В фильме Тайка Вайтити "Кролик ДжоДжо" очень оригинально представлено видение мира во Второй мировой войне. Мы смотрим на мир через призму взглядов и оценки мира от лица десятилетнего мальчишки - Йоханесса Бетцлера, который вырос в мире нацистской идеологии и не видел иного мира. Однако всё меняется на протяжении всего фильма. Можно заметить явную трансформацию во взглядах мальчика на войну и мир. Рассмотрим, как происходила эволюция характера главного героя в фильме.
В самом начале фильм погружает зрителей в атмосферу нацисткой Германии. С первых минут нам дают понять, что ДжоДжо является ярым поклонником нацисткой идеологии, что непосредственно отражается в его речи. Он восклицает: "HeilHitler", "Nazisforever".
Его воображаемый друг Гитлер - это второй персонаж фильма, которого мы видим. Всвоёмсценарииавторописываетегоследующимобразом:"He's more of charming buffoon who floats through life with carefree, whimsical abandon". Его речь наполнена одними лишь призывами к службе и верности нацистскому режиму, будто он ходячий сборник пропаганды и фашисткой агитации. Мальчишке нравится с ним дружить, ведь он его выдумал для того, чтобы заполнить в своём сознании отсутствие отца, который ушёл на войну и пропал без вести. Чуть позже нам раскроют отношение к войне со стороны самого отца, и станет понятно, что наш главный герой хотел идти по его стопам, как это обычно принято делать у детей.
В следующем акте нас знакомят с друзьями и наставниками ДжоДжо, которых у него на деле не так уж и много. Автор показывает нам узкие улочки города и единственного друга нашего главного героя - Йорки, с абсолютно такими же взглядами, как и у него. Это говорит нам о том, что наш герой в начале фильма ничем не отличался от всех остальных и наравне со всеми верил в победу нацистской Германии и её идеологии.
Вместе они идут в сторону детского лагеря для военной подготовки, где стоят точно такие же ребята, как они. Там нас знакомят с ещё одним значимым персонажем фильма - капитаном Клензендорфом, который являлся прямым участником боевых действий, но он был отправлен обратно на родину из-за ранения глаза, что заставило его разочароваться в отношении командования к нему. Этоможноуслышатьизегореплики:"According to my superiors, you need two eyes to be a meaningful part of the war effort".ДжоДжо также, как и все, занимается подготовкой и прочими аспектами военной образовательной деятельности. С помощью учёбы в этом лагере он надеялся стать настоящим воином, который доблестно отправится на войну защищать свою страну. Однако всё сложилось иначе, и автор фильма отразил вэтом желании лишь слабость и беспомощность мальчика. Над ним просто все посмеялись, и на эмоциях он чуть не потерял ноги от гранаты, которая взорвалась рядом с ним, оставшись чудом в живых.
В следующем акте мы видим его уже в больнице. К нему на приём пришла его мама - Рози Бетцлер. Она забирает его домой, где мы замечаем изменение в настроении главного героя. Из-за осколков гранаты его лицо покрылось шрамами и он больше не выглядит идеально, о чём и заявляет в своём диалоге с матерью, которая рада тому, что он остался хотя бы живым. На его стремление вернуть всё к прежним оборотам ("Ineedtobebetter") мать ему отвечает: "Youneedtobeyou". Автор фильм изображает мать главного героя, как персонажа с нейтральными взглядами на войну, она лишь поддерживает начинания своего сына, но никак не призывает его к каким-либо шагам, чтобы стать ещё более бесчеловечным. В фильме она представлена в качестве исключительно доброго и хорошего персонажа, которая всем помогает и оберегает своего сына.
Самое сильное изменение в характере героя произвела встреча с девочкой еврейкой по имени Эльза, которую укрывала у себя дома мать ДжоДжо. Мальчик ненавидел евреев. Ему всю жизнь навязывали, что это какие-то монстры и они очень опасны, но в итоге всё оказалось иначе. Впервые он встречает её у себя дома, совсем этого не ожидая. Ему было очень страшно, и изначально он посчитал её призраком, нежели евреем или человеком, он испуганно сказал ей:"Whatdoyouwant? Areyouaghost?". Она же его вовсе не боялась, потому что прекрасно понимала, что та ситуация, в которой они оказались, безвыходная, и никому нельзя выдавать информацию друг о друге. Ему пришлось уживаться с ней в одном доме, чтобы никто не пострадал, но также ему нельзя было говорить матери о том, что он знает, что еврейка живёт с ними. И в этой ситуации герой понял, что так просто проблему решить никак не выйдет и надо искать более изощренный способ. Он решил с ней подружиться, под предлогом того, что пишет книгу о евреях и о том, как их отличить, что уже ставило под вопрос его прежний взгляд на жизнь. Онсказалейобэтомпрямо:"I will not cause any trouble for you if you promise to tell me everything about the Jewish race". ДжоДжо стал интересоваться её жизнью и понемногу привыкать к сосуществованию с ней, она начинала ему немного нравится, и прежние устои рушились всё больше и больше. Спустя какое-то время даже сама Эльза признаёт его человечность и говорит ему:"Youarenotanazi".
На фоне всего этого происходит одно ужасное событие в жизни героя, которое побуждает его окончательно разочароваться в своих убеждениях. Мать мальчика уличили в причастности к евреям и казнили на площади. Это событие перевернуло всю его жизнь, он больше не знал что делать дальше. Дома героя ждала только еврейка, единственный человек, кому теперь он мог доверять и с кем он мог поделиться своими переживаниями. Такой поворот в жизни мальчика заставил его переосмыслить его взгляды на мировые устои нацизма. В конце ДжоДжо признаёт, что Эльза вовсе не плохая и говорит воображаемому Гитлеру:"Shedoesn'tseemlikeabadperson", после чего он с ним ссорятся и прогоняет его. Этим автор показывает нам то, что ДжоДжо больше не поддерживает нацизм и его идеологию.
В фильме представлена весьма не стандартная картина войны глазами ребёнка в юмористичной форме, являющейся на самом деле очень трагичной. Война и политическая военная идеология оказали огромное влияние на мировоззрение мальчика, но в конечном итоге ДжоДжо удаётся взглянуть на мир по-новому. Война в корне перевернула его жизнь, а события, которые произошли в фильме, заставили его изменить своё отношение к миру и обществу. Он перестал поддерживать нацизм и встал на сторону добра.