее не вносились. Соответственно, в Стратегии проанализированы фактические показатели за 2015 – 2018 гг. и сделан прогноз отдельных показателей развития Ромодановского района до 2025 года.

В ежегодных докладах об основных результатах и перспективах деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и обеспечению социально-экономического развития Ромодановского района, по нашему мнению, недостаточно освящаются проблемы уровня жизни населения, в частности, не анализируются показатели заработной платы, безработицы, здравоохранения и др. Аналогичный недостаток наблюдается и в системе показателей для оценки эффективности деятельности Администрации Ромодановского муниципального района, проводимой Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.

Общим недостатком применяемых методов оценки эффективности деятельности Администрации Ромодановского муниципального района является отсутствие сравнительного анализа с другими районами Республики Мордовия, со средними показателями по региону или по стране в целом.

Именно поэтому предлагается для оценки эффективности деятельности Администрации Ромодановского муниципального района расширить методологическую основу внедрением комплексного интегрального показателя, позволяющего не только количественно оценить темпы роста (замедления) социально-экономического развития района, но и дать качественную оценку базовых показателей, основанную на сравнительном анализе.

Комплекс моделей оценки социально-экономического развития Ромодановского муниципального района должен содержать:

модель интегральной сравнительной оценки уровня текущего состояния социально-экономического развития (статическая модель);

модель интегральной оценки уровня изменений социально-экономического развития (динамическая модель).

Как статическая, так и динамическая модели оценки социально-экономического развития формируется с использованием перечня параметров. Из множества показателей (параметров), описывающих предметную область, выбираются так называемые базовые, значения которых используются в качестве исходных данных. Остальные же показатели непосредственно или опосредованно зависят от них.

Во-первых, предлагается система базовых показателей, характеризующих отдельные параметры социально-экономического развития территории (таблица 1). Следует отметить, что предлагаемая система не является статичной, а может и должна корректироваться и дополняться в зависимости от поставленных целей развития муниципального образования, от возникновения новых или обострения имеющихся социально-экономических проблем.

Таблица 1 – Система базовых показателей социально-экономического развития муниципального образования

Название показателя

Вес показателя

I Экономические показатели

Валовой муниципальный продукт на душу населения, руб.

0,3

Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к пред. году

0,2

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

0,3

Доля собственных средств (налоговых и неналоговых) в общем объеме доходов бюджета муниципального района, %

0,2

Итого

1

II Социальные показатели

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

0,4

Средний размер назначенных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда, руб.

0,2

Уровень зарегистрированной безработицы, %

0,3

Ввод в действие жилых домов в расчете на 1 жителя, кв. м. общей площади

0,1

Итого

1

Во-вторых, для расчетов используется методика формирования агрегированного (интегрального) показателя, позволяющего получить комплексное представление о степени сбалансированности развития района, основанное на сравнительном анализе со среднереспубликанским уровнем.

Формула для расчета интегрального показателя для оценки социально-экономического развития территории имеет вид:

, (1)

где I – значение интегрального показателя;

Хi – балльная оценка базового показателя;

ki – весовой коэффициент базового показателя, ;

n – количество базовых показателей.

Балльная оценка каждого показателя формируемся следующим образом:

если значение показателя муниципального района равно значению соответствующего среднереспубликанского показателя, то Хi= 1;

если значение показателя муниципального района хуже значения соответствующего среднереспубликанского показателя на 1 – 10 %, то Хi= 0,9 (на 11 – 20 %, то Хi= 0,8 и т. д.);

если значение показателя муниципального района лучше значения соответствующего среднереспубликанского показателя на 1 – 10 %, то Хi= 1,1 (на 11 – 20 %, то Хi= 1,2 и т. д.).

Следовательно, диапазон как балльных оценок Хi, так и интегрального показателя составляет от 0 до 2. При этом, если интегральный показатель меньше 1, то уровень социально-экономического района ниже среднереспубликанского уровня. Если же интегральный показатель больше 1, то уровень социально-экономического района выше.

Динамика интегрального показателя экономического развития Ромодановского муниципального района проиллюстрирована на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика интегрального показателя экономического

развития Ромодановского муниципального района за 2017 – 2021 гг.

Интегральный показатель экономического развития Ромодановского муниципального района увеличился за 2017 – 2021 гг. с 0,59 до 0,89, т. е. на 0,3 при темпе роста 150,8 %. Наибольшим значение показателя было в 2020 г. – 1,13, т. е. экономическое развитие района в этом году превосходило экономическое развитие Республики Мордовия. Достичь высоких темпов роста экономики в Ромодановском районе позволили инвестиционные вложения ОАО «РЖД». Наиболее проблемными аспектами, тормозящими развитие Ромодановского муниципального района, в настоящее время являются низкие объемы валового муниципального продукта и сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Динамика интегрального показателя социального развития Ромодановского муниципального района проиллюстрирована на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика интегрального показателя социального

развития Ромодановского муниципального района за 2017 – 2021 гг.

Итак, интегральный показатель социального развития Ромодановского муниципального района увеличился за 2017 – 2021 гг. с 0,78 до 0,91, т. е. на 0,13 при темпе роста 115,4 %. Наибольшим значение показателя было в 2020 г. – 1,01, т. е. социальное развитие района в этом году превосходило социальное развитие Республики Мордовия. Достичь высоких темпов роста социальной сферы в Ромодановском районе позволил относительно невысокий рост безработицы в условиях пандемии. Наиболее проблемными аспектами, тормозящими социальное развитие Ромодановского муниципального района, в настоящее время является низкий уровень заработной платы работников организаций и невысокие темпы ввода в действие жилых домов.

Таким образом, для оценки эффективности деятельности Администрации Ромодановского муниципального района нами предложено расширить методологическую основу внедрением комплексного интегрального показателя, позволяющего не только количественно оценить темпы роста (замедления) социально-экономического развития района, но и дать качественную оценку базовых показателей, основанную на сравнительном анализе.

Список использованных источников

Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия : официальный сайт. – URL: http://www.romodanovo-rm.ru/. – Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.

Байгулов Р. М. Эффективность муниципального управления: методический подход и определяющие факторы / Р. М. Байгулов, М. Л. Яшина, Н. Р. Александрова // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 4. – С. 31 – 39. – ISSN: 2311-5351. – Текст : непосредственный.

Булякова Р. Р. К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг / Р. Р. Булякова // Молодой ученый. – 2023. – № 1 (448). – С. 68 – 70. – ISSN: 2072-0297. – Текст : непосредственный.

Ждан Г. В. Направления совершенствования методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований РФ / Г. В. Ждан, Т. В. Сумская // Вестник НГУЭУ. – 2022. – № 3. – С. 48 – 64. – ISSN: 2073-6495. – Текст : непосредственный.

Зинич Л. В. Оценка эффективности деятельности органов муниципального управления / Л. В. Зинич, К. С. Власов // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 109 – 113. – ISSN: 2311-4320. – Текст : непосредственный.

Малков Д. А. Модель эффективности муниципального управления территорией / Д. А. Малков // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 4. – С. 214 – 219. – ISSN: 2311-4320. – Текст : непосредственный.

Стрябкова Е. А. Методический контур оценки эффективности реализации стратегии развития муниципального образования региона / Е. А. Стрябкова, О. А. Медведев, Н. А. Герасимова, А. М. Кулик // Финансовый бизнес. – 2022. – № 6 (228). – С. 96 – 101. – ISSN: 0869-8589. – Текст : непосредственный.

Суслова А. П. Критерии и показатели экономической эффективности муниципальных программ / А. П. Суслова, Л. Е. Басовский // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2023. – Т. 11. – № 1. – С. 4 – 7. – ISSN: 2587-9111. – Текст : непосредственный.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия : Мордовиястат: официальный сайт. – URL: https://mrd.gks.ru. – Режим доступа: сеть Интернет. – Текст : электронный.

Фомина Л. В. К вопросу об эффективности государственного муниципального управления / Л. В. Фомина, Т. В. Шитова // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 11 (215). – С. 8 – 11. – ISSN: 1815-1329. – Текст : непосредственный.

Шесткина А. И. Эффективность муниципального управления, его критерии и индикаторы / А. И. Шесткина // Студенческий. – 2022. – № 38 (208). – С. 38 – 40. – ISSN: 2541-9412. – Текст : непосредственный.

Яшина М. Л. Эффективность муниципального управления: методический подход и определяющие факторы / М. Л. Яшина, Н. Р. Александрова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2022. – № 5 (144). – С. 11 – 17. – ISSN: 2219-0279. – Текст : непосредственный.

Просмотров работы: 42