КАНИСТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫХ СОБАК - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КАНИСТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫХ СОБАК

Обухова А.А. 1, Хабиров А.Ф. 1
1БГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Впервые канистерапию начали применять с 1790 года в английском графстве Йоркшир. Там было создано общество друзей, основавших больницу для душевнобольных. Основатель больницы Уильям Тьюк заменил традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия ,в лечении стали применять собак. Уже тогда врачи больницы отметили положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.

Американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, как его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения, впоследствии и предложил использовать этих животных для лечения психических расстройств. Он впервые употребил в 1969 году термин «петтерапия». Дальше исследования проводились в университете Калгари и детской больницы Альберты. Адам Кертон руководитель исследований, рассказал, что в ходе научного эксперимента наблюдение велось за 45 семьями, в которых живут собаки, где с детьми происходят приступы, по меньшей степени раз в месяц. В двадцати семьях сообщили, что их собаки реагируют на приближение припадка. Десять собак пытаются предупредить ребенка или семью разными, доступными собаке средствами [5].

В США первыми животных привлекли к своей работе психологи. В 1977 году в клинике Университета Огайо открылась первая постоянная программа пет-терапии. В 1980 году таких программ в США насчитывалось уже около двадцати, а к 2000 году – более тысячи. В настоящее время существуют различные организации, занимающиеся пет-терапией, например, общество «Животные партнеры», «Международная организация терапии при помощи собак», «Лапы за здоровье», действует организация «Читая с Ровером», где аутичные дети читают вслух собакам.

С 1 июля 2010 года в Польше введена специальность «канистерапевт» в государственный список профессий, благодаря инициативе Польского Общества Канистерапии (РТК). В Европе и США это уже абсолютно полноправная область официальной медицины, в рамках которой проводятся встречи, семинары, а в некоторых странах существуют даже курсы по подготовке специалистов, по окончании которых можно заниматься частной практикой.

В 2011 году в России создана организация объединившая канистерапевтов России – Сообщество поддержки и развития канистерапии (СПРКТ). С 2014 года СПРКТ представляет интересы канист- терапевтов в Союзе реабилитологов России. Также 15 мая 2014 года состоялось открытие кабинета канистерапии в КГБУСО СРЦН «Парус Надежды». За три года на прием к специалистам кабинета канистерапии записались 75 семей, воспитывающих «особенных» детей, среди которых 54 ребенка с расстройствами аутистического спектра, 6 – с синдромом Дауна, 4- с детским церебральным параличем, 11- с моментальным и неврологическими нарушениями. Проведено более 700 индивидуальных семейных занятий, на которых присутствуют обычно все члены семьи. Всего кабинет посетили более 100 взрослых и 90 детей.

Занятия с детьми проводятся 1-2 раза в неделю, в помещении или на улице. С каждым ребенком индивидуально занимаются два специалиста и собака. Длительность занятия 15-30 минут.

Предметом канистерапии как метода реабилитологии является не только сам человек и его нарушенные возможности, а взаимосвязи, которые нарушаются между ним и обществом.

Главная задача канистерапии - это создать условия для включения инвалида в социально- общественную жизнь, добиться доверия и сотрудничества не только со стороны пациента, но и его близких [2].

В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении таких серьезных заболеваний, как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно- сосудистые заболевания, эпилепсия, различные виды деменции, реабилитация после травм и инсультов. Общение с собаками улучшает социальную адаптацию больных с болезнью Альцгеймера.

Канистерапия выполняет такие функции как:

- Способствует гармонизации актуального психического состояния;

- Снижает уровень тревожности, напряженности;

- Повышает эмоциональный фон;

-Стимулирует эмоциональную сферу;

- Позитивно влияет на психомоторику;

- Нормализует вегетативные функции;

-Приводит к актуализации ресурсных состояний;

-Уменьшает аутизацию;

-Повышает уровень коммуникативных навыков;

-Выполняет функцию самореализации;

-Способствует дестигматизации.

Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субьектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть дуальную связь «собака-ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия [1].

В наше время учеными установлено, что сверхчувствительное обоняние помогает собакам определять редкое сочетание белков в злокачественных опухолях, собаки способны предчувствовать как минимум за 20 минут эпилептический припадок, отличить одежду здоровых детей от детей страдающих аутизмом. Анализ слюны собаки показал, что в ней содержится лизоцим, антисептик. Также было установлено, что при взгляде на собаку у человека уменьшается гормон стресса – кортизол, и увеличиваются гормоны счастья – эндорфины [3].

Клиническое исследование показало, что канистерапия улучшает кардиопульмонарное давление, уменьшает уровень нейрогормонов, предупреждает развитие беспокойства у больных, госпитализированных с остановкой сердца. Канистерапия успешно использована при реабилитации больных, перенесших пересадку сердца. Канистерапия повышает эффективность, улучшает эмоциональное состояние онкологических больных. Также отличное обоняние собак позволяет диагностировать на ранних стадиях такие заболевания как рак, сахарный диабет, эпилепсия.

Общение с собакой в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движение строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом собака достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желание. Канистерапия как психологический метод способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшает двигательные функции, расширяет программу моторных навыков, усиливает эффективность психологического воздействия на развитие личности ребенка при коррекции нежелательного поведения [6].

Библиографический список

Данченко, С.А. «Механизм социально- коммуникативного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью метода канистерапии» / С.А. Данченко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2017. № 7. С. 234-237.

Данченко, С.А. «Канистерапия как метод социальной реабилитации детей, попавших в экстремальную жизненную ситуацию» / С.А. Данченко, И.Г. Гносова //Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2014. № 4. С. 296-301.

Касимова, И.Р. «Феномен канистерапии как психолого-педагогического средства помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»/ И.Р. Касимова // сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2018. С. 273-275.

Князева, Н.А. «Канистерапия – это оздоровление, лечение и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при общении с собаками»/ Н.А. Князева // ВНЕшкольник. 2012. № 2 (149). С. 33-34.

Остроумова, М.А. «Анализ американского опыта применения канистерапии как метода лечения» / М.А. Остроумова // Молодежь и наука. 2017. № 3. С. 1.

Рудакова, В. «Влияние канистерапии на состояние здоровья детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития» / В. Рудакова, Л.В. Шарова // В сборнике: Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 103-110.

Просмотров работы: 31