Одним из направлений оздоровления детей дошкольного возраста являются занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи, такие как развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости), двигательных способностей (координации, дыхательных функций), знаний о видах и основных методах плавания и собственном теле у детей разных возрастов, но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма, охрана и укрепление здоровья, его гармоничное развитие, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Актуальность данной темы заключается в том, что в публикациях последних лет отмечается статистика и тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Наряду с такими причинами, как уровень здравоохранения, образ и условия жизни, проблемы, связанные с экологией и экономикой специалисты на одно из первых мест ставят проблему неэффективности системы физического воспитания детей в семьях и образовательных учреждениях. С целью решения этой задачи необходимо еще с самых малых лет формировать здоровый образ жизни, применяя все без исключения ресурсы физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Целью работы является определение значение плавания в оздоровлении детей дошкольного возраста.
Главная задача – рассмотрение воздействия плавания на здоровье детей дошкольного возраста.
В нынешнем обществе современные родители стремятся научить детей плавать в раннем возрасте, и детские неврологи и педиатры только поддерживают их в данном, ведь видят превосходный эффект оздоровления после подобных занятий и считают, что у новорождённых детей уже есть все необходимые плавательные рефлексы. Однако, чтобы эти рефлексы превратились в устойчивые осмысленные навыки, малышу нужны постоянные занятия в воде, причем с самого раннего возраста. В настоящее время в детских бассейнах ранним плаванием с ребёнком занимаются специально обученные инструкторы, которые формируют у малышей задержку дыхания и изучают с ними различные техники ныряния.
В плавании с маленькими детьми выделяют следующие этапы:
предварительный (постепенный ввод в воду, раскачивания, скольжения, полоскания);
основной (статические и динамические упражнения, нацеленные на подготовку к плаванию, нырянию, общее развитие и оздоровление);
завершающий (игры, развлечения и упражнения, которые больше всего нравятся малышу).
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный результат. При этом должны соблюдаться динамичность физических упражнений, равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, выполнение упражнений, контроль за правильным дыханием.
Организация обучения плаванию и оздоровительной работы детей в дошкольном учреждении проходит поэтапно. Занятия по плаванию проводятся не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5-2 часа до сна. Наиболее приемлемым периодом для проведения занятий является время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут.
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Длительность занятий по плаванию и количество занятий в разных возрастных группах разное. Подробнее с длительностью и количеством занятий можно ознакомиться в таблице 1.
Таблица 1 – Длительность и количество занятий по плаванию
Возрастная группа |
Длительность занятий, мин |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во занятий в месяц |
Кол-во занятий в год |
Младшая группа |
15-20 мин |
1 |
4 |
28 |
Средняя группа |
20-25 мин |
1 |
4 |
28 |
Старшая группа |
25-30 мин |
2 |
8 |
56 |
Подготовительная группа |
30-35 мин |
2 |
8 |
56 |
Благодаря регулярным занятиям в бассейне у ребенка:
увеличится объем легких и повысится сила и тонус дыхательных мышц;
улучшиться сон и метаболизм;
окрепнет иммунная система;
окрепнут суставы и улучшиться мускулатура;
нормализуется давление и улучшиться кровообращение.
Для того, чтобы оценить, насколько занятия в бассейне способствуют оздоровлению детей, проведем тестирование на подготовительной группе из 7 человек. В качестве основных показателей возьмем: количество часов сна и время задерживания дыхания на вздохе.
До начала занятий у детей были следующие показатели (табл. 1).
Таблица 1 – Начальные показатели
№ ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Кол-во часов сна |
5 |
4 |
6 |
4 |
7 |
5 |
8 |
Время задержки дыхания на вздохе |
15 |
20 |
17 |
19 |
14 |
15 |
16 |
У детей проводилось 2 занятия в неделю по 30 минут. Курс плавания был рассчитан на 3 месяца.
В результате регулярных занятий, а непосредственно – посещение не менее 70% занятий, ребенок, который находился в подготовительной группе, научился:
не опасаться воды;
знать и использовать правила безопасного поведения на воде;
иметь стойкую заинтересованность в занятиях плаванием;
не менее 6 секунд перемещаться по дну бассейна на руках с погружением лица в воду;
не менее 4 метров скользить по воде с движением ног и рук.
После прохождения курса у детей были следующие показатели (табл. 2).
Таблица 2 – Итоговые показатели
№ ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Кол-во часов сна |
6 |
6 |
7 |
5 |
7 |
6 |
8 |
Время задержки дыхания на вздохе |
18 |
25 |
19 |
22 |
16 |
19 |
21 |
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что регулярные занятия в бассейне благоприятно влияют на сон и время задержки дыхания у детей, укрепляют их нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, существенно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата. Чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем лучше отразится положительное влияние плавания на формирование всего детского организма.