Работа с родителями как средство профилактики интернет - зависимости младших школьников - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Работа с родителями как средство профилактики интернет - зависимости младших школьников

Харченко М.А. 1, Эвоян К.Н. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мир не стоит на месте, с каждым годом техника становится всё более продвинутой, открывает больше возможностей для людей. Однако эти новинки в сфере технологии не всегда позитивно влияют на человека, особенно на детей. В 21 веке люди много времени проводят с гаджетами, общаясь с их помощью, работая, а также организуя таким образом свой досуг. Многие врачи, педагоги и психологи бьют тревогу, так как гаджеты вызывают серьёзную зависимость, рождают множество проблем не только со здоровьем, развитием, но и с социализацией, умением создавать коммуникативные связи в обществе, в целом негативно сказываются на жизнь людей. Особенно сильно развивается зависимость от гаджетов у школьников. Ни для кого не секрет, что наличие Интернета имеет как положительные стороны, так и отрицателные. В 21 веке в каждой молодой семье с детьми есть домашний Интернет, к которому подсоединены не только телевизор, но и компьютер, телефон или планшет. Безусловно, современные дети используют Интернет для просмотра мультфильмов, сериалов для детей, а также для просмотра с родителями семейных фильмов. Однако кроме того, что с помощью Интернета легко найти нужный ресурс, информацию, медиафайл, есть и недостатки. Если обратить внимание, то люди в последнее десятилетие безотрывно проводят время в Интернете, выходя в него с помощью различных гаджетов. Чаще всего злоупотребляют проведением времени в социальных сетях, в видеохостинге, в компьютерных играх, работающих по сети, именно школьники. Причин этому множество. К ним могут относиться проблемы с процессом адаптации и социализации ребёнка, так как дети в такой ситуации не просят помощи у родителей, а находят друзей и союзников именно в видеоиграх или социальных сетях, различных кружках по интересам но не в реальной жизни, а в виртуальной.

Проблема зависимости от Интернета с каждым годом растёт, а вместе сложности с социализацией, адаптацией, сложностями в обучении школьников. Увеличивается тревожность детей, эмоциональное перевозбуждение. Порой в Интернете отсутствует цензура, дети получают много ненужной или же неприемлемой для своего возраста информации, видеороликов (например, видео с жестоким обращением с другими людьми или животными).Всё это составляет актуальность исследования.

Отметим, что зависимость детей от Интернета или же, как следствия, компьютера гораздо сильнее, чем у взрослых. Многие люди наблюдали, как дети устраивали буквально истерики, если один из родителей забирал планшет из рук ребёнка или же выключал компьютер из сети. Уже давно доказано, что также негативно всё это влияет на психику ребёнка, он становится более закрытым, несоциальным, агрессивным. Нельзя не упомянуть, что мотивация детей также снижается: школьники не стремятся хорошо учиться, ухудшается память, желание конкурировать и быть лучшим, нет желание познавать окружающий мир. Как следствие – ссоры с родителями по поводу неуспеваемости, систематического вранья. Интернет – это серьёзная зависимость, с которой важно бороться педагогам и родителям.

Интернет-зависимость – это «психическое расстройство, которое сопровождается различными нарушениями поведения, часто включающими отсутствиеспособности своевременно выйти из Интернета и постоянные раздражающие импульсы».

Важной частью исследования проблемы Интернет-зависимости является выявление истинных причин её появления. В специальной научной литературе авторы выделяют ряд существенных факторов, порождающих зависимость.

Исследователи выделили 3 варианта Интернет-зависимости:

1) Патологическая одержимость онлайн как конфигурация аддиктивного поведения, интерпретируемая как расстройство нормального, принятого в обществе поведения - девиантное поведение.

2) синдром интернет-зависимости, который в некоторых категориях включает в себя ряд других личностных и психологических расстройств.

3) интернет-зависимость как автономная патологическая конфигурация, определяемая взаимной патологической ролью данных и интернет-среды, с динамикой точного (процессуального) психо-патологического расстройства».

Причин для возникновения Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста много. Как было уже отмечено, дети часто не реализуются в реальной жизни, часто остаются непонятыми сверстниками, игонорируются родителями, когда ребёнок ждёт внимания или поддержки. Не находя её, дети часто отправляются на поиски в Интернет.

Утвержденного метода лечения Интернет-зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики, которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг.

Не все учебные заведения могут вовремя провести и реализовать лучшие методики для выявления зависимости у школьников, поэтому важно не только ориентироваться на результаты методик, но и на общие наблюдение за тем, как ребёнок проводит свободное время дома или на перемене. Педагог и родитель только по этим наблюдениям уже может определить проблему, помочь ребёнку, уменьшить проведение времени за телефоном интересным делом или игрой, вовлечь в школьную жизнь.

Однако существуют и простые рекомендации для профилактики развития Интернет-зависимости у детей начальной школы. Итак, для начала важно соблюдать их не единовременно, а взять за привычку. Родителям важно создать традиционные дни без телефонов и Интернета. Вариантов, как провести выходной, много. Например, это может быть выезд на природу или поход на культурное мероприятие. Важно устанавливать на детском телефоне лимит, который можно отрегулировать в приложении мобильного оператора. Также важно установить функцию родительского контроля. Однако при желании любой ребёнок может найти способ, как ему выйти в сеть. Поэтому важно и обсудить с ребёнком то, что он может найти. Дайте совет обращаться ко взрослому, а не к Интернету, если есть вопрос или проблема. Беседа должна быть и дружеской, и назидательной.

Однако, если выявить растущую Интернет-зависимость в раннем возрасте, то возможно направить ребёнка, помочь решить проблемы коммуникативного характера. В этом может помочь педагог, направляющий родителей, а также детский психолог.

Список использованных источников

Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский, О.В Смыслова. - Москва: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.

Бирюков В. Сеть и наркомания. Компьютерный еженедельник «Компьютерра» №16, 1998, с.13-15.

Богомолова М. А. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции / М. А. Богомолова, Т. С. Бузина // Медицинская психология в России. 2018. – № 2 (49). – С. 8-11.

Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.

Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2013. - № 4.

Просмотров работы: 41