ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Орлова И.А. 1, Журавлёв А.В. 1
1САФУ имени М.В.Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из направлений оздоровления детей дошкольного возраста являются занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи, такие как развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости), двигательных способностей (координации, дыхательных функций), знаний о видах и основных методах плавания и собственном теле у детей разных возрастов, но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма, охрана и укрепление здоровья, его гармоничное развитие, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Актуальность данной темы заключается в том, что в публикациях последних лет отмечается статистика и тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Наряду с такими причинами, как уровень здравоохранения, образ и условия жизни, проблемы, связанные с экологией и экономикой специалисты на одно из первых мест ставят проблему неэффективности системы физического воспитания детей в семьях и образовательных учреждениях. С целью решения этой задачи необходимо еще с самых малых лет формировать здоровый образ жизни, применяя все без исключения ресурсы физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Целью работы является определение значение плавания в оздоровлении детей дошкольного возраста.

Главная задача – рассмотрение воздействия плавания на здоровье детей дошкольного возраста.

В нынешнем обществе современные родители стремятся научить детей плавать в раннем возрасте, и детские неврологи и педиатры только поддерживают их в данном, ведь видят превосходный эффект оздоровления после подобных занятий и считают, что у новорождённых детей уже есть все необходимые плавательные рефлексы. Однако, чтобы эти рефлексы превратились в устойчивые осмысленные навыки, малышу нужны постоянные занятия в воде, причем с самого раннего возраста. В настоящее время в детских бассейнах ранним плаванием с ребёнком занимаются специально обученные инструкторы, которые формируют у малышей задержку дыхания и изучают с ними различные техники ныряния.

В плавании с маленькими детьми выделяют следующие этапы:

предварительный (постепенный ввод в воду, раскачивания, скольжения, полоскания);

основной (статические и динамические упражнения, нацеленные на подготовку к плаванию, нырянию, общее развитие и оздоровление);

завершающий (игры, развлечения и упражнения, которые больше всего нравятся малышу).

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный результат. При этом должны соблюдаться динамичность физических упражнений, равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, выполнение упражнений, контроль за правильным дыханием.

Организация обучения плаванию и оздоровительной работы детей в дошкольном учреждении проходит поэтапно. Занятия по плаванию проводятся не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5-2 часа до сна. Наиболее приемлемым периодом для проведения занятий является время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Длительность занятий по плаванию и количество занятий в разных возрастных группах разное. Подробнее с длительностью и количеством занятий можно ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1 – Длительность и количество занятий по плаванию

Возрастная группа

Длительность занятий, мин

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Младшая группа

15-20 мин

1

4

28

Средняя группа

20-25 мин

1

4

28

Старшая группа

25-30 мин

2

8

56

Подготовительная группа

30-35 мин

2

8

56

Благодаря регулярным занятиям в бассейне у ребенка:

увеличится объем легких и повысится сила и тонус дыхательных мышц;

улучшиться сон и метаболизм;

окрепнет иммунная система;

окрепнут суставы и улучшиться мускулатура;

нормализуется давление и улучшиться кровообращение.

Для того, чтобы оценить, насколько занятия в бассейне способствуют оздоровлению детей, проведем тестирование на подготовительной группе из 7 человек. В качестве основных показателей возьмем: количество часов сна и время задерживания дыхания на вздохе.

До начала занятий у детей были следующие показатели (табл. 1).

Таблица 1 – Начальные показатели

№ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во часов сна

5

4

6

4

7

5

8

Время задержки дыхания на вздохе

15

20

17

19

14

15

16

У детей проводилось 2 занятия в неделю по 30 минут. Курс плавания был рассчитан на 3 месяца.

В результате регулярных занятий, а непосредственно – посещение не менее 70% занятий, ребенок, который находился в подготовительной группе, научился:

не опасаться воды;

знать и использовать правила безопасного поведения на воде;

иметь стойкую заинтересованность в занятиях плаванием;

не менее 6 секунд перемещаться по дну бассейна на руках с погружением лица в воду;

не менее 4 метров скользить по воде с движением ног и рук.

После прохождения курса у детей были следующие показатели (табл. 2).

Таблица 2 – Итоговые показатели

№ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во часов сна

6

6

7

5

7

6

8

Время задержки дыхания на вздохе

18

25

19

22

16

19

21

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что регулярные занятия в бассейне благоприятно влияют на сон и время задержки дыхания у детей, укрепляют их нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, существенно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата. Чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем лучше отразится положительное влияние плавания на формирование всего детского организма.

Просмотров работы: 51